Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Еврейская история, Астрономия, Рав Александр Красильщиков
На четвёртый день, прежде чем появились живые организмы, не способные выносить реликтовое свечение, солнце стало решением проблемы. Оно превратилось в своеобразный накопитель и регулятор света, исполняя роль самостоятельного источника световой и тепловой энергии для живых обитателей земли.[1]
Каждому из светил была определена своя роль в мироздании. Солнцу и луне были приданы законы, регулирующие смену дня и ночи, времён года. Их движение по небосклону стало отправной точкой отсчёта времени: месяцев и лет, праздников и памятных дат.
Интересно отметить, что солнце и луна вначале были равны по размеру, и оба испускали свой собственный свет. Солнце светило днём, и было ярче. Бледный же свет луны предназначался для ночи. И это не случайно, ведь сами понятия «день» и «ночь», как уже упоминалось, появились ещё до появления светил. «День» — означал светлое время, пригодное для активной деятельности, тогда, как наступление темноты — «ночь» — время отдыха. Солнце и луна стали символами данных временных отрезков, их неизменными спутниками.[2]
Тем не менее, переход от светлого времени суток к тёмному существовал и до появления светил на небе, хотя и не был столь явным. Однако, на четвёртый день Творения, когда засияло солнце днём, а луна делала свою работу ночью, деление на день и ночь стало очевидным.[3]
Интересно отметить, что перед тем, как появились солнце и луна, продолжительность дня и ночи были равны. Но с появлением светил, эта величина стала изменчивой. Доминирование светлой и тёмной части суток чередовалось. Такое положение вещей не позволяло обожествить дневное или ночное светила, показывая их взаимосвязь. К тому же, их подчинённость Высшей Силе подчёркивалась неизбежным маршрутом по небосклону с востока на запад, когда небесный механизм неизменно возвращал их опять на восток.[4]
Впоследствии размер солнца увеличился, а луна, напротив, уменьшилась и перестала излучать собственный свет. Нынешний свет луны является отражённым вторичным от солнца, и его интенсивность зависит от сближения и отдаления от солнца и от земли. Кроме того, из-за неровности и неоднородности лунной поверхности, свет, излучаемый ею, теряет в яркости.[5]
Собственное же свечение луны вернётся в конце времён, когда человек пройдёт весь долгий путь духовного становления.[6]
Таким образом, главным светилом стало солнце, а луна служила ему «парой».[7]
Стоит заметить, что в связи с вращением и движением небесных тел, «днём» называлось их появление на видимом небосклоне, а «ночью» — их уход за горизонт. Другими словами, как уже упоминалось, этими терминами ещё до появления солнца и луны, условно обозначались фазы суточного вращения земли относительно небесных сфер.[8]
Следует отметить, что все упоминаемые размеры светил и звёзд, а также их законы их перемещения по небосклону, всё это — лишь с точки зрения наблюдателя с земли, тогда как вполне возможно, что есть звёзды или планеты крупней солнца и луны, но им не дано освещать землю.[9]
Солнце и луна не просто светили — их свет доходил до поверхности земли уже преломлённым и рассеянным. Это, во-первых, даёт равномерное освещение, а во-вторых, убирает вредный эффект прямого излучения. Такое достигается с помощью специальных слоёв в одном из ракиа, каждый из которых фильтрует и рассеивает свою часть лучевой энергии света так, что на землю он попадает ослабленым и очищеным от вредных составляющих.[10]
Интересно заметить, что свет солнца и свет луны имели каждый своё влияние и значение для роста растений и формирования плодов. Если тёплый солнечный свет даёт растениям жизненную энергию, способствуя росту и созреванию плодов, то холодное свечение луны препятствует развитию древесных насекомых и червей.[11]
Затмения светил — недобрый знак для обитателей земли. Солнечное затмение — дурная весть для других народов, тогда как сокрытие луны — тревожное знамение для евреев.[12]
Второстепенные источники света, к которым относятся звёзды и планеты, не смотря на то, что по размерам, как уже говорилось, порой превосходят луну и солнце, но из-за дальности расстояний, кажутся точками, — не имеют того влияния на повседневную жизнь человека, которым обладают два основных светила.[13]
Помимо прочего, солнце и луна служили знаками, по которым, оценивая их положение на небосклоне и маршрут движения, можно было определить и предсказать сезонные изменения климата и предстоящие капризы погоды. В результате, человек мог заранее к ним подготовиться и уберечься.[14]
Более того, светила не только являются признаками наступления ежегодных климатических перемен, но и определяют их. Местонахождение и угол наклонения над горизонтом луны и солнца влияют на сезонное изменение интенсивности свечения и, соответственно, общую сумму тепла, получаемого землёй в зависимости от времени года, будь то летом или зимой, весной или осенью.[15]
Тогда же, на четвёртый день, поверхность земли условно разделилась на четыре «угла» — стороны мира, каждый со своими особыми свойствами.
