Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Награда и наказание, Ешива, Изучение Торы, Тора, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«Навеки, Г-сподь, речение Твое установлено в Небесах» (Теилим 119:89).
Виленский Гаон говорил: «Путь праведников в сокрытии…»
Каждый элемент Творения постоянно связан с Б-жественным речением, оглашает его и свидетельствует о существовании Творца. Сказано в Сефер Йецира: «Творение создано посредством трех книг: “ספר וספר וסיפור” — “Книга и книга, и рассказ”». Творец создал и даровал человеку Книгу, в которой каждый умеющий читать находит совершенную истину, исправляет свою жизнь и удостаивается наивысшего благословения. Авраам разыскивал и нашел эту Книгу, прочел в ней о сути мироздания и раскрыл перед собой ее Автора. После верного прочтения Б-жественной Книги Авраам пришел к выводу о том, что Творение не может существовать без Творца, ведь нет дворца, в котором не восседал бы царь.
Все книги, кроме главной, пишутся и читаются людьми. Каждый пишет, исходя из своего собственного представления о мире. При этом он может серьезно ошибаться, иногда непростительно искажая реальность. Полное прозрение приходит к людям только после завершения жизни на земле, когда автор осознает, насколько его труд полон заблуждений и даже на йоту не приблизил его к пониманию дарованной Б-гом Книги — источника чистой истины. В отчаянии от невозможности что-либо исправить такие «писатели» стенают, их голоса раздаются по всему миру. Однако их сокрушенный плач не может быть услышан в нижнем мире, и некому им помочь.
Одну Книгу написал Творец, другие Он позволил писать людям, которые сами решают, что считать важным, а чем пренебречь. И все же у человека есть возможность написать книгу, раскрывающую ему и другим истину, и это — обычай великих нашего народа.
Однако существует еще одна форма связи между Творцом и творениями: «סיפור» — «рассказ» — прямое обращение Г-спода, которое помогает людям грамотно читать Б-жественную Книгу и не позволяет им самим писать свои книги настолько произвольно, насколько они того пожелают. Всевышний сотворил мир, каждый элемент которого говорит с нами и учит нас: «דברים מדברים». Все в Творении возвещает о Б-жественном единстве: «Навеки, Г-сподь, речение Твое установлено в Небесах»[1]. Каждый сотворенный предмет и всякое явление содержит в себе речение, обращенное к людям: «Небеса повествуют о славе Всевышнего, и о деяниях Его рук рассказывает небосвод»[2].
Остается только вопрос, как нам услышать «рассказ», обращенный к человеку. И наша неспособность этого сделать должна пробудить наш плач. Рассказ отличается от чтения книги тем, что не ограничивается собственным пониманием прочитанного, которое может быть в корне неверным. Мироздание само обращается к каждому и говорит с ним. Передают от имени Виленского Гаона, что «ספר וספר וסיפור» — «Книга и книга, и рассказ» — это три книги, раскрываемые в Рош Ашана. Сказано в Талмуде: «Три Книги открываются в Рош Ашана… Праведники сразу же записываются в Книгу Жизни, нечестивцы незамедлительно заносятся в Книгу Смерти, а средние пребывают в подвешенном состоянии до праздника Йом Кипур»[3]. Таким образом, Б-жественная Книга касается праведников, книга искаженных человеческих измышлений относится к нечестивцам, а для средних предназначен «рассказ».
Все это требует более глубокого разъяснения… В книге пророка Шмуэля сказано о царе Давиде: «красивый видом»[4]. Так об этом говорят наши мудрецы: «Всякий, кто его видит, вспоминает Закон»[5]. Пророк свидетельствует о том, что царь Давид обладал столь возвышенным обликом, что каждый взглянувший на него ощущал стыд от своего несовершенства и «вспоминал Закон». Так говорил сам праведный царь: «Тогда сказал я: вот пришел я со свитком книги, написанным на мне»[6]. Образ царя Давида излучал яркий свет истинной реальности!
