Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Сотворение мира, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Это случилось в четвёртом часу шестого дня Творения. Внешне, всё выглядело так же, как и при создании других животных. Физическая оболочка Адама сформировалось в земле, и в нужный момент была исторгнута из неё.[1]
Произошло это с помощью первозданной силы творения, благодаря которой вода была насыщена животворящими элементами, содержавшими вариативные схемы живых организмов, а земля, благодаря этому, в свою очередь могла образовывать органические системы, компонующие плоть наземных животных и человека.[2]
Сотворение Адама не было чем-то новым, в полном смысле этого слова. Первоначальная основа человека существовала в мире с первого дня Творения, и это из неё строилась его физическая сущность. Однако, на шестой день, когда настала очередь появиться личности Адама, он стал новым творением в том смысле, что к животной основе ему добавили уникальную духовную и интеллектуальную составляющую.[3]
Телом Адам был накрепко связан с землёй, но зато душой он роднился с духовными возвышенными существами, отделёнными от материального мира. И странность состоит не в том, что человек похож на других животных, но в том, что даже в этой приземлённой стихии он обладает свойствами чисто духовными.[4]
Участие всех компонентов мира в создании человека, противоречивое единство, отпечатанное в нём, свидетельствовало, что всё, что было создано до сих пор — создано именно для человека, служа платформой и ресурсом его существования.[5]
Всё это яснее ясного говорило о заранее составленном плане, о целенаправленности и грандиозности осуществления всего замысла Творца.[6]
Не удивительно, что человеку изначально дана власть над всеми тварями, как на земле, так и в воде.[7] И пусть даже рыбы обитают в особенной водной стихии, а птицы — высоко в небе, человек наделён особенной мудростью, дающей ему превосходство над всеми и позволяющей управлять даже ими.[8]
Более того, власть человека распространяется и на неживые объекты, как на поверхности земли, так и в её недрах. Умение возделывать почву, перерабатывать сырьё в нужные материалы, создавать необходимые инструменты и приспособления, всё это — умения, свойственные лишь человеку, его б-жественной, творческой натуре.[9]
Когда создавались животные, главная задача состояла не в сохранении каждой особи в отдельности, но — их совокупности, как отдельных видов. Сотворение же человека превосходило эту ступень, и уникальность каждой человеческой личности стала приоритетом, как отражение Б-жественной сущности.[10]
С рождением любого человека, приводится в действие и его мазаль, — система созвездий, ведущая человека по жизни, но корректируемая его поступками.
В юности человека, его мазаль — уникальный жизненный путь — хорошо смазанный, чётко работающий механизм. Но со старением человека, «изнашивается» и его мазаль.[11]
Человек первоначально был создан с двумя уникальными особенностями. Первая — его тело имело регенерирующую способность. То есть, ресурсы организма восстанавливались полностью и были практически неисчерпаемыми. Говоря проще, человек был создан нестареющим и неумирающим. Пища, попадавшая в его организм, полностью компенсировала все недостающие, расходуемые элементы так, что человек не испытывал ни слабости, ни усталости. По достижении взрослого состояния, не менялся внешний физический облик человека, внутренние органы не изнашивались. Удивительный пищеварительный механизм, по сути, полностью использовал полезный потенциал пищи, обновлявший его тело. Еда состояла из того, что производила земля, а были это особые растения, которые сами обладали регенерирующими свойствами.
Таким образом, Первый человек, постоянно обновляя свой организм, сохранял первоначальную физиологическую гибкость и жизнеспособность.
После духовного падения Адама, эти особенности метаболизма человеческого тела в значительной степени были утрачены. Однако в будущем, регенерационные возможности человеческого тела восстановятся, пища вновь станет эффективной и полезной, усваиваясь органически полностью, практически не оставляя отходов. Возрождение коснётся и животных, и тогда даже хищники перейдут на растительную пищу.
Второй уникальной особенностью Первого Человека стала его способность производить себе подобных. Речь идёт не просто о животном спаривании, — в создании человеческого потомства, помимо родителей непосредственно участвует и сам Творец.
