Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Тора, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1] «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его» (Йешаягу 64:3).
Подними глаза и посмотри на то, что перед тобой. Внимательно присмотрись и глубоко исследуй — и тогда поймешь, как сильно ты заблуждался всю свою жизнь, полагая, что постигаешь истинную реальность. Твои глаза, широко раскрытые с самого рождения, в действительности слепы и не различают истины. Это — глаза плоти, а потому они и видят лишь материальное. А «плоть» — растительность, земля… — это не более чем одеяния реальности. Сущность же реальности — это мышление, сокрытое во всем, в большом и малом… И если ты захочешь узреть истину — обратись к разуму, а не к телесным чувствам, и тогда, быть может, она откроется тебе.
А теперь присмотрись еще раз, взгляни на то, что перед тобой!
Велика эта тайна, и направь свое сердце к ее разгадке. Но даже если ты удостоишься раскрыть своим разумом все секреты этого мира и твое постижение достигнет Небес, а понимание вознесется к звездам и созвездиям, и все они со всеми их чудесами и тайнами будут раскрыты перед тобой, будто находятся на расстоянии вытянутой руки, и даже если твоя сила позволит тебе обрести полную власть над всем этим огромным миром, — то и тогда, знаешь ли ты, кем будешь в глазах Г-спода, Источника мудрости и истины? — Ты будешь для Него таким же как сейчас, когда ничего обо всем этом не знаешь, и к тебе будет относиться изречение: «Суета сует, все суета…»[2]
Сказали наши мудрецы: «Все, что сотворено в Шесть дней Творения, — суета!» Задумайся над этим: все, что сотворено… Неужели такое возможно? Если все Творение со всей его великой и непостижимой мудростью — всего лишь «суета», — что же тогда «истинное существование»? От этой мысли бросает в дрожь!
Но если мы обратимся к элементарной правде, известной нам с давних времен, то хотя и не постигнем ее глубинной сути, все же узнаем нечто чрезвычайно важное. Давайте по-новому поймем высказывание мудрецов Талмуда: «Этот мир — преддверие к Грядущему миру»[3]. Но что такое этот мир? — Ведь он — неиссякаемая сокровищница мудрости и сил, сотворенных и вложенных во все творения, а самые великие мудрость и сила были дарованы разуму человека. Но что пользы во всем этом Б-жественном кладе, если он не становится средством для обретения человеком постижения? В конце повествования о сотворении мира в Торе сказано: «…который сотворил Б-г, чтобы делать»[4]. И наши мудрецы объяснили: все было создано для действия человека…
И каким будет результат этого созидания, которое мы осуществим своим разумом, усовершенствуем своими делами, и о чем будем свидетельствовать всяким движением каждое мгновение? Плод усилий разума человека — это Грядущий мир, ожидающий каждого благодаря его постижениям и деяниям: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[5].
И потому: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире; и лучше час покоя в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире»[6]. Ибо в этом мире человек движется к цели мироздания с помощью разума, которым одарил его Г-сподь… И ради одного этого часа сотворен весь мир.
Так и получается, что все несущественно, кроме постижения истинной реальности, к которой человек приходит сам, собственными усилиями! Признай простую истину: вся жизнь в этом нижнем мире — это лишь стук в дверь стоящего в прихожей в ожидании, чтобы ему отворили парадный зал, и он мог войти. Имеет ли этот стук сам по себе какую-либо значимость? И неужели, войдя в парадный зал, человек будет вспоминать о том, как прежде стучал в дверь?! И даже если вся мудрость мира будет зависеть от этого стука, неужели он сравним с бесценной наградой, которую человек найдет в тронном зале Грядущего мира? Ведь, если посмотреть глубже, этот стук отделял его от парадного зала, и как счастлив был бы человек, если бы ему удалось войти в мир, которого «ничей глаз не видел», без необходимости вначале стучать в запертую дверь семьдесят или восемьдесят лет! Но никто не может обрести долю в Грядущем мире, кроме творения, избравшего добро и стремящегося к нему трудом своей души в этом мире, имя которому — «человек»! И добро, к которому стремятся люди, — это и есть сущность всей реальности, а все остальное — не более чем тень… Близкая к стороне добра действительность, которую человек может постичь, — это всего лишь тень добра, тень реальности — бледная тень, которую мы — люди последних поколений — считаем существенной.
И теперь, после всех этих слов, присмотрись еще раз, взгляни на то, что перед тобой! Что ты видишь, сын человеческий? Миллионы людей в этом мире заняты все дни и ночи напролет поиском фальшивых ценностей мира, далеких от истинного совершенства. Они, как неразумные дети, играют с бледной тенью, ощупывают ее, наслаждаются ею и радуются своему уделу, желая еще больше слиться с ней, и испытывают тяжкие страдания, если им чего-то недостанет. Они думают, что нашли реальность и обрели то, что сотворил Г-сподь, потому что если их «я» здесь — все здесь, и больше с их точки зрения ничего не существует!
Они наслаждаются сами и передают свой ущербный жизненный опыт потомкам, и так продолжается из поколения в поколение. Эти пустые наслаждения вместе с искаженными воззрениями укореняются все глубже и глубже, увеличивая хаос и суету. Малые дети, играющие с тенью, изо дня в день растут и возможно когда-нибудь осознают свою ошибку, отдалятся от ничего не стоящих теней и обратятся к истинной реальности. А великовозрастные младенцы, чей духовный мир остается неразвитым, даже когда их тело уже полностью оформилось, чем дольше проживут на земле — тем больше будут заблуждаться, играя с тенями, и отдаляться от разума, который и есть истинная реальность, отбрасывающая все эти тени. Но они обратили к ней затылки и никогда не пытались повернуться лицом, увидеть то, что порождает все тени, которым они так радуются. Ведь они всю жизнь бежали вслед за тенями: «…шли за суетой — и суетой пропитались»[7]. Они променяли всю свою способность понимать и чувствовать на ничтожное, на ложные формы, скрывающие и искажающие истину. В самой слабой и бледной тени, столь далекой от сущности мироздания, миллионы людей видят источник радости, поскольку эта мимолетная тень и есть в их глазах то, что в полной мере «существует», и в ней они рассчитывают найти все наслаждения и удовольствия.
А отсюда ты можешь сделать вывод: если все эти удовольствия может дать людям блеклая тень, то каким же неописуемым наслаждением способна одарить их истинная реальность — основа Грядущего мира! А что ее составляет? Единственное надежное постижение разума, к которому человек пришел по-настоящему, уверенно и без сомнений, и в соответствии с которым должен жить.
Нет места малодушию и отчаянию в этом мире! Наоборот, чем больше ты встречаешь приниженных людей, погруженных в самые мерзкие и отвратительные занятия, — тем увереннее тебе нужно перепоясаться мощью разума, наполненного знанием Торы, и самоотверженно стремиться к цели, которой ты можешь достичь своими усилиями. Измени свою природу действием и мыслью, заложи в себе фундамент верного осознания, и ты не пошатнешься. Ты достигнешь истинной реальности, и сколь велико будет твое счастье!
Если столько света заключено даже в едва заметной тени — как же велико сияние сокрытого света!
[1] Это выступление Сабы из Слободки, изданное в журнале Йешурун, записал рав Авраам Элиягу Каплан, благословенной памяти, глава Бейт Мидраша для раввинов в Берлине.
[2] Коэлет 1:2.
[3] Авот 4:16.
[4] Берешит 2:3.
[5] Йешаягу 64:3.
[6] Авот 4:17.
[7] Ирмеягу 2:5.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»