Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
1. Есть разные мнения насчет того, нужно ли слушать родителей в вещах, которые не имеют прямого отношения к ним. Например, если отец говорит сыну, какое поле или какой дом ему купить. Большинство мудрецов считает, что необязательно в такой ситуации слушать отца. И на это можно положиться в особенности, если сыну трудно выполнить повеление отца. Но если это нетрудно, следует послушать [родителей даже в вещах, которые к ним не имеют отношения]. И считается праведным во всем всегда случать родителей, в особенности потому, что если ребенок их не послушает, выглядит, как будто он с ними спорит и не выполняет заповедь бояться их.
2. По некоторым мнениям, если повеление отца не имеет прямого отношения к нему, но если сын не выполнит это повеление, отец очень сильно расстроится, тогда сын должен выполнить повеление отца. Но другие считают, что и в такой ситуации нет обязанности слушать отца. И следует быть строгим, как определяет первое мнение. Но если отец запрещает сыну жениться на какой-то девушке, даже если отца это очень расстроит, сын не обязан слушать, т.к. сыну тоже очень тяжело [не жениться на той девушке, которую он выбрал].
3. Если отец говорит сыну не ходить в микву[1], потому что он может заболеть от холода, или чтобы он не обрезал своего сына сам, [а дал его обрезать профессиональному моэлю], т.к. отец боится что он не сможет хорошо обрезать, т.к. к отцу эти повеления не относятся прямым образом, то сын по букве закона не обязан его слушать. Но если сын видит, что отец очень расстраивается и беспокоится о здоровье сына, когда тот ходит в холодную микву зимой, тогда пусть он послушает отца и не окунается перед молитвой. А если сын уже привык окунаться и делал это хоть три раза, пусть он попросит аннулировать «клятву», сказав, что жалеет что не сказал «Бли Недер[2]», когда начал ходить в микву. (Ведь если бы он знал, что отец потом ему запретит окунаться, он бы сказал Бли Недер.) А в наше время, когда мы и так аннулируем клятвы перед Рош Ашаной и Йом Кипуром и говорим, что в будущем не собираемся принимать никаких клятв, то возможно, что не нужно специально аннулировать эту клятву, но все равно лучше так сделать.
4. Если сын принял на себя различные строгости, чтобы приблизиться к Творцу, а отец запрещает ему следовать этим строгостям, сын не обязан его слушать. Но если отец чувствует, что сын как будто возвышается над ним тем, что соблюдает более строго, чем он, тогда пусть сын постарается соблюдать свои строгости, когда отец не видит и не узнает[3]. И тем более сын не должен отвечать нагло, иначе вместо награды за свои строгости он получит наказания за издевку над отцом.
5. Если сын [сефардский еврей] молится по обычаю сефардских евреев, а отец говорит ему молиться по обычаю хасидов, то сын не обязан слушать его.
6. Если сын знает, что родители расстраиваются, когда он берет на себя необязательные посты, пусть он так не делает. Поэтому, если сын хочет поститься в день смерти матери, а отец ему запрещает, т.к. он беспокоится о здоровье сына, пусть он послушает отца, раз тот сильно расстраивается. А если он постился три раза необязательный пост, например, в день до Рош Ходеша[4], [если он больше не собирается поститься], ему нужно теперь аннулировать клятву.
7. Если сын хочет дать свою почку родственнику, а отец очень расстроится от этого, по некоторым мнениям, сын должен послушать, а другие считают, что он не обязан слушать отца, в особенности, если он хочет дать почку жене или ребенку. Но следует попытаться убедить отца согласиться, т.к. в наше время опасность для донора почки невелика, а есть возможность спасти другого.
8. Если мама жены болеет и ей нужно ходить на диализ, а жена хочет, чтобы ее мама жила с ней, и тогда у них дома она будет получать лечение лучше, чем в госпитале, но муж против того, чтобы теща жила с ними, жена должна послушать мужа.
9. Если сын надевает гартел[5] во время молитвы, а отцу очень неудобно от этого, т.к. это выглядит совсем необычно в его сефардской общине, и там никто так не делает, пусть сын послушает отца.
10. Если мать просит сына не ходить по ночам собирать цедаку, т.к. она считает, что это опасно, но на самом деле никакой опасности нет, тогда сын не обязан ее слушать, но пусть он постарается ходить так, чтобы она не узнала, чтобы не расстраивать маму.
