Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мир мелких животных и летучих тварей невероятно разнообразен. Их тела устроены с удивительной мудростью. Каждый вид обладает своими неповторимыми признаками. Многообразие цвета, формы, поведения, красоты и безобразия наполнило этот мир.

Только на пятый день, после появления упорядоченных светил на небе, стало возможным существование животных. Матрицы — зародыши живых существ — с момента Творения помещались в воде. В назначенный день, по замыслу Творца, начался их интенсивный рост и распространение по всему миру.

Первоначальной средой обитания животной жизни стала вода. Значение воды, где бы она ни была, будь то море, озеро, ручей или просто болото, для органической жизни превосходит важность остальных элементов материи. Количество живых существ, обитающих в воде, преобладает над их числом на земле.[1]

Везде, где есть вода, появляется жизнь, в той или иной форме. Первые живые существа, появившиеся в воде, были столь малы, что их нельзя было разглядеть глазами, и это делало их особенными среди творений, созданных в последующие дни.[2]

Первые живые существа появлялись по мере усложнения. Поначалу, возникнув в воде, они были лишены многих признаков, свойственных наземным обитателям. Потом появились животные, размножавшиеся посредством некоего подобия яиц. Затем — летающие существа, откладывающие яйца. Следом за ними — животные, размножавшиеся путём спаривания мужских и женских особей. И уж потом — появились наземные животные, умевшие передвигаться по суше.[3]

Первыми в этот пятый день появились «шрацим» — «кишащие», микроскопические подвижные существа, мелкие морские животные, а также рыбы. Чуть позже, в этот же день, появились и птицы. Все живые организмы, объединённые словами «шерацим» — «кишащие» и «офот» — «летающие» в отличие от растений могли самостоятельно передвигаться. И это выделяло их из мира растений. Способность к интенсивному движению появилась из-за наличия в этих существах особой животной души или руах а-хиют, которую ещё иногда называют нефеш а-хая.[4]

Нефеш — это особая жизненная сила, приданная Творцом животным и растениям, обеспечивающая все их жизненные функции.[5]

«Нефеша-хая» характерна именно для животных, которые ведут подвижный и активный образ жизни. У растений тоже своя «душа», её называют «нефеш а-цомахат», она — на ступень ниже «животной» души и определяет стремление и способность растений реагировать на раздражители внешнего мира и размножаться.[6]

Вступление животных в мир, подобно растениям, осуществлялось по ступенчатому принципу. Более простые виды становились, как бы трамплином, «допуском» для появления более сложных. Это было важно для выстраивания экологического равновесия в природе, где каждое звено системы связано с соседним, а заодно опирается на него.[7]

Кроме того, каждый из видов, появившийся раньше, мог служить пищей тем, кому предстояло появиться впоследствии. Так формировалась экологическая система, приобретая черты замкнутого, возобновляющегося цикла.[8]

Из воды животные проникли и в другие стихии. Шрацим, мелкие подвижные животные, освоили поверхность земли, при этом значительное их количество осталось в воде.[9] Отличительная особенность животных, определяемых словом шрацим — постоянное движение. Их название и составлено из словосочетания ש-רץ «ше-рац» — «те, кто бежит».[10]

Помимо этого, термин «шрацим» обозначает животных, обладающих способностью сверх интенсивного размножения. Это относится к невидимым глазу микроорганизмам, к червям, а также мелким морским животным и рыбам.[11]

К собственно шрацим относится большинство насекомых, часть земноводных, а также грызунов. Летучие шрацим — «шерец а-оф», שרץ העוף — это все летающие существа, у которых в наличии не менее двух пар ног. Примером «летающих шрацим» может служить саранча. Оказавшись на земле, эти существа передвигаются, подобно своим нелетающим «собратьям». И в этом их отличие от настоящих птиц, появившихся в этот же пятый день, называемых «оф канаф» — עוף כנף — крылатых птиц. У этих последних — не более пары ног, да и те служат лишь вспомогательным средством, когда птица вынуждена передвигаться по земле.[12]