Мизрах, в современном языке соответствует востоку, — от слова «зриха» — «появление света» — оттуда в мир, как из «потайного окошка», приходит солнечное сияние.
Даром, юг, — там создаются условия, образующие росу, а также прилетают умеренные, благословенные дожди. Южный ветер формирует дождинки и способствует росту злаков. Отсутствие этого ветра — признак начинающегося голода. Несмотря на то, что восточный ветер также приносит дожди, но это — тяжёлые, пронизывающие ливни, которые хороши для заполнения дождевых ям, прокладывания туннелей, а также роста сорняков. Мягкие же и благодатные дожди приходят именно с Юга, из дарома.
Третий «угол» мира — Маарав, запад. Оттуда проистекает мгла. И название само — от слова «эрэв» — смешение дневного света с надвигающейся тьмой. И не зря там же садится солнце.
И наконец — Цафон, север — от слова «цафун», «спрятанный», «сокрытый». Там концентрируются холода, снега и лёд, там формируется зимняя климатическая «кухня» мира.[16]
Скорее всего, эти свойства, это разделение на стороны света, характерны, прежде всего, для климата Земли Израиля.
Все предшествующие ступени Творения становились подготовкой и прообразом для последующих. И между ступенями Творения нет резких видимых скачков. Например, на границе между неживыми созданиями и растениями можно обнаружить как бы «переходный» живой организм — альмог — коралл, а существа, типа полипов, выглядели, как нечто среднее между растениями и животными. Наконец, обезьяна, животное по определению, внешне сильно напоминает человека.[17]
Светила не случайно были сотворены лишь на четвёртый день, когда на земле уже появились растения. Оба больших светила имели три главные задачи. Во-первых, светить. Во-вторых, влиять на всё, что находится на земле, то есть, фактически властвовать над нею. И, наконец, в-третьих — разделять. Разделять день от ночи и святое от будничного.
Столь главенствующая роль солнца и луны и их значение в жизни обитателей земли могло иметь и негативные последствия, поскольку давало повод, как уже сказано, обожествлять их, ставить во главу угла, забывая настоящего Создателя.
Ослабить эту роль, показать, что власть их всё-таки ограничена, помогал тот факт, что созданы и задействованы они были не сразу, но лишь тогда, когда на земле уже были растения, созданные без их участия.
Да, светила, в дальнейшем имели решающее значение для поддержания жизни, но вовсе не абсолютное. Они ограничены и сотворены также как и всё остальное.[18]
Но зачем вообще понадобилось освещать мир, ведь жизнь, пусть и примитивная, в сущности, возможна и без света? Ответ на этот вопрос очевиден — человек должен был видеть всё гармоничное разнообразие этого мира, чтобы иметь возможность постичь и понять Того, Кто этот мир создал.[19]
[1] Мальбим, А-Тора вэ а-мицва, Берешит,1,14
[2] Даат Софрим.
[3] Пшатим и Перушим, рабейну Яков из Вены, на основе старых рукописей
[4] Мидраш Берешит Рабатит, 1, 16
[5] Радак
[6] Пиркей де раби Элиэзер, перек 6.
[7] Бааль а-турим, раби Яков бен рабейну Ашер (РоШ)
[8] Рабейну Бхайе, Берешит, 1, 13
[9] Дьюким аль а-Тора, рав Пинхас Вольф
[10] Ор а-Хаим, Берешит,1,15
[11] Хизкуни, Берешит,1,16
[12] Пиркей де-раби Элиэзер.
[13] Даат Софрим.
[14] Абарбанель
[15] Рабейну Йона ибн Джанах из Кордовы
[16] Пиркей де-раби Элиэзер.
[17] Мальбим
[18] Рабейну Бхайе, Минха Блула — раби Авраам а-Коэн Рапопорт
[19] Рабейну Бхайе
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Ночь перед праздником Йом-Кипур