Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О тектонических изменениях на Земле и зарождении жизни в третий день Творения

Третий день

В этот день, благодаря защитному действию ракиа, температура вблизи земли начала падать. По мере остывания, пар из атмосферы начал конденсироваться, превращаться в жидкую воду, попутно отделяясь от примешанных к ней газов. Низины на поверхности земли стали заполняться водой, образуя реки и моря. К тому же, на третий день, произошло существенное изменение рельефа земли. Образующиеся возвышенности сгоняли воду в определённые для неё места. Кроме того, породы, перенасыщенные водой, составлявшие поверхностную основу земли, постепенно высыхали и формировались устойчивые материки. Это также происходило в течение третьего дня.[1]

В итоге мировой океан занял треть поверхности земли, остальное — суша. Одну половину её занимала безжизненная пустыня, и лишь на второй её половине формировались условия, потенциально пригодные для жизни.[2]

Подходящие для жизни участки земли не шли сплошным массивом, но были разбросаны по всей поверхности. Именно в этот день в целом сложилась видимая нам сегодня геологическая картина земли с её горами, долинами, разнообразием почв и наслоениями скал, с её морями, реками и источниками вод.[3]

Земля всё больше и больше принимала вид, подходящий для заселения. В её недрах уже скрывались неисчислимые богатства: металлы и минералы, нефть и газ как на суше, так и в морском дне. Земля готовилась стать обиталищем жизни.[4]

Появление жизни

По приказу Творца земля задействовала механизм, способный производить органические структуры, основы живых существ.[5] Не все они проявились сразу, многие ждали своего часа, некоторые ждут до сих пор. Все они служат человеку, но каждому — своя роль и свой черёд.[6]

Первой, видимой глазу, появилась растительность. Для её существования не нужны были светила, появившиеся на небе только на четвёртый день. Важней для неё — почва, вода и тепло. Света, так же, как и тепла, хватало от сияния света, сотворённого в первый день. Более того, это свечение было для растений благотворней и надёжней, чем будущий свет солнца.[7]

С самого начала земля и вода содержали в себе механизмы, чтобы воспроизвести растительный и животный мир в определённой последовательности.

Эта последовательность была не случайна. Например, растения возникли на третий день, чтобы служить пищей животным и человеку, которые «ждали своей очереди» и появлялись в последующие дни, включая день шестой.[8]

Творение осуществлялось по ступенчатому принципу, по-восходящей, от простого — к сложному. Сначала были созданы неживые объекты — «домэм», затем — растительность — «цемах», за нею — живые существа — «хай», и наконец — обладающие речью — «мэдабэр». Более того, внутри каждой из этих групп также соблюдался принцип усложнения.

Среди растений самым примитивным видом стал «дэшэ», примером «дэше» могут служить губки, грибки и мхи. Растения этого вида не годились в пищу человеку. Они размножались простым делением или с помощью спор и были не способны создать собственное семя.[9] Всё чем они обладали, это способностью расти и питаться.[10]

В этом смысле в отношении дэшэ трудно определить степень видовой специализации. Сам этот термин означает растительный покров в общем смысле. Когда же выделяют конкретное растение, используют слово «эсев».[11]

Слова «дэшэ» и «эсэв» означают и стадии роста растений: дэшэ — ранний этап роста, тогда как эсэв — зрелая пора, когда растение готово производить семена и плоды. Подобное же значение применимо и к этапам роста деревьев.[12]

Дэшэ — как уже сказано, это виды зелени, которые не образуют семян, но раз за разом произрастают из земли, посредством спор или собственных отростков, а «эсэв» — растения более сложные, развивающиеся из семян и приносящие плоды с зародышами следующих поколений этого вида.[13]

Дэшэ, к которым относятся, например, некоторые виды трав и мхи, как правило, предназначены в пищу животным, тогда как эсэв — пригодны и для человека.[14]Дэшэ проще по строению, а эсэв, наоборот, структурней, и имеет большую насыщающую способность.[15]

Как именно появились первые растения — на это есть две версии. По одной из них, почва по приказу Творца сформировала зачатки растений, а уж они дали всходы с заложенной в них программой самовоспроизведения.[16]

По другой же версии[17], почва выстроила из соответствующих земельных элементов первые экземпляры полноценных растений, вывела их на поверхность, положив начало непрерывному циклу естественного воспроизводства и размножения себе подобных.

Главной примечательной особенностью созданных прототипов являлось органическая матрица, сохраняющая особенности живого существа в виде стабильной наследственной структуры, обеспечивая передачу этих особенностей потомкам в процессе воспроизводства.

