Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Микец, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«А Б-г Ша-дай даст вам милость в глазах этого человека»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Счастлив человек, которого Ты наказываешь, Б-г[3]». Здесь используется Имя Творца, состоящее из двух букв: иуд и hей, в этом соединение есть намек на меру суда Творца, и еще — иуд намекает на будущий мир, а буква hей, — на этот мир. При прочтение вместе это звучит как «Я».
Мидраш обращает внимание, что вместо имени «Ашем» используется имя «Я». Поскольку в стихе говорится о страданиях, которые Б-г посылает близким Ему в этом мире, Мидраш толкует, что используемое имя похоже на крик человека, получающем наказание перед судьей и кричащем: «Я», «Я» — хватит! Также Яаков молится: Тот, кто в будущем скажет страданиям еврейского народа: «Хватит!», скажет и моим страданиям: «Хватит!», как сказано: «А Б-г Ша-дай даст вам милость». (Имя Б-га «Ша-дай» можно толковать также как ше-дай — «что хватит» — прим.). Следует рассмотреть, почему Яаков, да покоится с миром, вспоминает будущее милосердие Б-га к нам. Мы не встречаем этого в других молитвах. В них обычно упоминаются прошлые милости, оказанные нам Б-гом, как сказано: «Вспомни милосердие Твое и милости Твои, ведь они были всегда»[4], или как в молитве: «Тот, кто ответил (перечисляются праведники прошлых поколений — прим.)… ответит и нам» (Слихот). И еще написано в Мидраше[5]: «Об этом будет молить Тебя каждый благочестивый, когда потребуется (ле-эт мцо)»[6] — мэцуй а-дин — время, когда Творец ведет себя с человеком по мере суда, и это время, когда заканчивается весь счет, что есть у Б-га к человеку. Когда Яаков понял, что сейчас время окончания всех бед, которые должен он пройти, то начал просить милосердия (комментаторы сравнивают это со встречей Яакова и Эйсава), — сделав все, что в его силах, Яаков начинает молится Богу: «А Б-г Ша-дай даст вам милость в глазах этого человека». Надо также понять, что хотели сказать мудрецы, приведя стих: «Об этом будет молить Тебя каждый благочестивый». И еще там же в Мидраше рабби Йошиа бен Леви разъясняет стих: «А Б-г Ш-дай даст вам милость» — «И дал им милость в глазах всех пленивших их»[7] — говорится об еврейском народе, находящемся в изгнание, «в глазах этого (великого) человека». Здесь содержится намек на Всевышнего, о котором сказано: «Б-г — воин»[8]. (Буквально там сказано: «Человек — воин». Мудрецы сравнивали разные высказывания в разных местах Торы и толковали их. Так в книге Берешит[9]слово иш трактуют как важный человек, управляющий Египтом, и как намек на Б-га, управляющего мирозданием. — прим.) Все эти вопросы можно разъяснить их с помощью притчи.
Притча. Один младенец заболел. Позвали врачей и те сказали, что необходимо напоить кормилицу лекарством, которое вызывает рвоту. Малыш получит это лекарство через молоко, это вызовет у него сильную рвоту и вылечится. Кормилица выпила ложку лекарства, и оно оказалось очень горьким. Все же она продолжила пить, чтобы малыш вылечился. Но когда выпила половину необходимого количества, взмолилась врачу: «Может этого достаточно для излечения малыша, и больше пить не надо?» Врач ответил: «Нет, необходимо, чтобы ты выпила все лекарство!» Она выпила все лекарство, малыш покормился пару раз, и его стало сильно рвать, так, что он совершенно обессилел. Позвали врача, и он признал, что ошибся и велел кормилице выпить слишком большую дозу лекарства. Он принес капли, капнул ребенку в рот, и рвота прекратилась. Кормилица, увидев это, стала плакать: «Зачем же вы заставляли меня пить столько горького лекарства?! Ведь я говорила, что и половины хватит! Мне пришлось мучиться зря!»
Смысл этой притчи в том, что наши праотцы, да покоятся с миром, были вынуждены терпеть страдания, которые им не полагались за их поступки. Всевышний сделал это для того, чтобы подготовить спасение и избавление в разных ситуациях для их потомков. Их потомки в будущем «впитывали» это спасение и оно приходило в тяжелые времена. Яаков, избранный из праотцов, получил особенно тяжкие испытания от Всевышнего, ради всех будущих поколений. Поэтому, хотя он очень страдал, согласился терпеть ради нашего нынешнего блага. Но когда произошло несчастье с Йосефом, Яаков почувствовал, что его страдания так велики, что их невозможно вынести. Он знал, что все, что с ним происходило, было лишь мелким подобием тех страданий, которые ждали его потомков, а потому размышлял: «Когда, не дай Б-г, на моих потомков обрушатся беды во много раз тяжелее, чем мои, они не смогут их выносить, взмолятся к Всевышнему, и Он вызволит их из беды!» — у него было справедливое замечание: «Я знаю, что Ты проявишь к моим потомкам милосердие, и не пошлешь им таких тяжких страданий, как мне. Почему же тогда я должен мучиться без необходимости?»
Об этом и говорит Мидраш: «Счастлив человек, которого Ты наказываешь, Б-г»[10]. Сказал Яаков: Тот, кто в будущем скажет страданиям еврейского народа: «Хватит!», скажет и моим страданиям: «Хватит!» Яаков не бунтовал против страданий, которые посылал ему Б-г, а просил: «Поскольку Ты в будущем прекратишь страдания моих потомков, то прекрати и мои!» И сказали дальше мудрецы: «А Б-г Ша-дай даст вам милость» — в будущем, а потому проявит милосердие и теперь. И это то, что сказано: «Об этом будет молить Тебя каждый благочестивый, когда потребуется (ле-эт мцо)» — мэцуй а-дин — время когда Творец ведет себя с человеком по мере суда и это время, когда заканчивается весь счет, который есть у Б-га к человеку. Когда Яаков понял, что сейчас время окончания всех бед, которые должен он пройти, то начал просить милосердия.
[1] Берешит 43:14
[2] Мидраш Берешит Раба 92:1
[3] Теилим 49:12
[4] Теилим 25:6
[5] Мидраш Берешит Раба 92:2
[6] Теилим 32:6
[7] Теилим 106:46
[8] Шмот 15:3
[9] Берешит 42:30
[10] Теилим 49:12
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»