11. Если отец просит сделать что-то, что к нему не относится, а мать просит что-то сделать для нее, нужно сначала сделать то, что попросила мама.
12. Если отец не просил ничего, но ему что-то нужно, сын должен это сделать, если это относится к отцу напрямую, но сын не обязан делать то, что к отцу не относится, даже если он знает, что это обрадует отца. Но желательно всегда доставлять отцу радость, даже когда отец не попросил это, в этом есть мицва.
13. Если отец попросил сына сделать то, что не относится к нему напрямую, хотя сын не обязан это сделать, ему не следует отвечать: «Нет», потому что это подобно спору с отцом. Но следует сказать: «Я подумаю», или: «Я посоветуюсь», или просто промолчать.
14. Если сын читает Шма, а отец попросил что-то принести, пусть сын прочтет немного громче, чтобы отец понял, что он читает Шма. А если сын находится уже во втором отрывке Шма, он может показать жестом, что он читает Шма, но лучше и во втором отрывке только прочесть громче, чтобы отец понял. А после чтения Шма сын уже должен выполнить повеление отца.
15. Если сын читал Шма и зашел его отец, пусть он не прерывается, чтобы поздороваться с отцом, т.к. в наше время отец не обидится, если с ним не поздоровались во время Шма. Но сын должен встать во весь рост, хотя он читает Шма. Но если отец нерелигиозный и не поймет, если сын с ним не поздоровается во время Шма, тогда пусть сын скажет «Шалом» даже посередине чтения Шма.
16. Если сын уже прочел Шма перед сном, и сделал благословение «Амапил[6]» и зашел его отец и что-то спросил, можно ответить, т.к. по букве закона, если очень требуется, можно разговаривать после «Амапил». И после этого не обязательно еще раз читать Шма.
17. Если отец сказал сыну не жениться на какой-то женщине, и на самом деле она не богобоязненная или не одевается скромно, тогда пусть сын послушает отца, тем более что все равно не следует жениться на такой. (И всегда [при выборе жены] следует советоваться с раввинами, т.к. сам человек слишком субъективен, чтобы увидеть недостатки [женщины, которая ему понравилась]).
18. Если родители сказали сыну не жениться на какой-то женщине, т.к. та происходит из определенной общины, если она праведная и скромная, то сын не обязан их слушать. И также, если родители сказали дочери не выходить замуж за кого-то, кто не из важной семьи и т.п., она не обязана слушать их. И если женщина хороша в глазах сына и праведна, но отцу не нравится, сын не обязан слушать отца, но пусть он посоветуется, как сделать, [чтобы насколько возможно не обидеть отца].
19. Если родители против женитьбы из-за того, что жених или невеста не подходят под завещание Раби Йехуды Хасида[7], дети не обязаны слушать их. А если у сына имя как у тестя или у дочери как у свекрови, пусть добавят им еще имя и желательно это сделать за тридцать дней до свадьбы и начать сразу использовать и новое имя.
20. Если отец говорит сыну жениться на его племяннице, а сын боится, что тогда у него родятся больные дети, как считают доктора, тогда сын не обязан слушать отца. Да и в любом случае сын не обязан слушаться в вещах, которые к отцу прямым образом не относятся.
21. Если отец сказал дочери, чтобы та не выходила замуж, чтобы она могла его обслуживать, а она хочет выйти замуж и привести детей в мир, она не обязана его слушать. И нужно ей посоветовать найти себе суженого и выйти замуж за подходящего человека, и в подобных случаях нечего беспокоиться о мицве уважения отца. А такому отцу положено наказание, что вместо того, чтобы помочь дочке выйти замуж и пообещать приличное приданое, он говорит ей не выходить замуж. И его грех очень велик, и невозможно простить его за мучение дочери.
22. Если отец говорит сыну жениться на какой-то женщине из-за ее денег, а сын хочет жениться на другой подходящей женщине, он не обязан слушать отца.
