Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Испытания, Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие» (Йешаягу 49:3).
Эти слова пророк Йешаягу относит к возвышенному человеку, освящающему своими деяниями Б-жественное имя. Слава Творца в этом мире, где Он из-за несовершенства творений вынужден пребывать в сокрытии, может проявиться в первую очередь в величии человека, созданного «по Его образу». В книге Зоар сказано, что при таких условиях исполняется пророчество царя Давида: «Счастливы пребывающие в Доме Твоем, всегда восхвалять будут Тебя!»[1] Причина такого отношения Б-га к человеку приводится в Торе: «Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…»[2], «Так изрек Г-сподь: сын Мой, первенец Мой Израиль»[3].
Что такое человек и чем является мир? Сказали наши мудрецы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, — он охраняет ее, ударяет ее и говорит ей: расти!»[4] Но почему влияние небесных сил на жителей земли Б-жественное Учение сравнивает с ударом? Рав Моше Шапиро, благословенной памяти, разъясняет, что удар — это результат и следствие внезапного осознания человеком своего несовершенства.
Поскольку души людей происходят из цельной структуры высшей истинной реальности, им свойственна потребность в создании упорядоченной всеобъемлющей системы мировоззрения. Всевышний не согласен с нашими неверными убеждениями и не готов оставить в грехе рожденных женщиной, поэтому посылает нам постоянные испытания, которые наделенный мудростью ощущает как удары.
Для успеха в духовном служении Творец даровал нам мышление и силы души, способные постичь суть Творения и исполнить возложенные на нас заповеди. Однако прямому верному пути, указанному Всевышним, мы всегда предпочитаем сомнительные личные стези: «Сотворил Б-г человека прямым, они же пускаются во многие расчеты»[5]. Наши мудрецы, благословенной памяти, приводят различные взаимодополняющие разъяснения этого стиха Писания. С одной стороны, для служения Творцу человеку необходима чистая вера, живя которой он не следует за искаженными воззрениями, лишающими его доли в обоих мирах, а, с другой стороны, он обязан обрести ясное мышление, дабы осуществить возложенную на него задачу.
Все свои дни люди постоянно сталкиваются с всевозможными случайностями, которые сильно омрачают их жизнь… Всевышний помещает людей под власть случайностей, что вызывает у них ощущение заброшенности и отсутствия связи с Источником, дабы они задумались о своем состоянии. Рав Моше Шапиро, благословенной памяти, определил это состояние понятием «הנהגת המקרה» — «Правление случайностей».
И вот, человеку с самого рождения свойственно считать, что на все, упаси Б-г, — воля случая. Такое искаженное восприятие происходящего возможно лишь потому, что люди далеки от поиска причин и их следствий. Они не задумываются над смыслом Первого речения, обращенного к еврейскому народу на горе Синай: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[6]. Вера в единого Б-га предполагает, что все происходящее всецело подчиняется Его правлению и определяется Б-жественным Провидением. Поэтому сказано в Торе: «И если же вы будете ходить со Мной, считая все случайностью, то и Я буду ходить с вами в сокрытии случайности и поражу вас всемеро за грехи ваши»[7]. Такое восприятие мира является не только результатом греха, но отражает природу человека, которому не свойственно глубоко задумываться над сутью явлений.
Всевышний не виден глазу, но проявляет Свое могущество в законах природы и сокровенных чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[8]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, явивший нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
О состоянии человека, близкого к Б-гу, говорила в своей молитве Хана, мать пророка Шмуэля — учителя пророков: «Стопы праведников Своих Он охраняет, а нечестивые во тьме пребывают, ибо не силой крепок человек»[9]. Пророк Йешаягу отмечает душевное состояние нечестивца, лишенного покоя в этом мире: «Злодеи — как море бушующее, что не может утихнуть, и воды его извергают тину и грязь»[10].
Маараль из Праги говорит, что от всего живого человека отличает способность сохранять равновесие (приходить к верному суждению) и свет его лица — царский облик и возвышенные достоинства. Об этом сказал царь Шломо, мудрейший из всех людей: «Кто подобен мудрецу и постигает значение явлений? — Мудрость человека освещает его лицо, а наглость искажает лик»[11]. Лицо человека излучает свет в результате его связи с истинной реальностью.
Всевышний испытывает и наказывает нас с милосердием отца: «И знай в сердце твоем, что как человек наказывает сына своего, — Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя»[12]. Отец никогда не накажет сына без объяснения причины. Сегодня многие страдают, совершенно не понимая за что… Всевышний делает все, чтобы показать им их недостатки посредством происходящих с ними событий, однако у людей есть глаза, но они не видят, есть уши, но они не слышат, и все в их жизни объявляют случайностью, утратив способность к восприятию истинной картины мира.
