Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Атеизм, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы, Поиск истины
Далеки от реальности и представления, что учёные — люди, непременно придерживающиеся атеистических взглядов.
Многие величайшие ученые были людьми глубоко религиозными как в своём мировоззрении, так и в личной жизни — в том числе практически все основоположники современной науки Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Лорд Кельвин, Джеймс Клерк Максвелл, Джозеф Томсон, Готфрид Лейбниц, Роберт Бойль, Френсис Бэкон, Луи Пастер, Рене Декарт и др.
Открыто говорили о Творце и многие ведущие учёные современности. Часть из них прочно стояли на позициях теизма, другие придерживались деизма. Творец виделся последним как инициирующее и организующее начало, как вселенский разум, никак не вмешивающийся в жизнь человека и тем более не судящий его.
Типичным представителем этого воззрения был великий Альберт Эйнштейн. Он писал: «Я хочу узнать, как Бог создал мир… Я хочу знать Его мысли, остальное — это детали». При этом Эйнштейн не принимал, что Бог может участвовать в личной жизни человека.
Знаменитыми стали высказывания основоположника квантовой физики, лауреата Нобелевской премии Макса Планка: «И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов»[1].
Другой известнейший физик, Нобелевский лауреат Вернер Гейзенберг, сформулировавший знаменитый принцип неопределенности, выразил своё мнение лаконично: «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог».
Такие же взгляды[2] исповедовали многие другие лауреаты Нобелевской премии, к примеру, Эрвин Шрёдингер, Макс Борн, Поль Дирак, Эмилио Сегре и др.
Масштабный опрос[3], проводившийся социологами из Университета Райса в течение четырёх лет, продемонстрировал, что более половины ученых считают себя верующими и не видят конфликта между своими научными и религиозными взглядами.
Подводя итог, стоит процитировать ученого и писателя Кена Уилбера: «Моя книга “Квантовые вопросы” основана на том небезынтересном факте, что практически все великие первопроходцы современной физики — такие, как Эйнштейн, Шрёдингер и Гейзенберг, — в том или ином смысле были мистиками, что примечательно само по себе. Физика — самая точная из всех наук, — наткнулась на мистицизм — самую тонкую из всех религий. Почему? И вообще, что такое мистицизм? Я собрал работы Эйнштейна, Гейзенберга, Шрёдингера, Луи де Бройля, Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, сэра Артура Эддингтона и сэра Джеймса Джинса. Нет никакого сомнения в том, что все они были гениальными учеными (и все, кроме двух, были нобелевскими лауреатами). Но как уже упоминалось, удивительнее всего то, что все они придерживались глубоко духовного или мистического мировоззрения — что, казалось бы, неожиданно для ученых-первооткрывателей».
* * *
Итак, нет прямой зависимости между учёной степенью и атеизмом. Быть учёным — не значит быть атеистом.
Всё сказанное в этой главе имело лишь одну цель: добиться уравновешенности в оценке деятельности учёных, чтобы люди, далёкие от мира науки, не возносили учёных в ранг святых и всезнающих и не доверяли им слепо.
Учёные — люди необыкновенно способные и порой гениальные. Но при этом они всё же люди: они не обязательно объективны и добросовестны, они могут ошибаться, они не знают ответов на все вопросы, и ими не всегда движет стремление к поиску истины.
Тем не менее, это никак не умаляет достоинства и успехи учёных. Более того, именно с учётом всех перечисленных недостатков и препятствий хвала и честь учёным, которым удаётся добиться столь колоссальных научных результатов.
[1] Планк М. Религия и естествознание. Вопросы философии. 1990. №8. С.35.
[2] Роберт Милликен, определивший заряд электрона, писал в своей автобиографии: «Благополучие и прогресс человечества зиждутся на двух столпах. Если один из них рухнет — погибнет все строение. Эти два столпа суть культивирование и распространение по всему миру:1) духа религии; 2) духа науки». Это он сказал: «Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным». Изобретатель лазера Чарлз Таунс писал: «Я убежден в существовании Бога — на основании интуиции, наблюдений, логики и научного знания». Нобелевский лауреат Арно Пензиас, открывший космическое микроволновое фоновое излучение, писал: «Видя рощу фруктовых деревьев, мы можем предположить, что тот, кто их создал, хотел вырастить яблоки. Иными словами, наблюдая порядок в мире, мы делаем вывод о присутствии некой цели и, размышляя над этой целью, начинаем что-то узнавать о Том, Кто создал и замыслил все это. Так я понимаю Бога».
[3] rplp.rice.edu.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»