23. Если отец просит сына не жениться так рано, чтобы он мог помочь отцу в его бизнесе, или чтобы он мог побольше заниматься пока Торой [и не отвлекаться на семью], сыну не следует слушать отца, и он должен постараться жениться в возрасте порядка двадцати лет. И также, если его раввин или глава ешивы говорит ему пока не жениться, [чтобы он мог заниматься], ему не следует их слушать и нужно постараться жениться к двадцати годам. И вообще в наше время можно спокойно заниматься Торой в колеле даже после женитьбы[8]. Более того, т.к. на улице много нескромности, нужно постараться жениться поскорее, чтобы заниматься Торой в чистоте, и кто может взять на себя ответственность не давать ученику жениться пораньше. (А молодой человек, который еще не нашел себе пару, пусть внимательно изучает Талмуд с комментариями, и только так он сможет спастись от дурных мыслей.)
24. Если отец говорит сыну, чтобы тот не давал своей дочери большое приданное, которое тот хочет дать, это подобно тому, как если бы отец сказал не делать мицвы[9], и сыну не нужно его слушать.
25. Как уже было описано, даже если родители болеют, сын может ради женитьбы переехать в другой город, если по-другому невозможно, и он оставляет возможность уважать родителей ради мицвы иметь детей.
26. Если у человека есть престарелый больной отец и молодая дочь, и отец просит, чтобы дочь его сына прислали помогать ему, следует так сделать, даже если и ему самому нужна помощь дочери.
27. Если сын хочет жениться на праведной гиёрет[10], которая сделала гиюр в кошерном еврейском суде, а родители возражают против этой женитьбы, он не обязан их слушать. Но пусть он пошлет им друзей и мудрецов Торы чтобы те уговорили родителей не противиться, [т.к. нет в этом изъяна].
28. Если отец говорит сыну развестись с женой, тот не обязан слушать. А если отец говорит, что по закону он обязан развестись т.к. она нескромная и т.п., тогда пусть сын спрашивает у раввина, запрещена ли ему жена по закону.
29. Если отец говорит сыну не давать гарантию выплаты чьего-то долга, пусть сын послушается.
30. Если отец вызвал сына на время к себе вне Земли Израиля, тогда, если сын нашел там чью-то пропажу, он должен заниматься поисками владельца и ее возвратом. И даже если отец протестует [и не хочет, чтобы сын на это тратил время], все равно, раз сын уже приехал вне Земли Израиля, он должен теперь исполнить эту мицву, но если бы сын был в земле Израиля, то ему не нужно было бы выезжать оттуда чтобы вернуть чью-то пропажу.
31. Если отец говорит сыну сделать публично то, что считается неуважительным, например, проехаться на шесте, как на лошадке, сын не обязан слушаться.
32. Если родители приказали сыну побрить бороду, а сын не хочет ее сбривать, т.к. беспокоится о мнении мудрецов, которые запрещают бриться даже электрической бритвой, а бриться с помощью порошка слишком сложно, тогда он не обязан слушать родителей[11]. И пусть он попросит мудреца Торы, чтобы тот уговорил родителей не возражать сыну. Но если родители очень расстраиваются, тогда пусть сын сбреет бороду с помощью порошка, чтобы не причинять расстройство родителям[12]. Также, если сын хочет следовать мнению Аризаля и вообще не стричь бороду, а родители очень расстраиваются, пусть он их послушается.
33. Если отец говорит сыну не отращивать длинные пейсы, т.к. сефардские евреи обычно так не делают, и отец чувствует унижение и растрачивается, сын должен послушаться.
34. Если отец говорит сыну отрастить челку, сын не обязан слушать[13]. Но если сын сбривает волосы и отец чувствует себя очень неудобно и стесняется из-за того, что сын поступает не так как все в окружении отца, тогда пусть сын немного отрастит волосы и положится на мягкое мнение.
35. Пусть сын не требует от отца денег, и также, когда сын женился, пусть он не говорит отцу, чтобы тот давал ему определенное количество денег, но пусть он принимает с признательностью то, что родители сами хотят ему дать. А если отец хочет дать деньги сыну, а мать расстраивается из-за этого, некоторые считают, что сын может принять, и пусть постарается успокоить мать, чтобы та не расстраивалась, но другие говорят, что в такой ситуации он не должен принимать деньги. Возможное расстройство матери перевешивает мицву слушать отца.
36. Если сыну не хватает на свое содержание, а отец богатый, то он должен дать сыну, так как мицва давать цедаку [в первую очередь ближайшим родственникам]. Но если у сына есть деньги, которые можно использовать для купли-продажи, тогда отец не обязан ему давать, [и пусть сын сам делает свой бизнес].
