Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен восполнить недостачу в исполнении возложенных на все творения задач

Притча.

Один правитель отправился в дальний путь со своей семьей и со слугами. Когда они останавливались на ночлег, правитель и его семья ели изысканную пищу, а слуги простую, каждые за своим столом отдельно. Когда хозяин постоялого двора проводил расчет, он посчитал сначала съеденное слугами, а потом подал счет правителю за всех вместе.

Смысл этой притчи в том, что человек в этом мире является правителем всех остальных творений, которые были созданы для его нужд, как сказали мудрецы[1], да будет благословенна память о них, обсуждая стих: «Ведь в этом весь человек»[2] — весь мир был создан для этого (мир служит человеку, а человек служит Б-гу «ведь в этом весь человек» — прим.). И еще сказали мудрецы[3]: «Все эти (творения) были созданы, чтобы служить мне (это сказано про мудреца Бен Зома, который сказал, что все ремесленники делают для него, а он делает для Б-га — прим.)». Поэтому человек должен восполнить недостачу в исполнении возложенных на все творения задач. А они благодарят Творца за то, что лишены этой ответственности, в силу своей природы. И это и есть то, что сказано: «Восхваляйте Б-га все Его воинства… восхваляйте Б-га все творения Его.» — все вы вместе обязаны служить и восхвалять Творца, благословенно имя Его. Но я (человек) ответственный за полное выполнение всех обязанностей, возложенных на все творения, и я должен восполнить все, что будет не хватать в служении и восхвалении из-за вашего несовершенства. Поэтому только в конце человек говорит: «Благослови, душа моя, Б-га» — когда он восполнил все, что остались должны остальные творения. И это имеет в виду Мидраш, говоря, что и в восхвалении Творцу, человек упомянут последним. И этим можно объяснить сказанное: «Сзади и спереди создал Ты меня». Сзади — после всех творений. Спереди — первым для наказания. И для прояснения, мудрецы закончили словами: «И в восхвалении он тоже упомянут последним» — они не имели ввиду, что он восхваляет последним, а то, что он должен восполнить недостачу всех остальных. Поэтому царь Давид в Теилим сначала упомянул другие творения: «Восхваляйте Б-га с земли, рыбы и т.д.», а потом уже «цари земли и все народы». Можно разъяснить это еще одним способом.

Притча. Градоначальник продавал алкогольные напитки своего производства всем жителям города. Для этого он открыл несколько кабаков. Каждый владелец кабака был обязан раз в год выплатить ему определенную сумму за проданный в кабаке алкоголь. Приходит к нему один из этих владельцев и говорит: «Предоставьте мне право контролировать всю продажу алкоголя. А я буду выплачивать Вам всю сумму, причитающуюся со всех». Градоначальник согласился, и они подписали договор. В конце года градоначальник провел расчет с этим человеком. Он открыл свой блокнот и стал подводить итоги, — этот кабатчик продал столько-то, а тот столько-то. И в конце, он взыскал с этого человека общую сумму за все, проданное в кабаках.


[1] Брахот 6

[2] Коэлет 12:13

[3] Кидушин 82

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»