Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповедь милосердия включает в себя добрые поступки, совершаемые нами не по отношению ко всем людям, а лишь к части из них

[1] «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…» (Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара).

Мы привыкли считать, что милосердие — это лишь добрые дела по отношению к посторонним людям. Рассмотрим, для примера, гостеприимство. Эта заповедь, как мы полагаем, относится только к чужим людям, случайным прохожим. И если нам встретится близкий друг, и мы пригласим его в свой дом и почтим всем, что у нас есть, — то не станем рассматривать это как милосердие. И тем более, если речь идет о таких кровных родственниках, как отец или брат.

Нам кажется, что заповедь милосердия включает в себя добрые поступки, совершаемые нами не по отношению ко всем людям, а лишь к части из них. И если бы, исходя из этих неверных представлений, мы попытались найти самое совершенное милосердие, проявленное нашим праотцом Авраамом, то конечно, указали бы на его добрые дела для самых далеких от него людей, например, гостеприимство, оказанное Авраамом трем ангелам, которых он принял за кочевников, поклонявшихся пыли на своих ногах. Несмотря на сильнейшие страдания после совершения обрезания, Авраам побежал им навстречу, пригласил в свой шатер и угостил по-царски. Еще бы мы вспомнили о попытках Авраама спасти от гибели жителей Сдома — злодеев и грешников, — жестокость которых была беспримерной. Авраам самозабвенно молился за этих нечестивцев, чтобы уберечь их от падения в Преисподнюю. Авраам — отец милосердия — защищал самых больших грешников!

Именно эти поступки нашего праотца мы назвали бы венцом милосердия и символом совершенства души. Однако корень такого подхода — в слабости нашего разума и понимания. Говорят наши мудрецы: «И умерла Сара в Кирьят Арба, он же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее»[2] — Сказал ему Всевышний: «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…»[3] Это совершенно удивительно! Ведь, по нашим понятиям, этот поступок Авраама вообще не имеет никакого отношения к милосердию. Похоронить жену и оплакать ее — элементарный долг каждого, и даже самый заурядный человек несомненно его исполнит.

Но Всевышний выделил это деяние Авраама как высшее проявление его милосердия. Ведь именно о нем сказал Творец: «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…»[4] Авраам поднимался со ступени на ступень в совершенствовании этого качества, пока не стал человеком милосердия, источником добра, из которого проистекали все его поступки и действия.

Желание оказывать милосердие людям главенствовало над всеми склонностями его души. Нет никаких сомнений в том, что когда наш праотец Авраам пришел оплакивать Сару, в его сердце были все те же чувства, что и у любого другого человека в подобной ситуации. Но они никак не уменьшили его любовь к милосердию. Милосердие Б-га объемлет все мироздание, объединяет в себе весь мир, и соответственно надо поступать и нам.

И вот, мы существенно прояснили свое представление о милосердии. Мы узнали, что оно распространяется не только на чужих и незнакомых людей, но и на самых близких и дорогих нашей душе. Добро, которое мы им оказываем, проистекает из источника милосердия. Но если его проявление к посторонним людям ясно видно, то по отношению к близким совершается в скромности и незаметно для глаз. И нам открылся удивительный взгляд на мир: выдавая замуж свою дочь, мы проявляем то же самое милосердие, что и помогая нищей невесте, с той лишь разницей, что милосердие к дочери остается в сокрытии.


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Берешит 23:2.

[3] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара.

[4] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара.

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.