37. Некоторые считают, что если у отца есть какой-то бизнес, сын не должен открывать такой же бизнес в этом районе, т.к. это приводит к расстройству и стыду отца, но если он хочет, пусть откроет этот бизнес в другом городе.
38. Если сын забрал деньги у родителей, не спросив их, он должен вернуть или получить от них прощение. И если родители дали сыну деньги для какой-то цели, а он использовал их для другой цели, он должен попросить прощения. А если сын был маленьким (до бар мицвы), тогда даже если он украл деньги, он не обязан их возвращать, но все равно ему следует раскаяться, когда он вырастит, и дать какую-то сумму на цедаку.
39. Если мать хочет помогать деньгами женатому сыну, который занимается Торой, а отец не понимает важности занятий Торой и не хочет давать на это деньги, то мать не имеет права действовать против воли отца. Потому что по закону деньги, заработанные женщиной, принадлежат ее мужу, и она не может давать цедаку без его позволения, тем более, что мы следуем мнению, что отдавать десятую часть денег на цедаку — это не обязанность, а лишь хороший обычай. Но если муж дал ей деньги на любые цели, она может отдать часть сыну, и также, если муж согласился, чтобы она использовала деньги государственной страховки на что она захочет.
40. Если родителей расстраивает, что сын спит в Сукке (шалаше) в Суккот, сын должен послушать, т.к. мицва жить в шалаше относится так же, как если бы человек жил дома. И также как дома он не должен спать там, где это бы расстроило родителей, также и в Сукке.
41. Даже если уважение родителей приносит сыну страдание, все равно он не освобожден от этой мицвы. Только в случае сидения в шалаше в Суккот мудрецы учат, что если это приносит страдание[14], то человек освобожден от этой мицвы, т.к. Тора говорит жить в шалаше подобно тому как человек живет в доме, и если при каких-то условиях в доме человек бы ни стал жить, он не обязан жить в шалаше. Но в отношении остальных мицв, страдания не освобождают от мицвы. И в случае, когда сыну очень трудно обслуживать все время старого отца, он все равно должен это делать, но если ему очень тяжело, он может послать вместо себя посредника. А если уважение родителей доводит сына до болезней, и он сляжет от этого в постель, тогда он не обязан исполнять эту заповедь, если невозможно сделать через посредника.
42. Но если отец просит сына сделать что-то, что к нему впрямую не относится, тогда, если это приносит страдания сыну, тот не обязан это делать.
43. Если мицва уважения отца приводит к постоянным скандалам с женой, тогда сын освобожден от этой мицвы, если невозможно сделать ее через посредника. Но сыну следует попытаться уговорить жену не сопротивляться, объяснив, что мицва уважения отца очень велика. [И в случае плохих отношений между женой и родителями], сыну следует навещать родителей одному без жены. В любом случае если жена спорит с его родителями, пусть он не злится на нее, но мирно успокоит ее, говоря, что надо говорить с родителями уважительно, и этим он успокоит и родителей.
44. Если и мама, и отец дали сыну поручения, тогда он сначала должен выполнить волю отца, и пусть он успокоит маму говоря, что по закону он должен вначале выполнить поручение отца, т.к. и мать тоже должна уважать отца. И даже если повеление отца противоречит повелению матери, и, исполнив волю отца, сын таким образом сделает противоположное воли матери, все равно он должен послушать отца. Но если отец и мать ругаются и отец специально дает сыну указания, противоречащие воли матери, чтобы ее позлить, тогда сын не должен слушать отца, но если отец просто занимает сына, например, просит принести ему кофе, чтобы у того не было времени исполнить просьбу мамы, тогда следует послушать отца. А если родители разведены, тогда мицва уважения к ним одинакова, и сын может исполнять первой просьбу любого родителя.
45. Если мать что-то попросила и до того как сын сделал это, отец тоже что-то попросил, пусть сын сначала сделает просьбу отца. И даже если он уже начал исполнять просьбу матери, ему следует прерваться и сначала исполнить просьбу отца.
46. Хотя просьбы отца исполняются до просьб матери, если родители бедные и у них не хватает еды или одежды, а у сына есть деньги для цедаки, он должен сначала дать для матери, а потом если останется — для отца.