Жизненная основа «настоящих» птиц — крылья, а способ существования — полёт.[13] Впрочем, среди птиц различаются два основных типа: те, кто летают близко к земле, или даже вплотную к ней, и другие, способные подниматься высоко в небо.[14]

Среди шрацим выделяются виды, по мере роста, кардинально меняющие свой облик. Будучи личинками, гусеницами или куколками, они сбрасывают с наступлением срока вместе с кожей прежний облик и обретают новый. Также, некоторые из них укутываются в кокон, из которого впоследствии преобразуется существо, способное летать.[15]

Мир мелких животных и летучих тварей невероятно разнообразен. Их тела устроены с удивительной мудростью. Каждый вид обладает своими неповторимыми признаками. Многообразие цвета, формы, поведения, красоты и безобразия наполнило этот мир.

К концу пятого дня были сотворены крупные рыбы и морские животные. Появились также земноводные твари, жившие как в воде, так и на суше. Их размножение происходило в воде, а для передвижения по земле у них имелись приспособленные для этого конечности. [16]

Для создания крупных рыб понадобился дополнительный импульс творения, поскольку заложенной программы, задействовавшей мелкие организмы и рыбы в воде, оказалось недостаточно.[17]

Механизм размножения и способ существования крупных животных потребовали значительного усложнения биологических структур, по сути, перехода на качественно новый уровень бытия.[18]

Обыкновенные рыбы не обладали способностью дышать вне воды, у них отсутствовали лёгкие, в то время как немало крупных видов морских животных, а также птицы получили возможность использовать для дыхания воздух. Этой способностью, соответственно, обладали и твари, появившиеся на суше.[19]

На пятый день были сотворены и некоторые дополнительные виды ангелов. Они были распределены по категориям, делясь на градации, одна ступень — поверх другой.[20]

Чтобы укрепить и стабилизировать мир живых существ, Творец наделил их способностью к воспроизводству. Эта способность не одинакова для всех и распределяется в неравной степени. Животные, чьи условия существования сложней, эта способность проявлялась эффективней. Чьё же потомство подвергалось меньшей опасности, обладали и меньшей интенсивностью воспроизводства. Видам, чей излишний количественный рост мог навредить устройству мира, был положен естественный барьер для размножения.[21]

Пора спаривания рыб и птиц, как правило, не зафиксирована в годовом цикле, в отличие от деревьев и растений, а также многих сухопутных существ, чьё плодоношение и принесение потомства привязаны к определённому сезону.[22]

Каждый вид животных или птиц в дни Творения появлялся из одного или пары «прародителей», от которых происходили все последующие многочисленные потомки, составлявшие популяцию этого конкретного вида, подобно тому, как человечество произошло от Адама и Хавы.[23]

Каждой твари определялась своя роль в мире. И в воде, и на суше мелкие животные или рыбы служили пищей более крупным видам. Любому существу, согласно программе, заложенной Творцом, была придана своя особая ниша и место в природе, каждый служил звеном в нарождающемся всемирном организме, который бы мы теперь назвали биосферой.


[1] РаДаК

[2] Хизкуни

[3] Минха Блула

[4] Мальбим

[5] Даат Софрим.

[6] Гаон раби Элияу из Вильно.

[7] Мальбим.

[8] Хашукей а-Кэсэф, Брешит,1,11.

[9] Даат Софрим

[10] Рамбан.

[11] Мальбим

[12] Минха Блула — сборник пояснений на Хумаш, составленный раби Авраамом Менахемом Рапопортом (рофэ порт)

[13] Рамбан

[14] А-нацив

[15] Мальбим

[16] Мальбим

[17] Рабейну Бхайе

[18] Сфорно

[19] РаДаК

[20] Рабейну Бхайе

[21] Мальбим

[22] Рабейну Бхайе

[23] Раби Авраам бен РаМбаМ


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»