Если праведник присоединяет себя к Книге, написанной Всевышним, он записывается в Книгу Жизни и удостаивается вечности. Нечестивец всецело руководствуется написанной им самим книгой, поэтому заносится в Книгу Смерти и навечно пропадает из мира. Намного сложнее понять, что такое «סיפור» — «рассказ», адресованный «среднему». Когда с ним говорят и он слышит обращенное к нему речение, то оживает его душа и он ощущает связь с мирозданием. Когда он глух и невосприимчив — Творение превращается для него в пустыню, и он испытывает тяжелейшее внутреннее опустошение. Во время молитвы, изучения Торы или при виде учителя, величие и мудрость которого затрагивают его душу, он обретает связь с Небесами, в остальное время с ним может случиться все что угодно, и он подвержен страшным опасностям.
Но по каким признакам «средний» может определить, что Творение обращается к нему? — Это происходит, когда пропадает опустошение в его душе и она наполняется восхищением от Б-жественного Учения и близости с Б-гом. Об этом говорит пророк Зехарья: «И Г-сподь явится над ними, и выйдет, как молния, стрела Его, и Г-сподь Б-г в шофар вострубит и пойдет в бурях юга»[7]. Это и есть Знание.
Тот, кто в своей жизни не испытал сильнейшей вспышки молнии — глубочайшего постижения сокровенной тайны существования Творца и Б-жественного Учения, не относится к числу наделенных мудростью. О таких людях сказано: «Не знают и не понимают они, во тьме они бродят, — пошатнутся все устои земли»[8]. Истинную реальность человек, обладающий мудростью, непременно должен воспринимать как вспышку молнии. Когда она пронзает «среднего», его душа пробуждается, и этот свет становится сутью его духовной жизни.
В начале каждого года Всевышний возобновляет мироздание, и тогда выясняется, к какой книге относится каждый из населяющих землю. Запись в Книги праведников и нечестивцев происходит в Рош Ашана, а «средние» остаются в подвешенном состоянии до искупления в Йом Киппур. Это время, когда они должны совершить раскаяние и принять решение, где им следует находиться…
В чем суть праздника Йом Киппур, и как в этот День Трепета Творец снимает, очищает, обеляет и прощает грех? Маараль из Праги говорит, что самое главное в служении этого Дня, приводящем к перевороту в душе и судьбе, — приношение двух козлов. Кровь одного из них касается занавеса Святая Святых Б-жественного Храма, а другой отправляется в место полного запустения нижнего мира — к Сатану. «Средним» необходимо принять решение и осуществить свой выбор — служить Б-гу или следовать за зловолием своих сердец. Фундаментальные изменения должны произойти в глубине души еврея, и все чуждое, далекое от истинности он должен отбросить как можно дальше.
Главная проблема «среднего» заключается в том, что иногда он служит Б-гу, а иногда — Азазелю; в какой-то момент ощущает связь души со Святая Святых Б-жественной Обители, а порой оказывается на задворках мироздания всецело во власти Сатана. Древо Жизни — источник духовных сил «среднего», а Древо Смерти смешивает в нем добро и зло на протяжении всей его жизни. В Йом Киппур «Средний» должен принять свое окончательное решение! И если он всеми силами постарается осуществить возложенную на него задачу, Всевышний придет ему на помощь!
Сказали наши мудрецы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, — он охраняет ее, ударяет ее и говорит ей: расти!»[9]
Учение Мусар, сложившееся в ешиве «Кнессет Исраэль» в Слободке — предместье города Ковно, не утратило своей актуальности и в наше время. Оно прокладывает народу Израиля путь обретения счастья в этом мире и доли в Грядущем мире.
[1] Теилим 119:89
[2] Теилим 19:2.
[3] Рош Ашана 16б.
[4] См. Шмуэль (I) 16:12.
[5] Торат Хаим, Сангедрин 90а.
[6] Теилим 40:8.
[7] Зехарья 9:14.
[8] Теилим 82:5.
[9] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 10.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»