«Земельные элементы», о которых идёт речь, были не просто составной частью поверхностного слоя почвы, но частичками первоначальной реликтовой субстанции, которая, как уже говорилось, с момента Творения была способна создавать материальные, в том числе органические, структуры. Именно эти структуры и послужили первоосновой последующего биологического синтеза, приведшего к появлению и распространению на земле живых организмов.[18]

В дополнение к этому, для управления указанными процессами, ещё прежде возникновения жизни, Творец сформировал неимоверно сложную небесную систему созвездий, как целостного управляющего механизма. Ни одна живая структура, ни в растительном, ни в животном мире, не могла бы появиться и функционировать, если бы за него не отвечал соответствующий сектор в звёздной системе, позволявший этой структуре существовать, неся ответственность за каждую, даже самую мельчайшую, живую субстанцию.[19]

Слово «эсэв", как уже говорилось, служит также общим термином, обозначающим виды растений усложнённого типа. Многие виды эсэв пригодны в пищу человека, они дают семена, обладающие способностью к воспроизводству. Однако есть ещё более развитый тип растений — “эцим” — деревья.[20]

По приказу Творца, на третий день голая почва покрылась живым ковром. Но сперва это случилось в одном уникальном месте, в Ган Эдене — Саду Эдена, который был высажен в этот же, третий день, и уже оттуда, из Ган Эдена, живая природа распространилась по всему миру.[21]

Растения в “потенциале” существовали и вне Ган Эдена, но они будто спали в почве, вплотную к поверхности земли, не развиваясь, остановившись в росте “на полпути”.

Это было связано с отсутствием в живой природе полностью сформированного круговорота воды. Творец ожидал появления человека — именно он должен был стать импульсом, запускающим механизм этого круговорота.[22]

Предполагалось, что главными, помимо дешэ, станут три сорта растений, причём все они годились в пищу.

Один из них — это “эсэв”, то есть плодоносные травы с коротким сроком жизни и непрерывным самообновлением с помощью семян.

Другой вид — нам практически неизвестный — “эц при”, деревья, съедобные от корней и до последнего листочка. Этот вид в большинстве своём так и не осуществился, — исключение составляют этрог, вид цитрусовых, и пильпелим, перечные деревья.[23]

Эти деревья в большинстве не дают особенных плодов, поскольку все их части пригодны в пищу сами по себе.[24]

Эц при — дерево-плод выше по рангу, чем эсэв, поскольку может существовать много лет. Среди деревьев этот вид кажется наименее приспособленным к окружающей среде, его древесина мягкая. Этот вид появится впоследствии, в нужный час, чтобы сыграть свою особую роль.[25]

Стоит сказать, что по первоначальному плану Творения все деревья должны были принадлежать к виду деревьев-плодов, но этого не произошло. Почему? Во-первых, часть этих деревьев впоследствии перестанут приносить плоды, и потому усиленное употребление в пищу их мягкой древесины, могло привести к полному уничтожению этих видов,[26]

А во-вторых, с деревьями случилось то же, что и с первоначальным светом, который был сокрыт до поры до времени.

Мир сразу стал приспосабливаться к тому, что произойдёт впоследствии, то есть, к будущему падению человека, его нежеланию соответствовать высшему уровню. Это повлияло на мир с самого начала. Появление деревьев-плодов оказалось преждевременным в этой упрощённой вариации мира. Всё творение сразу, так сказать, ретроспективно, было ослаблено и отравлено неблаговидными поступками людей, которым только ещё предстояло появиться.

Однако, после грядущего исправления мира, программа Творения вернётся к своей первоначальной, возвышенной версии. А пока — словно тень будущего легла на рождающийся мир.[27]

К третьему виду принадлежали деревья, у которых годились в пищу только плоды — “эц осэ при”. Это порода с более твёрдой древесиной, и дерево несёт свой плод на себе.

Позже, когда первоначальная гармония мира нарушилась, добавились растения-пустоцветы, неплодовые деревья и сорняки.[28]

Согласно одной из версий, первое поколение деревьев, так же, как до них трава и ранние растения, появились в земле в виде семян. В каждом из этих семян, к какому бы виду они не относились, была уже заложена своя уникальная “программа” роста и размножения, включая форму и строение ствола, порядок роста, очертание листьев и так далее. Земля как бы сама себя осеменила и вывела из-под почвы на поверхность первые поколения растений с готовой программой дальнейшего воспроизводства и размножения. [29]

По первоначальному плану, растения должны были появиться из земли мелкими и редкими, но в итоге стремительно и повсюду пошли в рост. Поначалу было трудно увидеть различия между растениями, но вскоре, по мере увеличения в размерах, стало очевидным их деление на виды. Сперва растения фактически копировали самих себя, но в дальнейшем появились многочисленные вариации, в основном по цвету и по форме. Что же касается сортов первых деревьев, то их насчитывалось шесть.[30]


[1] Там же.

[2] Мидраш Койнен

[3] Даат Софрим.

[4] Там же.

[5] РаМбаН

[6] Даат Софрим

[7] А-Нацив.

[8] РаДаК.

[9] Мальбим.

[10] А-Нацив

[11] РаШИ, Дварим,32, 2

[12] РаМбаН, РаДаК.

[13] Рав Саадия Гаон, РаН, Акедат Ицхак, Абарбанель, Адерет Элияу.

[14] Сфорно, Мальбим.

[15] А-Рокэах.

[16] Адэрэт Элияу.

[17] Абарбанель.

[18] РаМбаН

[19] РаМбаН, Берейшит,1, 11

[20] Мальбим

[21] Там же.

[22] Яфэ Тоар на Мидраш Берешит, 13,1.

[23] Тосафот а-шалем

[24] Раби Шмуэль ми-Сенут, Мидраш Берешит Зута

[25] Тиферет Йонатан

[26] Тосафот а-шалем

[27] Диврей Йоэль. Раби Йоэль Тейтельбойм ми Сатмар.

[28] Рамбан.

[29] Рамбан.

[30] Тосафот а-Шалем


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»