Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваигаш, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И сообщили ему, что еще жив Йосеф, и что он властвует над всей землей египетской»[1] [2].
Несомненно, это было рассказано Яакову, когда прибыли колесницы, чтобы везти его в Египет. И об этом сказано: «И замерло сердце его, ибо не поверил он им»[3] — он не мог поверить, что фараон захочет оказать ему почет. «И пересказали ему все слова Йосефа»[4] — то, что он сказал, что фараон пожелал послать колесницы именно
от своего имени. И тогда: «… увидел он колесницы…ожил дух Яакова…»’.
(Яаков поверил, что Йосеф жив и был готов идти в Египет, но, конечно, ему намного приятнее, если он будет уверен, что сам фараон (хозяин) действительно рад принять его и всю его семью. — прим.)
Притча.
В одном городе Испании евреи назначили главным раввином еврея из Германии (хотя известно, что жители этих стран недолюбливали друг друга, но, так как тот раввин был очень мудрым и богобоязненным, решили назначить его главой в своем городе — это примечание автора книги). Жители города поставили новому раввину условие, что он привезет с собой только младших детей, которые нуждаются в надзоре родителей, а старших оставит у себя на родине. Поэтому, когда они послали за ним телегу, послали маленькую, в которую мог влезть только он сам с маленькими детьми, а не послали большую, чтобы не взял с собой и старших детей или других родственников.
Смысл этой притчи в том, что наш праотец Яаков, да покоится с миром, хотел знать, что на самом деле задумал фараон. Для этого ему надо было посмотреть, какие колесницы он послал: большие или маленькие, то есть, он на самом деле хотел увидеть Яакова и всю его семью, или только был вынужден выполнить просьбу Йосефа. В Торе подчеркивается, что фараон действительно всем сердцем желал приезда Яакова, как сказано: «.И возьмите отца вашего и семейства ваши, и придите ко мне. и не жалейте вещей ваших. ведь лучшее земли египетской — для вас»[5][6]. Поэтому фараон согласился послать большие, красивые колесницы для Яакова, и всех, кто с ним. И тогда: «. увидел он колесницы, посланные фараоном», и от этого: «ожил дух Яакова».
[2] Берешит 45:26
[3] Берешит 45:26
[4] Берешит 45:27
[5] Берешит 45:27
[6] Берешит 45:18-20
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»