Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Сотворение мира, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
До человека, всё сотворённое обладало фиксированными свойствами. Солнце — это объект, который излучает свет. Тьма — это то, что свет скрадывает. Травоядное животное никогда не соблазнится живой плотью, рыбе никогда не захочется переселиться на сушу.
У человека, созданного на шестой день — всё по-другому. Его суть соткана из всех стихий. Его природа — объединение свойств, как мира материи, так и духовных миров. В состав его тела включены элементы из всех уголков вселенной. Будь то органические или неорганические вещества, редкие минералы, и сложнейшие химические соединения.
С другой стороны, душа человека — часть Б-жественной сущности и обладает свойствами духовных созданий.
Кроме того, свойства всех тварей, так или иначе, присутствуют в человеке. Нет в мире ничего, что бы не находило отражение в его теле или душе. Весь мир, всё созданное прежде — как бы основа, материал из которого вылеплена человеческая сущность. Более того, и все надматериальные стихии, воплощённые в ангелах и возвышенных мирах, — также часть сущности человека. Человек, словно точка преломления, в которой отражены и то, что «ниже», материальней человека, и то, что над ним, в духовных мирах.[1]
Эклектичность человеческой натуры — основа его противоречивых свойств, в ней — источник его здоровья и опасных болезней, в ней кроется причина человеческой красоты и уродства. Отсюда ведут начало праведники и злодеи. В этом смешении качеств — источник человеческого стремления к правде, миролюбию и… агрессии.[2]
Множество ангелов, — функциональных духовных существ, — были созданы лишь для того, чтобы управлять и поддерживать в должном порядке неизмеримо сложную структуру человеческого организма. Это богатство и многогранность человеческой природы породило и его уникальную личность, которая практически не поддаётся определению и не вмещается ни в одну из схем.
В человеке заключены все четыре жизненные силы: «домэм», «цомеах», «хай» и «мэдабэр».
В неорганической материи души нет вовсе. Об этом говорит и название «домэм» — "דומם" — «молчащий», «неподвижный».
В растениях заключена одна из жизненных сил — «нэфэша-цомахат» — «נפש הצומחת".
Животные обладают “животной” душой — “нефеш а-хая” — "נפש החיה" или “руах а-хиюнит” — ."רוח חיונית"
Именно в ней — сила выживания и источник существования животных, то есть то, что мы называем животным инстинктом.
В человеке же, помимо первых трёх, заключена дополнительная часть жизненной силы, его интеллектуальная составляющая, — способность к осознанной речи — нефеш маскелет — делающая человека совершенно уникальным существом, относящимся к типу “медабер” "מדבר» — .
Язык общения есть и у животных и птиц, но только у человека речь возносится выше, чем простая передача информации. У человека это, прежде всего, отражение мыслительного процесса, работа его души.[3]
Три упомянутые жизненные силы соответствуют в человеке трём элементам его души: «нефеш», «руах», «нешама».
За каждый из этих элементов отвечает свой внутренний, вполне реальный человеческий орган. Печень является генератором и вместилищем «нефеш» — «растительной» души; «руах» — «животное» начало — привязано к сердцу, а за «нешама» отвечает мозг.
Каждая из этих трёх составляющих проявляется в стремлении к своему «корню». Нефеш жаждет материальной пищи и питья, ибо это сила, отвечающая за сохранение и рост физического тела человека, а также за его способность к размножению. Недаром питание приходит к внутренним органам человека, лишь после обработки печенью. Все «низменные» побуждения человека тоже берут начало там.
Руах, гнездящийся в сердце, генератор побуждений, таких, как жажда почестей, богатства, и иже с ними — зависти, гордыни и подобных им — всё это исходит из сердца.
Потому и говорят: хорошее сердце — источник добрых качеств, а злое сердце — гнездо пороков.