Грех вносит в Творение зло и искупается только страданием. Сам грех превращается в наказание. Вкусив от Древа Познания добра и зла, Адам сделал зло палачом для всех своих потомков. Страдание — прямое следствие декрета смерти — частичная гибель. Грех снимает лживое одеяние искушения и оголяет его истинную сущность — наказание и воздаяние. Грех вводит в Творение зло, а страдание его устраняет. Таким образом грех является и причиной, и сутью страдания.
Как же следует поступать, чтобы спастись от несчастья? Об этом сказал царь Шломо: «Полагайся на Г-спода всем сердцем твоим, а на разумение твое не опирайся. На всех твоих путях знай Его, и Он исправит твои стези. Не будь мудрецом в глазах своих, трепещи перед Г-сподом и отдаляйся от зла»[13].
«Толковал Бар Капара: что это за маленькая глава, от которой зависит вся Тора? — “На всех твоих путях знай Его, и Он исправит твои стези”[14]»[15]. Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей разъясняет: путь — это дорога для многих; стезя — индивидуальная тропа каждого. И несомненно наступит время, когда все поймут слова царя Давида: «Поведать, что прям Г-сподь, моя скала, в Котором нет неправедного»[16].
В Торе есть слова, приводящие в ужас: «И воздает ненавистникам своим в лицо, чтобы погубить его, не замедлит; ненавидящему Его в лицо его Он воздаст ему»[17]. Это означает, что полный нечестивец получает в этом мире нескончаемое изобилие, ведущее его прямо в Преисподнюю, пребывая при этом в полной уверенности, что он — «любимец Б-га». Однако человека, который не является неисправимым злодеем, Творец не оставит в грехе, а будет посылать ему постоянные испытания, дабы привести его к праведности. Об этом сказано в книге Мишлей: «Мусар Г-спода, сын мой, не отвергай и не тяготись увещеванием Его. Ибо кого любит Г-сподь — того укоряет, и благоволит, как отец к сыну»[18].
Маараль из Праги говорит о том, что зародыш в утробе матери при изучении Торы из уст ангела находится в состоянии поклона[19]. Ему в изобилии даруется питание, и он всецело уповает на Б-га. Так же следует поступать человеку после рождения на протяжении всей его жизни на земле. Однако, появившись на свет, он погружается в многочисленные заботы, неведомые ему прежде, зачастую не добивается успеха и подвергается испытаниям, преодоление которых приближает его к исправлению.
Наши праотцы проложили для нас путь спасения от греха и стезю, ведущую к счастью. О праотце Яакове сказано: «Человек цельный, сидящий в шатрах»[20]. Его жизнь была всецело связана с Небесами. Мудрецы Торы приумножают мир в Творении, удостаиваются добра и приносят благословение другим. Полной противоположностью Яакову является его родной брат Эсав (עשו) (гематрия — числовое значение имени которого — (שלום) — мир), и о нем сказано «И мечом твоим будешь жить…»[21] Так выглядит цивилизация Эдома без связи с Б-жественным именем. Мечом он устанавливает мир; нет мира — рубит и колет в борьбе за мир. Мировоззрение Эсава — это существование без подчинения себя воле Небес. О такой жизни сказали мудрецы Мишны: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[22]. Он никогда не удовлетворен своей судьбой и постоянно испытывает опустошение.
Пророк Ирмеягу заранее предупреждал о том, что после разрушения Иерусалимского Храма в мышлении и жизни людей воцарится тьма: «Воздайте славу Г-споду, Б-гу вашему, пока еще не наступила тьма и ваши ноги не споткнулись о горы мрака; и вы будете надеяться на свет, но он превратится в тень смерти, в непроглядную тьму. Если же вы не послушаете.., в тайных местах будет плакать Моя душа из-за вашего величия, и слезы прольются из глаз Моих, и глаза Мои изойдут слезами, ибо пленен народ Г-спода»[23].
[1] Теилим 144:15.
[2] Дварим 14:1.
[3] Шмот 4:22.
[4] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 10.
[5] Коэлет 7:29.
[6] Шмот 20:2.
[7] См. Ваикра 26:21-24. Раши разъясняет, что Всевышний наказывает «всемеро» соответственно семи ступеням духовного падения человека, приведенным в недельной главе Торы Бехукотай, предоставляя ему возможность раскаяния на каждом из семи этапов наказания, о которых говорится там же. — Примечание редактора.
[8] Йешаягу 45:15.
[9] Шмуэль (I) 2:9.
[10] Йешаягу 57:20
[11] Коэлет 8:1.
[12] Дварим 8:5.
[13] Мишлей 3:5-7.
[14] Мишлей 3:6.
[15] Брахот 63а.
[16] Теилим 92:16.
[17] Дварим 7:10.
[18] Мишлей 3:11-12.
[19] См. Нида 30б.
[21] Берешит 27:40.
[22] Авот 4:21.
[23] Ирмеягу 13:16—17.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.