Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
[1] «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…» (Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара).
Мы привыкли считать, что милосердие — это лишь добрые дела по отношению к посторонним людям. Рассмотрим, для примера, гостеприимство. Эта заповедь, как мы полагаем, относится только к чужим людям, случайным прохожим. И если нам встретится близкий друг, и мы пригласим его в свой дом и почтим всем, что у нас есть, — то не станем рассматривать это как милосердие. И тем более, если речь идет о таких кровных родственниках, как отец или брат.
Нам кажется, что заповедь милосердия включает в себя добрые поступки, совершаемые нами не по отношению ко всем людям, а лишь к части из них. И если бы, исходя из этих неверных представлений, мы попытались найти самое совершенное милосердие, проявленное нашим праотцом Авраамом, то конечно, указали бы на его добрые дела для самых далеких от него людей, например, гостеприимство, оказанное Авраамом трем ангелам, которых он принял за кочевников, поклонявшихся пыли на своих ногах. Несмотря на сильнейшие страдания после совершения обрезания, Авраам побежал им навстречу, пригласил в свой шатер и угостил по-царски. Еще бы мы вспомнили о попытках Авраама спасти от гибели жителей Сдома — злодеев и грешников, — жестокость которых была беспримерной. Авраам самозабвенно молился за этих нечестивцев, чтобы уберечь их от падения в Преисподнюю. Авраам — отец милосердия — защищал самых больших грешников!
Именно эти поступки нашего праотца мы назвали бы венцом милосердия и символом совершенства души. Однако корень такого подхода — в слабости нашего разума и понимания. Говорят наши мудрецы: «И умерла Сара в Кирьят Арба, он же Хеврон, в земле Кенаан, и пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее»[2] — Сказал ему Всевышний: «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…»[3] Это совершенно удивительно! Ведь, по нашим понятиям, этот поступок Авраама вообще не имеет никакого отношения к милосердию. Похоронить жену и оплакать ее — элементарный долг каждого, и даже самый заурядный человек несомненно его исполнит.
Но Всевышний выделил это деяние Авраама как высшее проявление его милосердия. Ведь именно о нем сказал Творец: «Ты перенял Мое ремесло — так облачись в Мое одеяние…»[4] Авраам поднимался со ступени на ступень в совершенствовании этого качества, пока не стал человеком милосердия, источником добра, из которого проистекали все его поступки и действия.
Желание оказывать милосердие людям главенствовало над всеми склонностями его души. Нет никаких сомнений в том, что когда наш праотец Авраам пришел оплакивать Сару, в его сердце были все те же чувства, что и у любого другого человека в подобной ситуации. Но они никак не уменьшили его любовь к милосердию. Милосердие Б-га объемлет все мироздание, объединяет в себе весь мир, и соответственно надо поступать и нам.
И вот, мы существенно прояснили свое представление о милосердии. Мы узнали, что оно распространяется не только на чужих и незнакомых людей, но и на самых близких и дорогих нашей душе. Добро, которое мы им оказываем, проистекает из источника милосердия. Но если его проявление к посторонним людям ясно видно, то по отношению к близким совершается в скромности и незаметно для глаз. И нам открылся удивительный взгляд на мир: выдавая замуж свою дочь, мы проявляем то же самое милосердие, что и помогая нищей невесте, с той лишь разницей, что милосердие к дочери остается в сокрытии.
[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».
[2] Берешит 23:2.
[3] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара.
[4] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Хайей Сара.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»