Из цикла «До Потопа и после», темы: Домашние животные, Сотворение мира, Природа, Еврейская история, Животные, Рав Александр Красильщиков
Если на пятый день Творения были созданы живые существа, происходившие из воды, то на шестой день появились животные, чья основа полностью состоит из земельных элементов. Тела первых взрослых особей этих животных были сформированы в земле, затем «проросли» из почвы, подобно растениям, и были полностью готовы к функционированию.
Все виды животных были созданы «по собственной доброй воле», то есть так, что если бы их можно было спросить, довольны ли они своей сущностью, они бы ответили положительно.[1]
В этот шестой день были созданы три типа животных:
Травоядные — бээмот — мирный скот, питающийся исключительно растительной пищей, среди них и виды, которым с самого начала предназначалось стать домашними животными.
Твари, передвигающиеся по земле — рамасим — (רמשים). Они или стелятся по земле, или передвигаются на своих конечностях столь близко к ней, что кажется, что они ползут. Рамасим включают в себя и наземных шрацим, большинство которых относятся к пресмыкающимся, грызунам и насекомым.[2]
И, наконец, хайот — дикие животные, зачастую с грубой, агрессивной природой, среди которых —плотоядные хищники, скрытные и осторожные по своей природе.[3] Хайот тяжело поддаются приручению, хотя, если родились и выросли в неволе, могут в какой-то степени, преодолеть свою пугливую сущность. И это — в отличие от бээмот, изначально склонных к сотрудничеству с человеком.[4]
Большинство видов животных довольствовались достаточно бедным рационом пищи. Как правило, они относились к травоядным видам. Но были среди них те, для которых это ограничение не действовало. Одним из них был нахаш — который питался, как растительной пищей, так и плотью других животных, недаром он назван хитрейшим из животных.[5]
Все виды животных с рождения были наделены необходимыми навыками и умениями, помогающими им выжить.[6]
Каждый из трёх типов животных содержит бесконечное разнообразие видов. От небольших, как козы — до гигантских, подобных слонам.[7]
Животные, относящиеся к указанным трём типам, не отличаются большой интенсивностью размножения, поскольку Творец не желал, чтобы земле был причинён вред от слишком большого их числа.[8]
Большинство животных делится по половому признаку — самец и самка.
Даже самые незаметные и малые твари имеют своё назначение или пользу в этом мире. Некоторые из них служат средством возмездия для злодеев.[9] Другие, в той или иной степени, пригодны для врачевания.[10] Третьи же, пусть даже смысл их существования скрыт, служат Творцу как бы поводом для снисхождения к роду человеческому. Когда последний нарушает ко злу баланс между заслугами и преступлениями, Творец как бы говорит: «Если Я терплю мелкие никчёмные твари, то стоит простить и человека, заблудившегося в дурном». Таким образом эти скромные существа оказываются своеобразным подспорьем, что держит на плаву этот мир.[11]
В любом живом организме, происходит ли он из воды или из земли, — печать непостижимой мудрости Создателя. У каждого вида животных — свои размеры, форма и характер. У всех — сила и интеллект в точности соответствуют условиям их существования.[12]
Даже агрессивные, по сути, хищники подчинены строгим ограничениям, заложенным в самой их природе.
Все эти создания, как только возникали, сразу же находили свою среду обитания, взаимодействуя с другими тварями, каждый — в соответствии со своею ролью и значением в мире. В итоге, удивительный саморегулирующийся механизм, о котором мы упоминали выше, поддерживающий на земле необходимый экологический баланс, получил своё завершение.[13]
Предваряя рассказ о сотворении человека, подведём некоторые итоги.[14]
В шесть дней Творения мир переходил с одной ступени на другую. На последней из них помещается человек.
С каждой ступенью живые существа в прямом и переносном смысле всё больше приподнимались над землёй, всё дальше и дальше «уходили» от неё.
Если неорганическая материя — «домем» — неотъемлемая часть поверхности земли, то растительный мир уже ясно отличается от неё. Эсэв, к которому относятся многолетние травы и кустарники, возвышается над дэшэ, то есть над разного рода мхами, лишайниками и однолетними травами, а деревья (эц), в свою очередь, поднимаются над дэшэ.
Если дэшэ стелется по земле и растёт сам по себе, то эсэв размножается уже с помощью семян. Дерево же, чтобы нормально расти, требует долгого утверждения в земле, чтобы укорениться и начать приносить плоды.