Другими словами, отец и мать наделяют будущего ребёнка неповторимыми физическими свойствами, своеобразным обликом и характером, тогда как Создатель добавляет человеческому зародышу уникальную духовную составляющую.[12]
В способности воспроизводства у Человека, как и у животных, прослеживаются две стадии — прия и ревия — «плодоношение» и «размножение». Пока зародыш связан с материнской утробой — это стадия плодоношения, то есть зародыш — не что иное, как плод материнского организма. Но стоит зародышу разорвать связь с материнским чревом, он сразу переходит на стадию умножения, роста. Недаром императив Свыше так и звучал «пру у-рву» — плодитесь и умножайтесь.[13]
Более того, после того, как Адаму и Хаве пришлось покинуть место их первоначального обитания — Ган Эден, к этому императиву добавился ещё один пункт — обязанность заселять землю.[14]
Заповедь «пру у-рву» был призвана показать человеку, что помимо простого воспроизводства вида, на нём лежит обязанность совершенствоваться, как духовное, б-гоподобное существо. С другой стороны, человек и его жена, осознав себя разумными существами, не должны довольствоваться лишь «играми разума», пренебрегая своей материальной природой. Именно поэтому приказ «плодитесь и размножайтесь» был столь важен и безапелляционен. Люди обязаны продолжать свой род, чтобы созданный для них мир не оказался бесхозным и не распался.[15] Взаимное притяжение полов служит именно этой цели.[16]
Интеллектуальный потенциал человека позволял ему освоить не только поверхность земли, но и небо, подобно тому, как это делали пророки, при жизни поднимаясь в верхние миры.[17]
Освоение земли подразумевает и предотвращение её запустения и одичания, когда на указанных территориях начинают хозяйничать животные. Другими словами, следовало позаботиться о сохранения жизненного пространства для деятельности человека. И это — часть человеческой власти над животным миром.[18] Обязанность эта лежит, в первую очередь, на мужчинах.[19]
В пищу Адаму, как уже говорилось, предназначались различные виды злаков, подобно пшенице и ячменю, а также крупяные, такие, как гречиха и горох, не говоря уже о древесных плодах. Всё это — относительно тонкая пища, соответствовавшая утончённому разуму человека.[20] Менее пригодные для еды травы, кора и древесина некоторых видов деревьев — стала пищей человеку уже после изгнания из Ган Эдена, когда духовный уровень людей заметно спустился.[21]
У животных, кстати, был несколько иной рацион — грубые стебли растений, и земляные плоды. То есть, конкуренции в этом плане между животными и человеком не существовало.[22] Это различие в способах питания, среди прочего, была связано с разницей физической природы животных и человека. Физиология последнего значительно уязвимей, потому и нуждалась в более мягкой, лучше усвояемой пище.[23]
Мясо животных стало доступно в пищу человеку только после Потопа. Это была своеобразная плата Ноаху и его потомкам за преданную работу в Ковчеге, когда вся живность, фактически, оказалась в прямой зависимости от заботы и старания Ноаха и его семьи.[24]
Одной из причин, по которой человеку, до поры до времени, запрещалось употреблять плоть животных и птиц, состояла в том, что она содержит в себе «нефеш а-тнуа» — так сказать, «движительный рефлекс». Это, своего рода, врождённый инстинкт, заменяющий мыслительные способности. Этот инстинкт позволяет животному определять полезные и нужные для него действия, отыскивать пищу, избегать опасности и спасаться от врагов. То есть, некая бутафория интеллекта. Подменять разум его машинным подобием, для человека было не по рангу. В дальнейшем, очевидно, ситуация изменилась и животное умение избегать опасности стало актуальным и для человека.[25]
Человеку не просто запрещалось употреблять в пищу мясо животных — в саму человеческую природу было заложен этический императив, приравнивавший умерщвление любых живых существ к святотатству. Убийство животных в глазах Адама равнялось убийству себе подобных. Этот внутренний эмоциональный тормоз в человеке противодействовал чисто звериному хищническому стремлению к добыче. Не будь у человека столь резкого неприятия смерти, устоять против соблазна отведать животной плоти он не смог бы.[26]
Этому стремлению мешало и то, что умение подчинять себе животных, пусть даже более ловких и сильных, чем он сам, утвердилось в человеке уже после того, как сложились его пищевые приоритеты. Вкусовые и структурные свойства растений, употребляемых человеком в пищу, столь разнились от животных, что воспользоваться своей властью и включить плоть животных в свой рацион, человеку без специального указания просто не пришло в голову.[27]
Появление человека придало миру завершённость и смысл. Без этого уникального существа всё созданное было призрачно и бесцельно, подобно тёмному запыленному подвалу, с вещами, забытыми владельцем.