47. Если отец попросил сына помочь гостю, например, отвести его купить на рынок что-то, а мать попросила принести для нее какую-то вещь, тогда сначала нужно сделать просьбу мамы, т.к. ее просьба относится к ней напрямую, а просьба отца к нему напрямую не относится. И даже когда он исполнил просьбу мамы, есть диспут, обязан ли он исполнить просьбу отца, как мы уже обсуждали (см. выше 9:1).
48. Если отец просит сына сделать что-то, что жена не обязана делать для мужа, и мать тоже попросила сына что-то сделать для нее, тогда некоторые считают, что сын обязан сначала исполнить просьбу отца, а другие спорят с этим[15].
49. Если сын что-то сделал ради матери, что не понравилось отцу, и отец спросил: «Кто тебе сказал так сделать?», то сын не должен отвечать, а пусть скажет неправду, лишь бы отец не разозлился на мать, т.к. разрешается лгать ради мира и ради мицвы уважения родителей.
50. Пусть сын не рассказывает родителям то, что их расстроит, если им не нужно это знать. И если отец заболел раком и не знает об этом, пусть сын ему не сообщает[16].
51. Мицва жить в Земле Израиля очень велика и подобна всем заповедям Торы вместе взятым, в особенности, если человек переезжает в Израиль ради мицвы[17], и чтобы он мог там исполнять те заповеди, которые относятся только на Земле Израиля[18]. Поэтому мицва посылать молодых людей учиться Торе в Израиле, и чтобы им хотелось остаться там. И даже если родители говорят ребенку не пережать, ему не нужно их слушать, тем более если он уже устроился в Израиле, а родители говорят ему уехать оттуда, чтобы он жил с ними и помогал им, ему не нужно слушаться. Потому что мицва жить в Земле Израиля даже в наше время отодвигает мицву уважения родителей, тем более что и им самим было бы мицвой поселиться в Израиле.
52. Но можно выехать из Израиля, чтобы встретиться с родителями, а потом нужно вернуться назад. А если родители похоронены вне Земли Израиля и сын хочет навестить их могилы, лучше было бы ему остаться в Израиле и изучать Тору ради поднятия их душ.
53. Если отец посылает сына сделать покупки на рынке в месте, где женщины нескромно одеты, и сын знает, что он не может удержаться и не рассматривать их, тогда пусть он не идет туда. И пусть он подумает, пошел ли бы он туда делать покупки для себя, и если нет, тогда он не обязан делать это и для отца. И если в другом месте, где нет нескромных женщин, можно сделать эти покупки дороже, тогда пусть он заплатит разницу из собственного кармана, но если у него нет денег, он может ради мицвы уважения родителей вычесть разницу из денег отделенных для цедаки.
54. Если родители нерелигиозные и они отмечают юбилей в некошерном ресторане и просят сына прийти, он не должен их слушать, т.к. его присутствие в таком заведении, [даже если он ничего не ест] будет осквернением Имени Всевышнего. Но если ресторан проверяет местный раввин, а сын не полагается на этот уровень кошерности, тогда пусть он пойдет, но не ест то, что недостаточно кошерно для него.
55. Если отец просит сына прийти на свадьбу нерелигиозного брата и туда придут нескромные женщины, и вдобавок мужчины и женщины будут танцевать вместе, сын не должен слушать, но пусть он уйдет сразу после Хупы, и, во всяком случае, не остается когда начнутся танцы. А иногда ему не стоит идти даже на Хупу, потому, что присутствие религиозного человека на такой свадьбе может привести к осквернению Имени Всевышнего. И пусть он поговорит с раввином, о том, как поступить.
56. Если у брата Хупу делает реформистский раввин, и отец просит чтобы его религиозный сын пришел на свадьбу, ему не следует идти. И пусть он объяснит отцу, что его присутствие на реформисткой свадьбе может привести к осквернению Имени Всевышнего. И вообще не следует давать реформистскому раввину делать никакие благословения, а если он сделал броху, не следует отвечать Амен[19].
57. Изучение Торы важнее, чем уважение родителей. Поэтому, если родители хотят, чтобы сын учился в ешиве, где также занимаются обычными предметами, а сын хочет только изучать Тору, он не обязан их слушать. Тем более, что в наше время ешивы, где изучают только Тору, спасают человека от духовного падения, а многие ешивы, где учат и секулярным предметам, отстают от них по богобоязненности, и их взгляды не всегда соответствуют взглядам Торы. И вдобавок те, кто постоянно изучают только Тору, имеют больший успех в занятиях[20]. Но в любом случае следует попросить мудрецов Торы и раввинов поговорить с родителями, чтобы те согласились.
