Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
[1]«Пришел пророк Миха и свел суть всей Торы к трем основам: “Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим” (Миха 6:8). “Исполнять закон” — это устанавливать справедливые суды, “любить милосердие” — это совершать добрые дела, “и скромно ходить перед Б-гом твоим” — это хоронить мертвых и выдавать замуж невест…» (Макот 24а).
Понимание третьей основы Торы, которую сформулировал пророк Миха: «и скромно ходить перед Б-гом твоим», не вызывает у нас никаких сомнений. Ясно, что необходимо скрывать свои добрые дела, совершаемые для блага людей. Скромный человек не оповещает других о своих поступках, а делает добро незаметно.
Но тогда это противоречит двум предыдущим основам: «исполнять закон, любить милосердие». Исполнение закона — справедливый суд — осуществляется публично. Невозможно предположить, что судебное разбирательство требуется вершить втайне. И тем более это относится к тому, что пророк Миха привел в качестве второй основы Торы — любви к милосердию. Ведь чем больше будет совершаться добрых дел и чем больше нуждающихся получат помощь, — тем сильнее станет у людей любовь к Торе. И распространение в мире милосердия привлечет к совершению добрых дел и тех, кто прежде был от этого далек.
Наш праотец Авраам, шатер которого был открыт со всех четырех сторон света, кормил и поил каждого путника, оказывая добро тысячам людей. Неужели он должен был скрывать свое милосердие из соображений скромности? Наши мудрецы обязали оповещать о содеянном благе того, кому оно было оказано; и это неотъемлемая часть доброго дела: «Если человек дает подарок товарищу, он должен ему об этом сообщить»[2]. Например, если мы что-то дарим ребенку, то непременно должны рассказать об этом его отцу или матери, — так они узнают о нашем расположении к ним и в народе Израиля приумножится любовь друг к другу. Очевидно, что не следует раскрывать этого посторонним, но в любом случае доброе отношение не должно быть сокрыто от людей и остаться незамеченным. Но как же тогда понимать требование «скромно ходить перед Б-гом твоим»? Что это за поступки, которые должны сохраняться втайне от всех?
В действительности в приведенных выше словах мудрецов мы находим нечто неожиданное: скромность проявляется не только в совершении поступков скрытно и незаметно. Ведь «скромно ходить перед Б-гом твоим» — это и хоронить мертвого, и выдавать замуж невесту, что не происходит втайне и вдали от людей. Даже изучение Торы прерывают для участия в этих заповедях, дабы почтить тех, для кого они исполняются. А ведь именно эти два действия мудрецы Талмуда сочли главными составляющими скромности. Даже если то, что совершается при большом стечении народа, должно осуществляться скромно, то уж тем более это относится к тому, что не становится достоянием многих.
Из этого мы видим, что скромность состоит не столько в том, чтобы утаивать свой добрый поступок, сколько в том, чтобы не примешивать к нему никаких личных эгоистических побуждений. Как правило, такое можно обнаружить в любых публичных событиях. Ведь, когда мы судим о делах человека, угодны они Б-гу или нет, исполнил он заповедь или совершил преступление, пренебрег законом или удержался от греха, — мы всегда оцениваем только само действие, не имея представления о его скрытых мотивах и побуждениях. Когда мы приходим к выводу, что некое дело угодно Б-гу, то исходим лишь из того, каким оно видится нашим глазам.
Но при более глубоком рассмотрении становится ясно, что каждое деяние состоит из множества мельчайших деталей, движений каждого органа тела и проявлений сердечных желаний. Во всем этом проступают тончайшие мотивы души, и перед нами раскрываются глубины сердца. Составные части поступков каждого соответствуют величию его души и склонностям характера. Бывает, что два человека совершают одно и то же доброе дело, но один из них жаждет славы и воздаяния, а другой делает это бескорыстно и в чистоте души.
Их поступки идентичны внешне — оба они сделали доброе дело, но их последствия совершенно разные. И, несомненно, нет ни малейшего ущерба в самом хорошем деянии, если оно недостаточно прославляет совершившего его, — наоборот, оно становится более цельным. Ведь если к доброму делу примешано себялюбие или желание выгоды, это — изъян в любви к ближнему, принижающий содеянное. А когда человек очищает сердце от любви к себе, а намерения — от эгоизма, тогда его милосердие обретает совершенство и его любовь к ближнему освобождается от примеси всякого недостатка.
И точно так же в таких совершаемых публично заповедях, как забота о невесте, нужно стремиться ко всему хорошему и полезному, не уменьшать радости и не скрывать своих деяний. А что же означает тогда «…скромно ходить перед Б-гом твоим»? — «Во всем требуется сдержанность и умеренность: отведать от трапезы столько, сколько подобает, радоваться в допустимых пределах и не позволять себе легкомысленного поведения»[3]. Во всем необходимо знать меру, и любое самое легкое движение должно быть продиктовано пользой для других, но не личными корыстными соображениями. И тогда возвышенное достоинство остается незаметным, проявляется в скромности и сокрыто от всех.
Такое понимание качества скромности ведет к значительным изменениям в поведении человека и возносит его на высокую ступень. Скромность в поступках, совершаемых перед глазами людей, проявляется и в мыслях, и в речи, и в деяниях. И насколько возвышены чувства, настолько они влияют на умение «скромно ходить перед Б-гом твоим». Ведь намерения сердца человека сокрыты от других, а праведная мысль придает поступку чистоту и величие.
Книга «Ховот Алевавот» называет возвышенное намерение «скрытой частью деяния» — и это лучше всего характеризует то, что имеется в виду. А скромность, заключенная в поступке, — это старание возвыситься над личными составляющими каждого деяния, даже совершаемого публично. Необходимо, чтобы не было заметно даже легчайшего движения ни одного из 248-ми органов тела, если оно не будет составной частью доброго дела. Именно об этом сказано: «скромно ходить перед Б-гом твоим» — сделай себя незаметным даже в самом публичном деле.
Качество скромности включает в себя не только избегание почета — величайшее из всех положительных душевных свойств, но и отражает чистоту сердца, проявляясь в умении совершать все поступки только во имя благословенного Б-га. Это — не просто одно из похвальных качеств, а вершина совершенства служения Всемогущему. Именно поэтому пророк Миха упомянул его среди трех основ Торы.
[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».
[2] Шаббат 10б, Бейца 16а.
[3] Раши, Сукка 49б.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.