Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Лех Леха, Авраам, Гостеприимство, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Вот я решился говорить с Г-сподом, а ведь я прах и пепел»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Всевышний Аврааму: «Ты сказал, что ты прах и пепел» (то есть, Авраам бесконечно умалял себя перед Творцом — прим.). Клянусь, что Я дам за это твоим потомкам две заповеди: пепел красной коровы и прах, которым поят сота».
Попробуем разъяснить, каким образом две эти заповеди следуют из сказанного Авраамом: «А ведь я прах и пепел».
Притча.
Один человек устроил пир. Среди приглашенных был один честный, праведный и уважаемый человек, которому подобало сидеть во главе стола, но поскольку он был беден, то он выбрал себе место подальше, предназначенное для простых людей. Хозяин захотел оказать ему почет, и посадил рядом с этим гостем всех остальных важных гостей. Таким образом, его место стало почетным.
Смысл этой причти в том, что наш праотец Авраам, да покоится с миром, был очень скромен и незначителен в собственных глазах. Поэтому он сказал: «Я прах и пепел». Всевышний же пожелал оказать почет этому праведнику и сказал: «Я сделаю прах и пепел важными вещами». Это то, что имел в виду Всевышний, сказав: «Клянусь, что я дам за это твоим потомкам две заповеди…».
«И воззвал ангел Б-га к Аврааму второй раз с Небес»[3].
Необходимо понять, почему ангел дважды воззвал к Аврааму. И требуется еще разъяснить, почему в первый раз сказано: «Не скрыл ты своего единственного сына от Меня», а во второй раз не сказано «от Меня». Следует сначала отметить, что Авраам пребывал в великой радости, когда шел возлагать Ицхака на жертвенник. В мидраше сказано, что он радовался, как если бы вел своего сына под хупу. И мы тоже писали[4], что наш праотец Авраам, да покоится с миром, считал, что это повеление принести Ицхака в жертву было величайшим благом Всевышнего. Ведь все его желание иметь потомство было для того, чтобы оставить после себя сына, который, как и он, полностью посвятил бы себя служению Всевышнему, чтобы доставить Ему радость. А ведь человек всю жизнь не может быть уверен в себе, как сказали мудрецы[5]: «Не доверяй себе до дня твоей смерти». Поэтому, когда Всевышний велел Аврааму: «Возьми сына твоего. и принеси его там в жертву», он обрадовался, ведь этим его сын достигнет цели своего существования. А этого тяжело достичь даже за годы жизни. В таком случае, можно было бы сказать, что Аврааму, не дай Б-г, не полагалась награда за возложения сына на жертвенник, ведь мудрецы сказали: «Сколько усилий, столько награды»[6]. И уже писал Рамбам[7], да будет благословенна память о нем, что если спросить, чья награда больше, согласно Торе: того, кто по своему характеру склонен к благочестию, и выполнению повелений Б-га или того, кто владеет собой и обуздывает свое дурное начало, то ответ уже дан мудрецами: «Сколько усилий (в исполнении заповеди — прим.), столько награды». И разъясняется, что хотя больше награды получит тот, кто прилагает усилия и обуздывает свое дурное начало, чтобы выполнить заповедь, все же Всевышний больше ценит благочестивого.
[1] Берешит 18:27
[2] Мидраш Берешит Раба 49:11
[3] Берешит 22:15
[4] Книга «Коль Яаков» (132, 2)
[5] Авот, глава 2
[6] Авот, глава 5
[7] «Восемь глав», глава 6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?