Появление Адама словно осветило мир, поставив всё на свои места, заставив засверкать грани творения с настоящей силой.[28]
В этом мире всё созданное, любая его часть, каждый элемент — совершенны и прекрасны. Но самое главное — всё это удивительно и гармонично стыкуется, соответствует друг другу. В этом и состоит главное достоинство и красота всего Творения, как в отдельно взятом фрагменте, так и в их совокупности. Человеку остаётся лишь правильно и мудро распорядиться этим щедрым подарком. Любая вещь, любое творение в основе своей — добро, даже если человеку видится отрицательная сторона, в конце концов, окажется, что и этот недостаток — человеку на пользу.[29]
Как правило, положительные свойства вещей — являются частью их природы, то есть явным, характерным их признаком, отрицательные же стороны в творениях — случайны и преходящи, и это — результат, то ли искажённого взгляда на них, то ли их неправильного использования.[30]
До сих пор, то есть в начальные дни Творения, всё существовало как бы само в себе, по отдельности, а связи между живыми существами ещё не определились. Однако теперь, к концу шестого дня, роли обозначились, и каждый получил свою роль. Весь сложный комплекс отношений в растительном и животном мире, наконец, заработал в полной мере, составив сложную, многообразную и многоярусную систему взаимовлияния и взаимной зависимости.[31]
В шесть дней Творения, всё, что бы ни появлялось в мире, оказывалось впервые, и становилось абсолютным новшеством, ранее не существовавшем. Но дальше всё продолжилось по установленным правилам и программе. Все формы жизни, все физические, природные явления становились результатом уже существующих заготовок и устоявшихся конструкций. Поэтому, к дальнейшему ходу и развитию бытия условно можно применить термин «случай» — в смысле бесконечных вариаций уже опробованных и работающих законов и природных явлений, запущенных и контролируемых Творцом.[32]
Это касалось и Адама. Он стал физиологическим и генетическим прототипом будущих поколений людей, бесконечная родовая цепочка которых, была, по сути, лишь чередой «случайных», не похожих друг на друга, вариаций Первого Человека. [33]
Одним из первых следствий появления человека стало обильное выпадение дождей, что вызвало бурный рост растений, которые, как уже говорилось, до того момента или были микроскопически малы, или остановили свой рост у самой поверхности земли, ожидая, когда молитва человека запустит естественный круговорот воды.[34]
Дожди случались и раньше, но они ограничивались только внутренними районами суши, потенциально пригодными для жизни человека. До появления последнего осадки не проникали вглубь почвы. Водой насыщался лишь поверхностный слой, но и это дало достаточный импульс, чтобы способствовать появлению растений.[35]
Эта влага позволила не только выжить растениям, она запустила механизм «замеса» органической структуры, из которого было «слеплено» тело Адама. Эта же влага взрастила особый уголок — Ган Эден, в который был помещён будущий властитель земли. Иначе говоря, ограниченный дождь, пролившийся на шестой день — стал отправной точкой создания живой сгустка, вскоре ставшим человеческим телом.[36]
Впрочем, есть два вида дождей. И их природа различна. Если обычный «естественный» дождь происходит от испарения воды, от подъёма водяной дымки вверх, где, заново конденсируясь, она возвращается дождём на землю, то другой, — «небесный» — тип дождя приходит, как бы из другого, духовного мира. Этот дождь, который выпадает лишь в самые благоприятные и хорошие времена, даёт особое благословение живым существам. И это тот самый, животворный дождь, который выпал при появлении на земле Человека, и который вернётся вновь в конце времён.[37]
Жизненный импульс, благодаря которому человек существует и действует в этом мире, исходит от нефеш хая — особого вида жизненной энергии, наполняющей тело. Такой энергией, как уже говорилось, обладают и животные, но у человека она проявляется более сложным образом, что связано с интеллектуальной и духовной особенностями человеческого существа. И всё же, есть творения, у которых эта энергия ещё более утончённа. Речь идёт о сугубо духовных созданиях, называемых хайот а-койдеш. Это служители духовного мира и их природа не материальна.[38]
У Адама, так же как у животных, поначалу было даже подобие хвоста (окец), но из уважения к человеку, Творец вскоре его убрал.[39]
Подобно животным, минуя стадию младенчества, Адам, сразу, как только был создан, уже мог ходить.[40]
[1] Там же
[2] Тур, раби Яков бен Ашер
[3] Раби Шломо Аштрук
[4] Толдот Ицхак
[5] Минха блула
[6] Абарбанель
[7] Црор а-Мор, раби Авраам Саба Сфаради
[8] РаДаК
[9] Тур
[10] Толдот Ицхак
[11] Рокеах, раби Элазар бен Йеуда, внук рабейну Колонимуса.
Я бы сравнил это с цифровым алгоритмом, лежащим в основе компьютерной программы, отвечающим за её функционирование и стабильность (А.К.)
[12] Рабейну Бхайе
[13] Тосафот а-Шалем, РаДаК
[14] Хизкуни
[15] Абарбанель
[16] Мидраш а-Беур — составлен рабейну Саадьей бен Давидом, по прозвищу Альдемари
[17] Рокеах
[18] Сфорно
[19] Мидраш а-Биур
[20] Тур
[21] Црор а-Мор
[22] Рамбан
[23] Мидраш а-Гадоль
[24] РаДаК
[25] Рабейну Бхайе
[26] Тур
[27] Толдот Ицхак
[28] Црор а-Мор
[29] Толдот Ицхак
[30] Раби Шломо Аштрук
[31] Раби Шломо Аштрук
[32] РаМбаМ
[33] Там же
[34] Тур
[35] Раби Авраам бен РаМбаМ
[36] Абарбанель
[37] Исмах Моше, раби Моше Тейтельбойм, рав и глава бейт дина в городе Оэль
[38] Рабейну Йшайя де-Терани (Тосафот Рид)*
[39] Тосафот а-Шалем
[40] Эвен Эзра
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»