Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«На всех твоих путях знай Его, и Он выпрямит твои стези» (Мишлей 3:6).
Что такое живой человек и чем является мир? Сказали наши мудрецы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, который охраняет ее, ударяет ее[1] и говорит ей: расти!»[2] А человек прохаживается по десяткам тысяч травинок в полном спокойствии духа и с легкостью их топчет, устраивается на них так, как только ему захочется, и совершенно не чувствует, что попирает ногами вершины мудрости: ведь под его стопами оказывается то, для чего созданы ангелы служения — вырастить каждую маленькую травинку…
Сказано в Талмуде: «Весь мир сотворен только для того, чтобы человек не был одинок»[3]. И каждая тончайшая травинка создана исключительно ради него. Посмотри, сколь велик человек! Ведь, если задуматься, какую пользу он получает от былинки? — Она же так мала, что мы, с нашим слабым зрением, ее даже не замечаем, если только внимательно не присмотримся. И вот, для заботы о таком едва различимом создании, которое не дает нам даже малейшей пользы, сотворен особый ангел — «духовная сущность», наделенная мудростью и постижением, и ее предназначение — вырастить одно-единственное растение!
Сколь вознесенным должен ощущать себя человек, когда он выходит на просторы Творения и понимает, что мириады ангелов служения созданы лишь ради него! Тогда его сердце преисполнится ощущения святости и благодарности за весь оказанный ему почет, за небосвод, распростертый над его головой ради его славы, за землю, покрытую мягкой и шелковистой зеленой травой, за чистый и прозрачный воздух, приготовленный для его дыхания. Как же люди осмеливаются войти в этот шатер святости в грязной обуви и запятнанной одежде? Как не стыдятся размышлять о бессмысленной суете?! Весь этот мир в общем, в частностях и в мельчайших деталях на каждом шагу и при каждом движении служит нам напоминанием: «На всех твоих путях знай Его, и Он выпрямит твои стези»[4].
Человек — хозяин всего мира… И здесь для нас засиял яркий свет понимания того, что каждой травинке назначен ангел, и всякая материальная вещь, даже самая незначительная, обладает высочайшей ценностью и небесной вознесенностью, которую ей придают заботящиеся о ней «духовные сущности». Весь мир состоит из бесчисленных частиц Б-жественной мудрости, и все они предназначены исключительно для блага человеку!
Безграничная мудрость сотворения Небес и земли — это не что иное, как способность ученика служить своему учителю и господину — человеку! Душа вознесена своей мудростью над всем Творением; человек — наставник, а все, наполняющее мир, — его последователи… И насколько будет ужасно, если учитель согрешит перед глазами своих учеников! Ангел, взращивающий травинку, использует всю свою мудрость для служения своему великому наставнику — человеку. И если случится, что тот опустится в преходящие и ничтожные занятия, уподобится животному и таким предстанет перед глазами своего ученика — небесного ангела, насколько же это устрашит все Творение!
Как отреагировал мир на духовное падение Первого человека? — Мудрецы сказали, что после того как Адам вкусил от Древа Познания добра и зла, каждое дерево, которого он касался, и каждая травинка, на которую он ступал, говорили ему: «Да не приблизится ко мне нога гордеца, и рука нечестивца да не коснется меня!»[5] Как низко пал человек, господин мироздания: из-за своей презренной гордыни он стал злодеем даже перед мельчайшим ростком…
Но как такое могло произойти? Что свергло человека, господина мира, с недосягаемых высот, почему он стал отвратителен даже своим самым малозначимым слугам? Какова эта ужасная сила, которая довела его до безумия, лишила ясности мышления и уподобила животному? Эта сила — зло, заключенное в человеке, — его дурное побуждение! В Первом человеке, произведении рук Всевышнего, было заложено зло, способное лишить его разума…
Необходимо понять: добро и зло, помещенные перед людьми, дабы они выбрали одно из них, — это не две дороги, выходящие из одной точки и ведущие каждая в своем направлении. Нет, добро — это путь, проложенный перед человеком и возносящий его к небесным высотам, а зло — бездонная пропасть, разверзшаяся у его ног, следующая за ним повсюду и ожидающая, когда же он бросится в нее с вершин своего счастья… И вот, если человек уже пал в бездну и погряз во зле, то когда он дотрагивается до всего, что наполняет этот созданный ради него мир, и хочет воспользоваться им, то творения, исполняющие волю своего Творца, говорят: «Да не приблизится ко мне нога гордеца, и рука нечестивца да не коснется меня!»[6]
Человек, совершающий грех… Первый человек — самое вознесенное творение — пренебрег своим величием, нарушил Б-жественное повеление, и Всевышний, благословен Он, наказал его смертью во всех поколениях. Велико зло человека… Неизмеримо его падение… Однако ангелы служения предстали перед Б-гом с вопросом: «За что Ты наказал смертью Первого человека?»[7] Из этого видно, что ангелы Г-спода — «духовные сущности» — не поняли, в чем состоял его грех и проявлялось падение. Они не видели недостатка в его поступке, и сейчас, по их мнению, он находится на том же уровне величия, на котором в их глазах был и прежде, когда они хотели вознести перед ним Песнь, как перед Г-сподом…
Это означает, что даже после того как человека затянула трясина зла и он стал ниже мельчайшей травинки, которая в совершенстве исполняет волю своего Творца, когда все мироздание получило право называть его гордецом и злодеем, — он по-прежнему выше ангелов служения, вознесеннее всех «духовных сущностей». И он настолько их превосходит, что при всей своей мудрости они признают право человека на ужасный грех и не способны его осуждать, как бы тот ни поступал.
