Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья из цикла р. Ашера Кушнира, созданного на основе приложения к его книге «Реальность и иллюзия»

2.2. Ограничения со стороны природы

Ещё одна существенная составляющая в общем вопросе о познаваемости мира — это вопрос о том, готова ли сама природа раскрыть все свои секреты человеку[1].

Познание только расширяет горизонты непознанного

Учёные уже давно заметили парадокс: чем больше открывает наука и чем больше расширяется познание человека, тем больше раздвигаются и границы непознанного. Каждое новое открытие ведёт к пониманию, что ещё более фундаментальное знание не раскрыто[2].

Один из величайших учёных ХХ века физик Макс Планк писал: «Наука не в силах объяснить большинство явлений. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что решение одной проблемы неизменно тянет за собою цепь десятков новых проблем. С каждой очередной покоренной вершиной перед нами открываются новые не завоёванные высоты. Остается лишь смириться с этим, мы обречены на вечную борьбу за достижение целей, которые недостижимы по определению».

Природу микромира невозможно исследовать в полной мере

На протяжении тысячелетий в основе научной мысли лежало представление, получившее название «детерминизм»; оно подразумевает предопределенность всех происходящих в мире процессов. Это означает, что все материальные объекты взаимодействуют строго по законам природы, и их поведение — скорость, местоположение, траектория, — заранее предсказуемо, детерминировано. Такое понимание мира без затруднений позволяет точно, с нулевой неопределенностью, измерить одновременно и скорость, и координаты объекта. Так устроен всем знакомый мир, который принято называть макромиром.

Но появление квантовой физики и принципа неопределенности Гейзенберга перевернуло эти представления.

Оказалось, что в микромире, в мире квантовых явлений, сам факт измерения, к примеру, местоположения частицы приводит к изменению ее скорости, причем непредсказуемым образом. Проблема в том, что если удастся с нулевой погрешностью, то есть абсолютно точно, определить одну из измеряемых величин, неопределенность другой величины будет равняться бесконечности: о ней не будет известно ничего.

И это не потому, что приборы измерения несовершенны, а потому, что мир, по сути, оказался недетерминированным. Поэтому вопрос о местоположении частицы решается вероятностью её нахождения в том или ином месте.

И не только микромир, но и макромир всё больше понимаются в вероятностном контексте. Начиная с работ известного физика Людвига Больцмана, появляется новый раздел статистической физики, изучающий поведение систем частиц методами теории вероятности. Обычно при исследовании таких систем не интересуются случайным поведением каждой конкретной частицы, а описывают, как из движений отдельных частиц складываются усредненные свойства системы в целом.

Итак, выясняется, что в определённых областях познания при попытке получить точные знания природа принципиально не позволяет раскрыть свои секреты до конца.

Ограничения, связанные с комплексностью

Следует указать ещё на одну тайну природы — её комплексность и многослойность.

В 1982 году вышла тонкая, но необыкновенно ёмкая книжка под названием «Powers of Ten». Вся книга состоит из фотографий, изображающих окружающую нас реальность, слой за слоем, в масштабах от 1025 до 10-25. Поначалу на фотографиях видны целые галактики как маленькие точки, потом идут снимки внутри галактик, затем звёзды, Солнце и планеты, планета Земля, взгляд из атмосферы, земной ландшафт. Потом становятся видны город, квадратики домов, человек на лужайке крупным планом. Затем — фотографии его руки, кожи руки, клетки кожи, потом изображение внутренней структуры клетки, её молекулярной структуры, и так до кварков.

Каждому уровню организации материи соответствует своя научная область: астрономия, астрофизика, биология, психология, молекулярная биология, химия органическая и неорганическая, ядерная физика и т.д.

И хотя междисциплинарные исследования становятся все более распространенными, каждая из областей науки в основном раскрывает знание именно в той сфере, которой она занимается. То есть научное открытие означает, что стал более понятен только один из уровней организации материи (и, возможно, смежные с ним уровни).

Но может ли подобное открытие претендовать на истинное понимание всей реальности? Оно раскрывает только часть, а не целое реального мира, который образуют все слои вместе взятые.

Вывод

Природа скрывает свои тайны, причём порой до такой степени, что это вызывает сомнение в принципиальной возможности их постижения.


[1] Этот вопрос можно рассматривать и в контексте ограниченности природы самого человека, но эти ограничения более очевидны с точки зрения строения природы.

[2] Есть и такая формулировка: «Расширение сферы познанного ведет к увеличению площади ее соприкосновения с неизвестным».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»