58. Если сын хочет учиться в другой стране и для того, чтобы он уехал, государство требует подпись родителей, они должны подписаться, чтобы сын мог поехать учить Тору в ешиве.
59. Пусть отец не мешает сыну учиться, даже если тот хочет продолжать изучать в колеле Тору после женитьбы, и если возможно, пусть отец ему помогает финансово[21]. А если наоборот, отец хочет, чтобы сын учился в колеле, а сын хочет заниматься общественными работами, и помогать другим, хотя сын не обязан слушать отца, желательно поступить, как отец попросил. И в любом случае, если сын попробовал учить Тору, но у него не пошло, пусть поговорит с раввинами, прежде чем он решит переключиться на общественные работы.
60. Если родители по соображениям идеализма хотят чтобы сын служил в Израильской армии, или учился в тех ешивах, где готовят студентов к службе в армии, а сын хочет только учить Тору, он не обязан слушать отца, и если он изучает Тору постоянно, он освобожден от армии[22].
61. Если сын хочет учиться в другом городе, потому что там у него больший успех в изучении Торы, а родители возражают, он не обязан их слушать. Но если родители старые или больные, и за ними нужно ухаживать, и тем более, если он единственный ребенок, тогда нужно посоветоваться с раввином, т.к. пути Торы — это пути доброты.
62. Если отец хочет чтобы сын изучал не только Талмуд и ранних комментаторов, но и слова поздних комментаторов, а сын хочет заниматься только Талмудом и ранними комментаторами, хотя сын не обязан слушать отца, желательно ему послушать, т.к. это более правильный способ изучать Талмуд, используя не только ранних, но и поздних комментаторов. И с помощью современных комментаторов человек как будто изучает Талмуд вместе с ними и имеет больший успех, и наверняка они приводят дополнительные идеи, способствующие понимаю текста[23].
63. Если человек занят Торой и перед ним появилась возможность исполнить мицву уважения родителей, тогда пусть он сделает мицву и вернется к изучению. Но если из-за мицвы уважения родителей он вообще не сможет изучать Тору, тогда изучение Торы важнее, чем уважать родителей. И если сын учится в другом городе, а отец хочет чтобы сын его обслуживал, то сын не обязан прерываться. Но если отец позвал его сделать мицву один раз, тогда следует приехать, если невозможно попросить кого-то другого обслужить отца и даже если таким образом сын пропустит урок Торы.
64. Как уже было сказано, если сын изучает Тору, а отец попросил ему в чем-то помочь на работе, сын должен прервать изучение, но если отец хочет, чтобы сын постоянно ему помогал в бизнесе, сын не обязан прерывать занятия ради этого. А если сын знает, что его отец ведет себя нехорошо на работе или занимается злословием[24], тогда пусть сын найдет оправдание не приходить. А если отец говорит с иронией: «Можешь идти учиться, а я за тебя буду работать», пусть сын пойдет заниматься Торой, даже если люди скажут, что он поступает неправильно и что это неуважительно по отношению к отцу. И также, если отец просто отпускает сына, чтобы тот мог отдохнуть, или специально говорит сыну с издевкой, что он может не работать, в любом случае пусть сын пойдет [и изучает Тору].
65. Если отец не хочет, чтобы сын был судьей в еврейском суде, а сын достаточно знающий, чтобы быть судьей, он не обязан слушать. И также, если сын хочет работать государственным раввином в Израиле, а отец против этого, т.к. он не признает государственных раввинов[25], сын не обязан слушать отца. Даже если у него есть доход от другой работы, все равно он может стать государственным раввином, если этим ему удастся поднять уровень соблюдения [в общине, где он будет работать]
56. Тот, кто хочет молиться в синагоге, где молятся с большей концентрацией, а отец или мать против [того, чтобы он ходил в эту синагогу], он не обязан их слушать.
[1] Некоторые мужчины ходят в микву, например, перед утренней молитвой и бывает, что миквы холодные.