Подумай, что Творец потребовал от Адама, и в чем он согрешил? Упрек Б-га заключался в следующем: «Почему ты не поднялся выше ангела Михаэля?» Адам должен был понять: то, в чем ангел Михаэль видит добро, может оказаться злом, от которого следует отдалиться! Совершив грех, Первый человек низко пал в своей мудрости, навлек на себя и на все последующие поколения проклятие: многочисленные казни, беды и несчастья — и все только из-за того, что принизил себя до уровня… ангелов служения! Это и есть «дух безумия», проникший в него в результате совершения греха. Так проявилась болезнь, которой его заразило дурное побуждение…
И о ком все это говорится? О Первом человеке! Что же сказать о нас? Как нам жить на земле, претерпевшей проклятие? Мы далеки от принятия на себя царства Небес, рассеяны среди народов мира, погружены в заботы о насущном хлебе и продолжаем грешить. Мы ежедневно совершаем множество грехов, и каждый из них тянет нас все дальше и дальше от источника истины. Ведь нам уже известно, насколько даже один грех способен отдалить человека от Б-га. Так мы все больше и больше устремляемся в бездны зла, опускаемся все глубже и глубже — и кто нас поднимет и вызволит оттуда?
Давайте сравним наши преступления с первым грехом, совершенным в этом мире. Мы не осознаем, что нам может причинить духовный изъян. Ведь и до своего тысячного греха мы уже были подобны животным, из-за 999-и прежних преступлений, а после него пали еще ниже. Ни один грех не проходит бесследно, и нет границ злу. На сколь низкой ступени ни оказался бы человек, существует еще неисчислимое множество глубоких пропастей, в которые он может пасть, становясь еще более порочным, чем прежде, и мы продолжаем падать из бездны в бездну, попадая из беды в беду…
Совсем не так все было с Адамом. Своим грехом он низверг всю духовную форму человека, изменив его до другого, далекого от него вида, — до ангела… Но Всевышнему не нужны ангелы, ходящие по земле, — их место на Небесах. А на земле сотворены люди, перед глазами которых расстилается путь добра, а под их ногами разверзнута бездна зла, и им заповедано подниматься, но не падать…
И вот человек пал… И хотя он по-прежнему вознесен над ангелами — «духовными сущностями», — он все же уже не таков, каким был прежде. Своим Первым грехом он прочно связал себя с грубой материальностью, и второй грех, который пришел в мир после этого, привел его к еще более глубокому падению, но все же был не так ужасен. Первый грех исторгнул человека из истинной реальности, его высшая духовность пропала, и он уподобился созданиям, стоящим ниже него, — стал как один из ангелов… Да, он оставался вознесенным над ними, но все же одного с ними вида. Не таков был второй грех: это уже было падение несовершенного человека, проклятого из-за Первого греха и обреченного на смерть…
А сейчас мы должны понять нечто удивительное из области науки о душе, что сможет воспринять лишь тот, кто проник в глубины Торы, ибо только в Б-жественном Учении о душе, данном Самим Создателем, может быть раскрыта эта тайна. А раз так, упаси нас Б-г подходить к этому знанию с привычной нам точки зрения. Во врата Вечности не ступают с упрощенными представлениями. Давайте постараемся в трепете души возвыситься до этого Учения, дабы оно засияло в глубинах наших сердец сокровенным светом!