Растения, пусть и в разной степени, всё ещё крепко связаны с землёй, тогда как животный мир отделяется от неё. В этом «отрыве» от базисной среды (почвы или воды) прослеживаются градации. Такие «примитивные» существа, как черви, копошатся в земле, взрыхляя и удобряя её. Рыбы также неотделимы от воды, без которой их жизнь немыслима. С другой стороны, уже многие из морских животных способны выходить на сушу и возвращаться обратно в воду, не говоря уже о птицах и млекопитающих.
Корневая система растений, средоточие их жизненных сил, крепко держится в земле, тогда как голова животных наоборот, стремится вверх, отдаляясь от почвы. Чем сложней и совершенней животное, тем больше оно «отдаляется» от земли, и «возносит главу». И, наконец, человек, устремлённый к духовности, похож на дерево наоборот, чей корень смотрит высоко вверх, а ветви обращены вниз. Человек — промежуточное звено между приземлёнными тварями внизу и духовными существами — малахим — ангелами.
Жизненная сила растений крепче привязана к их материальной оболочке, чем у животных. Даже обрубленное дерево всё ещё способно возобновить рост. У животных это уже не так, их связь с жизнью слабеет, по мере усложнения, и чем дальше, тем это ощутимей. Некоторые виды шрацим, например, могут оставаться в живых долгое время без пищи, и даже после того, как их расчленят на фрагменты, способны восстановить большинство из отсечённых органов (регенерация). У животных более высокого порядка эта способность весьма ограничена. Другими словами, чем более позднюю ступень Творения занимает живая тварь, тем слабей её связь с материей.
Создания, относящиеся к более ранним ступеням Творения, многочисленней позднейших. Дэшэ произрастает обильней, чем эсэв, а эсэв, в свою очередь, распространяется шире, чем деревья. Растительный мир разнообразней, чем мир животных. Черви многочисленней рамасим, а различные виды рамасим (к ним, напомню, относятся мелкие животные, такие как грызуны и насекомые) превосходят число видов рыб. Рыбы, в свою очередь многочисленней птиц, а тех, соответственно, больше чем млекопитающих.
Мир животных по сравнению с существами, относящимися к типу «медабер», намного богаче. А Человек, вершина Творения, оказался уникальным, единственным в своём роде.
Свойства творений предшествующих ступеней становились неотъемлемой частью последующих. Природа неорганической материи «домэм» передалась растениям, которые вдобавок получили и собственную «нефешцомахат» — силу роста и размножения. Свойства растительного мира, в свою очередь, стали неотъемлемой частью животных, которым лишь добавили новую сущность — животную душу. Всё это присутствует и в человеке, но его природу венчает «нефеш маскелет» — разумная душа.
Другими словами, то, что было создано в последующие дни, вбирало в себя потенциал предшествующих творений. Творение в течение шести дней шло по нарастающей, пока человек, сотворённый последним, не впитал в себя все свойства и силы, созданные до него.
Сам материал, из которого лепились земные твари, претерпел изменения от созданного в первый день и завершения в день шестой.
Материальная «немая» основа «домэм» — неорганических объектов грубая и жёсткая. Структура растений сложней и потому более ранимая. Материал, из которого сделаны животные, ещё более утончён и потому весьма чувствителен к внешнему воздействию. И, наконец, человеческая плоть крайне нежна и нуждается в постоянной защите.
Это структурное утончение и усложнение материи, от низшей ступени — к ступени более высокой, вызвано необходимостью вместить в себя всё усложняющиеся духовные добавки, которыми Творец наделял свои создания в каждый последующий день, пока на шестой день это не достигло высшей точки, воплотившись в человеке.
Таким образом, человек с материальной стороны, оказался самым слабым и ранимым из всех созданий, но в духовном плане превзошёл всё, что было сотворено до него.[15]
[1] Бавли, Рош а-Шоно,11,1
[2] РаШИ
[3] Рамбан.
[4] А-нацив, Берешит,1,21
[5] Рокеах
[6] Сфорно.
[7] Абарбанель
[8] РаДаК
[9] Шмот Рабо,10.
[10] Йерушалми, Брахот,9,2.
[11] Там же.
[12] Даат Софрим.
[13] Мальбим.
[14] По Мальбиму
[15] Мальбим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»