Темы: Война, Тора и психология, Помощь, Единство Б-га, Батшева Эскин
«Держитесь там!» — желают нам в мессенджерах и социальных сетях наши знакомые и родственники, евреи и неевреи. Да мы держимся. Едим, работаем, занимаемся спортом, покупаем продукты, играем со своими детьми, улыбаемся, шутим, поём, помогаем, чем можем — кому можем. Но каждый помнит о тех, кому на этом свете уже помочь невозможно. И каждый из нас нуждается в помощи — даже тот, кто звук ракет и сирен слышал лишь издалека.
Ведь на самом деле, мы полны горечи и скорби, мы шокированы, опустошены, злы, напуганы, раздавлены. Весь народ Израиля — это одна семья, и здесь всё так тесно и так близко, и так невыносимо знать то, что мы знаем. Масштабы коллективной травмы, которую мы переживаем, так велики, что мы пока не можем её осознать. Некоторые из нас вдруг начинают плакать в самый неподходящий момент. Но это ничего, они тоже держатся; быстро вытирают слёзы, шепчут про себя короткую молитву и продолжают свой день, полный забот.
Давайте на минуту остановимся и сделаем первый шаг в работе с нашей сильнейшей травмой: давайте все примем свои чувства. Все — и особенно те, которые держатся уж очень хорошо. Любые тяжелые и неприятные чувства, которые мы испытываем, совершенно нормальны и легитимны в той ситуации, в которой мы оказались. А теперь назовем те изменения, которые, возможно, произошли с вами или с вашими близкими в последние дни, и поговорим о том, как мы можем помочь себе и им.
Кому-то бывает трудно заснуть, а кто-то просыпается среди ночи и остается бодрствовать до утра. Не надо пытаться заставлять себя заснуть, так как это часто только увеличивает беспокойство. Попробуем выпить травяного чаю и почитать книгу или журнал в комнате со спокойным светом. Сейчас уже всем известно, как светящиеся экраны смартфонов и планшетов препятствуют выработке мелатонина. Понятно, что экран с ужасными новостями отбивает сон начисто. Так вынесем все гаджеты с экранами из наших спален.
Шокирующие события вызывают у нас желание отстраниться от них, а в результате, мы можем потерять связь со своими чувствами и впасть в некое оцепенение. Напомним себе, что в нашей ситуации не существует правильного или неправильного способа чувствовать. Не будем критиковать свои чувства или игнорировать их. Позволим им быть, какими бы болезненными или неудобными они ни были.
Кто-то в эти дни может чувствовать тошноту, у кого-то «кусок в горло не лезет», а кто-то не может прекратить что-то жевать. Многие испытывают головные боли или боли в спине. Чтобы справиться с этим, постараемся регулярно двигаться (будь это прогулка на свежем воздухе или комплекс упражнений дома под музыку) и соблюдать структурированный режим питания и сна. Постоянство рутины дает человеку чувство безопасности и уверенности, даже когда вокруг хаос. Это особенно важно для детей, которые очень нуждаются в постоянном распорядке дня — для ощущения, что хотя бы что-то в их мире остается неизменным.
Просмотр ужасающих картин или даже многократное прокручивание последовательности событий в голове перегружает нервную систему и лишает нас способности ясно мыслить. Нельзя всё время думать только о войне! Можно посмотреть легкий фильм, поиграть с детьми или почитать, чтобы не тратить всю свою энергию на размышления о том, на что у нас нет возможности повлиять. Кроме того, психологи советуют сейчас отложить любые важные жизненные решения до лучших времен. Сначала переживем войну, восстановим свое эмоциональное равновесие, а потом будем решать остальные важные проблемы.
Не у всех людей, переживших травму, впоследствии вырабатывается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжелое психическое состояние, при котором человека преследуют ночные кошмары, флешбэки, высокий уровень тревожности и другие симптомы. Многое зависит от генетики. Но есть и факторы, которые зависят от нас. Специалисты говорят, что ПТСР чаще возникает у тех людей, которым было не к кому обратиться за помощью в период стресса и которые не встречали достаточного понимания среди своего окружения.
Еврейское Учение буквально пронизано мыслью о единстве еврейского народа: это и объединение 12 сыновей Яакова; и четыре вида растений, символизирующие самых разных евреев, которые соединяются в Суккот; и принцип ответственности евреев друг за друга; и заповедь цдаки (благотворительности), и множество других заповедей, призывающих евреев держаться вместе. Единство было способом нашего выживания испокон веков. Психологи открыли его только в прошлом веке и учат: для того, чтобы пережить стресс, нужно, чтобы человеку было куда пойти, было с кем поделиться, было от кого получить помощь.
Два других совета психологов для стрессовых ситуаций тоже как будто были переписаны из книг еврейских мудрецов. Звучат они так:
— Важно делать акцент на том, что в данный момент мы можем контролировать.
— Делайте то, что соответствует вашим ценностям, пусть даже это будут небольшие действия.
И правда, сколько лишнего стресса испытывают люди, не доверяющие Всевышнему и пытающиеся контролировать то, что нашему контролю не поддается. Вот что пишет об уповании на Всевышнего (на иврите — битахон) Хазон Иш:
«Когда человек попадает в ситуацию, которая выглядит угрожающей, если смотреть на нее с точки зрения привычного и естественного хода вещей, он может потерять присутствие духа и не вспомнить, что случай не властвует над нами, что не существует преграды спасению, что всегда возможно появление новой причины, отменяющей действие других. Однако самообладание, проявленное в этот тяжелый час, позволяет удержать в сознании ту известную истину, что нет перед ним никакой угрозы со стороны случая, а все зависит от воли Всевышнего, будь то к благу или (как нам кажется) нет. Эта вера снимает страх и дает ему силу верить в возможность спасения, ибо он не стоит перед вероятностью зла большей, чем вероятность добра. Такая способность и называется “битахон”».
Также мы видим, как актуален для нас совет психологов по поводу необходимости делать хотя бы что-то, соответствующее нашим ценностям. Те из нас, кто в эти тяжелые дни молится, учит Тору, заготавливает цициёт для солдат, занимается благотворительностью, читает Псалмы, организует уроки Торы, навещает больных — чувствуют себя гораздо лучше, чем те, которые замкнулись в своем горе и одиночестве.
Вместе с этим, в эти дни нужно быть к себе настолько же снисходительными и нетребовательными, как и к близким людям. Сейчас не время ставить перед собой амбициозные цели или корить себя за недостаточную продуктивность. Пусть каждый делает то, что он может, и не забывает о своих потребностях. Мы не хотим после войны стать постоянными клиентами психотерапевтов. Мы хотим подняться на более высокую духовную ступень, стать более сильными, менее разрозненными и даже более душевно здоровыми.
У нас сейчас тяжелые времена, но мы пройдем через это вместе и с помощью Всевышнего!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.