Тора, прозревающая глубины души народа и человека, свидетельствует об отсутствии духовности у семи народов земли Кенаан. Эта их порочность, не подлежащая исправлению, исторгает эти народы из-под Небес. Они довели свои души — сокровищницу жизни — до столь упадочного состояния, что утратили право на существование: «Только из городов этих народов, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в наследие, не оставь в живых ни единой души»[8]. Страшное это создание — человек! Из-за него ослабевают самые мощные богатыри, и даже свою собственную душу, связанную с сиянием лика Царя жизни, в результате своего выбора он может привести в смятение направить по склону к полной пропаже, настоящей гибели… И если бы об этом не было напрямую сказано в Писании, такого нельзя было бы произнести!
Но человек не есть «малый мир», в действительности он — огромный мир, в котором не счесть сокровищ, и ни один глаз не проникнет в его глубины. И даже если он претерпевает падение — есть вершины в безднах его смятения, остаются источники света…
Сказано в Торе о семи народах земли Кенаан: «Не оставь в живых ни единой души»[9] — среди них была и душа блудницы Рахав. Ведь греховная жизнь этой женщины могла привести ее только к могиле. Но Рахав произнесла: «Ибо слышали мы, как Г-сподь иссушил перед вами воды Красного моря, когда вышли вы из Египта, и как поступили вы с двумя царями эморейскими, что за рекой Ярдэн, — с Сихоном и Огом, — которых вы победили. И, услышав это, оробели наши сердца, и ни у кого не хватило духа противостоять вам, ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на Небесах вверху и на земле внизу»[10]. Наши мудрецы рассказывают, что Всевышний изрек Рахав: «Ты произнесла: “Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на Небесах вверху, и на земле внизу…”[11] Ты сказала, что Г-сподь “на земле внизу”, поскольку смогла это постичь, но за то, что ты провозгласила “на Небесах вверху”, чего не видели твои глаза, ты удостоишься потомка, который увидит сокрытое от других пророков!» И вот слова пророка Йехезкеля: «Раскрылись Небеса, и я узрел видения Б-га…»[12]
Исходную искру святости, с которой начался духовный подъем пророка Йехезкеля к высотам видения Б-жественной Колесницы, зажгла Рахав! Эта искра сохранялась из поколения в поколение в ее потомках, пока не раскрылась в душе великого пророка, находившегося в Вавилонском изгнании у реки Кевар… Душа, лишенная права на жизнь, пронизывает Небеса постижением истины и раскрывает своим потомкам врата к наивысшим Б-жественным видениям. Таковы возможности вечной души при ее движении сверху вниз и снизу вверх.
В книге Судей приводятся три стиха: «И увидели стражи (колена Йосефа) человека, выходящего из города, и сказали ему: покажи нам, пожалуйста, вход в город — и мы окажем милость тебе. И он показал им вход в город… И пошел этот человек в землю Хэтов, и построил город, и дал ему название “Луз” — и таково его название до сего дня»[13]. Сказано в Талмуде: «Это тот самый Луз, в котором красят шерсть в голубой цвет. Это тот самый Луз, в который пришел Санхерив — и не изгнал его жителей, захватил Невухаднецар — и не разрушил его. И ангел Смерти не имеет права заходить в него, поэтому когда старики этого города устают от жизни, они выходят за городскую стену и там умирают… Отсюда следует очевидный вывод: кенаанец, который помог евреям, не произнеся ни слова устами и не сделав ни шага ногами, добился спасения себе и своим потомкам до скончания веков. А, значит, тот, кто оказывает милость другому, прилагая к этому свои силы, — тем более! А как он показал им вход в город? Хизкия сказал: движением губ; рабби Йоханан сказал: жестом руки…»[14]
[1] Наш учитель рав Моше Шапиро, благословенной памяти, в нескольких своих лекциях на книгу Мишлей разъясняет, что истина, которую постигает человек, понимая, насколько прежде он ей не соответствовал, воспринимается им как «удар». — Примечание редактора.
[2] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 10.
[3] Брахот 6б.
[4] Мишлей 3:6.
[5] Теилим 36:12.
[6] Теилим 36:12.
[7] Шаббат 55б.
[8] Дварим 20:16.
[9] Там же.
[10] Йеошуа 2:10-11.
[11] Йеошуа 2:11.
[12] Йехезкель 1:1.
[13] Судьи 1:24-26.
[14] Сота 46б.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»