И, наконец, — нешама, исключительная, б-жественная составляющая человека, стремящаяся к вещам возвышенным. Её физическое отражение находится в мозгу, «держателе» мудрости и рассудка. С другой стороны, нешама в человеке вовсе не ограничена мозгом.[4]
Подобно тому, как Творец наполняет собою весь мир, так и нешама наполняет тело человека. Как Всевышний видит всё и всех, но остаётся невидимым, так и нешама в этом мире невидима. Создатель питает весь мир — и нешама также подпитывает всё тело человека. Всевышний — абсолютная духовная чистота, и нешама остаётся духовно чистой при любых обстоятельствах. Как Создатель присутствует в самых сокрытых уголках мира, так и нешама пронизывает всё человеческое существо.[5]
Возвышенные качества — чувства, рассудок, речь, способность к постижению и оценке окружающего мира совмещены в человеке с униженной зависимостью от окружающего мира, потребностью в еде и воде, стремлением к спариванию, необходимостью естественных отправлений и неизбежной смертью.
Таким образом, сложность и неоднозначность человеческой натуры является для человека одновременно благословением и несчастьем. И это не случайно. Такое положение связано с особым его жизненным предназначением. Своими поступками человек должен преодолеть первоначальный хаос, оставшийся от предыдущих дней Творения. Если в физическом смысле Творец взял на себя упорядочивание мира, то привести мир к духовной гармонии предоставил Человеку.[6]
Когда человеку удаётся подчинить духовности свою жизнь, он автоматически получает во владение мир, где находится теперь, а также вечный, надвремённый мир, ожидающий его потом. Но если человек не сдерживает свою противоречивую природу, то не только не исправляет духовный хаос, он и физический мир возвращает к первоначальному беспорядочному состоянию.
В итоге хаос и разруха снова овладевают миром, обращая вселенную ни во что.
Свойства, полученные Адамом от Творца, повлияли и на устройство человека. Органы чувств человека являются воплощением тех или иных качеств самого Творца и приспособлены к роли властителя земли. Человек совмещает в себе как свойства материального, так и духовного миров.
Физический облик человека схож с животным, но его внутренний мир имеет неразрывную связь с духовностью.
Адам был сотворён по образу Творца — «бэ-цэлем». Понятие «цэлем», «образ» означает набор, совокупность духовных сил, с помощью которых духовная индивидуальность человека укрепляется и обретает особенности, определяющие конкретную, уникальную личность. Так же, как материальные объекты имеют свои специфические свойства, из которых составляется их физический облик, духовные ингредиенты у каждого человека имеют свой совокупный духовный образ, недоступный материальному зрению, но постигаемый разумом и чувством.
Слово «цэлем» — образ, родственно слову «цэль» — тень. Тень — нечто неуловимое, недоступное и видимое лишь благодаря непрозрачности физического тела, на которое падает свет. Так и «цэлем» — духовная тень человека, духовное отражение физических особенностей и характеризующая человеческую личность. «Цэлем» — свойство видеть, но самому быть невидимым. Это свойство характерно для Творца, это свойственно и человеческой душе. И тождество это — духовное.[7]
Поле деятельности Адама, в отличие от остальных живых существ, почти не ограничено. Первый Человек мог приспособиться практически к любой среде обитания. В любой ситуации превосходство человека оставалось очевидным. Но это до тех пор, пока он не нарушил условия игры и не спустился по духовной лестнице вниз. Тогда сразу обнаружилась его слабость и зависимость от окружающего мира.
В основе всех живых существ лежит единая физиологическая схема, и пусть даже различия между растениями и животными очевидны, — они не принципиальны. Разница — лишь в формах применения, и соответствующей специализации.
Природа же человека уникальна, его сущность трансцендентна. Силы и возможности, которыми наделил человека Творец, имеют б-жественную природу. Во всём, что намешано в человеке, в каждом его свойстве присутствует возвышенный элемент. Пусть человек и скроен из множества составляющих, ему дана сила укрепить духовную природу и сделать её главенствующей, способной управлять собственной физической оболочкой. К тому же, Первый человек был сотворён обрезанным, что равносильно совершенству, и в этом — также подобие Творцу. Адаму, подобно Всевышнему, не требовалось никакого исправления.[8]
[1] Адэрет Элияу.
[2] Даат Софрим
[3] Гаон раби Элияу из Вильны.
[4] Виленский Гаон
[5] Бавли, Брахот,10,1
[6] Даат Софрим
[7] А-ктав вэ а-каббала.
[8] Ялкут Шимони
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»