[2] Хороший обычай, повторенный три раза, считается в некотором смысле как клятва, и если теперь человек передумал, он должен аннулировать клятву. Поэтому всегда, когда человек хочет взять на себя какие-то строгости в законе, следует сказать, что он принимает это «Бли Недер» (без клятвы).
[3] Имеется в виду случай, когда отец все соблюдает по букве закона, а сын хочет делать то, что совсем не обязательно, как например, окунание в микве по утрам, или добровольные посты. Но если отец не соблюдает закон как положено, или полагается на какие-то мягкие мнения, не принятые большинством мудрецов, а сын хочет следовать закону, тогда, конечно, сын не должен слушать отца, который говорит ему не соблюдать что-то.
[4] Многие постятся перед каждым новым месяцем и это считается как маленький Йом Кипур.
[5] Специальный пояс, которым препоясываются во время молитвы некоторые ашкензские евреи, в основном хасиды.
[6] Это благословение делают перед сном и потом обычно не прерываются, пока не заснут.
[7] Например, он завещал, чтобы у невесты не было такое же имя как у ее свекрови, а у жениха как у его тестя, и чтобы два брата не женились на двух сестрах и чтобы человек не женился на своей племяннице т.п. Раввин хочет сказать, что раз завещание Р. Йехуды Хасида не имеет источников в Талмуде то необязательно этому следовать, если дети не хотят.
[8] В смысле раввин хочет сказать, что хотя в старые времена бывало, что молодые люди не так торопились жениться и продолжали заниматься Талмудом, боясь, что после женитьбы им придется искать работу, и они уже не смогут так много заниматься, сегодня и после женитьбы можно найти колел, где женатому человеку платят стипендию, и несколько лет после свадьбы он еще сможет заниматься Торой. Кроме этого, в старые времена женщины очень скромно одевались и поэтому нередко даже двадцатилетний неженатый молодой человек мог не думать запрещенные мысли и заниматься Торой в чистоте, но сегодня это почти невозможно и поэтому стоит жениться поскорее.
[9] Т.к. дать приличное приданое дочери является мицвой, чтобы ей легче было выйти замуж.
[10] Женщине, которая перешла в иудаизм.
[11] Тора запрещает сбривать бороду с помощью лезвия, но насчет бритья электрической машинкой есть диспут. Еще существует способ бриться, который разрешен большинством мнений, а именно с помощью порошка, который застывает на лице и потом его соскребают вместе с волосами, но этот способ очень неприятный и болезненный.
[12] Не все сосланы с этим мнением, и в каждом конкретном случае следует поговорить с раввином.
[13] Многие мудрецы запрещают отращивать длинную челку.
[14] Например, когда идет дождь.
[15] Т.к. подобную просьбу жена не обязана делать для мужа, то возможно в отношении этой просьбы родители равны, и сын не обязан исполнять просьбу отца до просьбы матери.
[16] См. выше 5:107.
[17] А не просто потому что ему некуда больше ехать или что в Израиле лучше экономическая ситуация и т.п.
[18] Например, отделение Трумы и Маасера (разных частей урожая для священников и бедных); Шмита (не работать на поле в седьмой год) и многие другие мицвы.
[19] Многие с этим спорят и считают, что всегда нужно отвечать Амен если благословение было сделано правильно.
[20] Но если у сына не хватает на жизнь, и некому субсидировать его занятия Торой, тогда многие посоветуют ему получить профессию и заниматься Торой в свободное от работы время.
[21] Но бывает, что отец не может или не хочет содержать сына, и т.к. сын обязан содержать свою семью, ему следует пойти работать, кроме как если его жена работает и хочет чтобы муж занимался только Торой.
[22] В Израильском обществе есть те религиозные евреи, которые служат в армии и считают это своим долгом и мицвой даже для изучающих Тору. Но есть и те, кто считают, что изучающие Тору освобождены от армии. Конечно, и те и другие приводят аргументы из Талмуда в свою пользу. Р. Йосеф принадлежит ко второй группе людей.
[23] Здесь раввин поддерживает сефардский метод изучения, согласно которому нужно изучать как можно больше книг, в отличие от литовского подхода, когда изучаются лишь определенные книги, но очень досконально.
[24] Тора запрещает нам сплетничать или слушать сплетни (см. ниже 10:5).
[25] Некоторые религиозные евреи в Израиле считают, что раввины должны быть независимы от государства и не признают институт государственных раввинов.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.