Темы: Иосиф Флавий, Изгнание, Разрушение Храма, Еврейская история, Рим, Батшева Эскин
Весной 67 года н.э. римский полководец Веспасиан с 60 тысячами воинов вторгается в мятежную Галилею. Летом того же года возглавляющий еврейское сопротивление военачальник Йосеф бен Матитьяу переходит на сторону врага, навсегда покидает Иудею, предавая свою родину, свою семью, своих погибших товарищей. И становится всемирно известным историком Иосифом Флавием, летописцем Иудейской войны.
В истории человечества немало персонажей, ставших знаменитыми вследствие их предательства. Военачальник римской империи Марк Юний Брут убил Гая Юлия Цезаря, который много лет считал его своим другом и соратником. Брут полагал, что таким образом освободит римский народ от диктатора.
Другой полководец, близкий друг царя Ивана Грозного Андрей Курбский, дезертировал в Польшу и там стал командовать одной из армий в войне против Российского царства. Для поляков он навсегда остался великим человеком, для русских же — изменником.
Советский генерал Андрей Власов, зимой 1941-42 годов громивший фашистов под Москвой, летом 42-го согласился сотрудничать с ними и возглавил «Комитет освобождения народов России».
«Ядерный шпион» и выкрест Мордехай Вануну, продавший израильские ядерные секреты, — в Израиле, безусловно, считается предателем. Зато на Западе его наградили тремя премиями мира.
Что заставило самого известного еврейского историка Иосифа Флавия перейти на сторону Рима в разгар войны? И каковы последствия этого предательства для евреев и для всего грамотного населения мира?
Накануне разрушения Иерусалима и Храма Иудею раздирали политические распри. Зелоты поддерживали войну против Рима. Богатая аристократия, священники, выступали против войны. В центре находились мудрецы, фарисеи, которые искали ответы на все вопросы в Торе и у Пророков. И в стороне от этих трех партий находились ессеи, секта аскетов. Иосиф Флавий к своим тридцати годам успел побывать членом всех этих групп.
По рождению Йосеф бен Матитьяу был коэном, а значит — скорее всего, саддукеем (цдуки) и принадлежал к семейству Йеоярива, которое обладало привилегией несколько дней в году проводить службы в Храме. Мать Йосефа была царских кровей.
Аристократическое происхождение Йосефа позволяло ему рассчитывать на самые высокие посты, но в возрасте 16 лет он бросил городскую жизнь и ушел в пустыню к ессеям, сектантам-отшельникам, где три года вел жизнь самую скромную, даже аскетичную, питаясь травами и кореньями и одеваясь в одежду из древесной коры.
Вернувшись в город, Йосеф примкнул к фарисеям (прушим) и погрузился в политическую и общественную жизнь. Через несколько лет Йосефу было дано ответственное поручение — как молодому активному человеку, владеющему иностранными языками, — отправиться в Рим с благородной миссией: добиться освобождения нескольких арестованных прокуратором Иудеи коэнов.
С миссией Йосеф справился, но вернулся домой другим человеком: он был под большим впечатлением от монументального и могущественного Рима. После столицы империи Иерусалим ему показался несколько провинциальным.
К какой же партии принадлежал Йосеф к началу антиримского восстания? Историки считают, что идеологически — ни к одной, и что именно поэтому он оказался в конце концов среди полководцев.
Весной 67 года, когда римский полководец Веспасиан с огромным войском идет из Антиохии на Иудею, Йосефу бен Матитьяу поручается организовать оборону Галилеи. Йосеф совершенно не хотел воевать против римлян и считал восстание плохо подготовленным и недостаточно спланированным. Тем не менее, он собирает армию ополченцев: каждый город Галилеи должен ему дать половину своего мужского населения для войска.
Они подходят к Ципори, чтобы дать там бой, но, увидев огромную вооруженную римскую армию, многие ополченцы начинают убегать. Йосеф отступает в Тверию и оттуда пишет письмо в Иерусалим. Он требует либо предоставить ему право вести переговоры с римскими полководцами — либо прислать подкрепление.
Пока письмо дошло до Иерусалима, Веспасиан занял нижнюю Галилею. Жителей Ципори спасло то, что они сразу сдались. В деревнях римляне убивали всех, никого не забирая в плен. Оставались укрепленные галилейские города.
Одна из главных крепостей Галилеи — Йодфат (на латыни — Йотапата). На тот момент в городе проживало около 45 тысяч человек. Йосеф бен Матитьяу приходит в эту крепость, чтобы ее защищать, город закрывает ворота, и Веспасиан начинает осаду. В крепости был запас продуктов на много месяцев, но воды в городских цистернах было мало после засушливой зимы. Одним из первых постановлений Йосефа было — выдавать воду жителям порционно. А чтобы показать врагам, что воды в городе достаточно, приказал повесить мокрые одеяла на городские стены (вот, мол, сколько у нас воды: даже одеяла стираем).
Армия Веспасиана осаждала крепость 47 дней. Жители были изнурены постоянными обстрелами. Дома были разрушены. Однажды ночью люди на стене заснули от усталости, и нескольким десяткам римлян удалось пробраться на стену, спуститься в город и открыть ворота. Началась страшная массовая резня. Это была одна из самых кровавых битв Иудейской войны. Веспасиан приказал убивать всех мужчин, пленных не брать. Когда всё закончилось, в живых осталось только полторы тысячи женщин и детей, которые были угнаны в рабство.
Веспасиан велел сравнять город с землей и снести стены крепости. Римляне запретили хоронить погибших, и лишь год спустя евреям было разрешено вернуться в город и захоронить останки своих близких.
А Йосеф остался жив. Он и еще 40 человек спрятались в одной из цистерн для воды, которые находились под домами. В городе уже несколько дней не оставалось других живых евреев, но римские солдаты продолжали рыскать по городу: ведь главнокомандующего среди убитых не было, значит, он где-то спрятался. В конце концов, в первый день Тамуза 3827 года (67 г. н.э.) укрывающихся обнаружили и потребовали сдаться, но только Йосеф был готов пойти на это, а его товарищи предпочитали плену смерть. Они пригрозили, что убьют своего командира. Йосеф должен был очень быстро придумать, как сохранить себе жизнь.
«Раз решено умереть, так давайте предоставим жребию решить, кто кого должен убивать. Тот, на кого падёт жребий, умрёт от рук ближайшего за ним, и таким образом мы все по очереди примем смерть один от другого и избегнем необходимости сами убивать себя; … Каждый, на которого пал жребий, по очереди добровольно дал себя заколоть другому, последовавшему за ним товарищу… По счастливой ли случайности, а быть может, по Божественному предопределению, остался последним именно Иосиф и ещё с одним».
Это была не счастливая случайность, а верно решенная математическая задача. Впервые ее опубликовал французский математик Баше в 1612-м году. Сейчас она известна под названием «Задача Иосифа Флавия». Итак, по кругу стоит 41 воин. Начиная с первого воина, они убивают каждого третьего. Спрашивается, в каком месте нужно встать, чтобы остаться последним выжившим. Умный Йосеф вычислил, где встать, чтобы не погибнуть и сдаться на милость победителя.
Беженцы из Галилеи, приходившие в Иерусалим, рассказывали о происходивших там ужасах. О Йосефе бен Матитьяу говорили разное. Одни свидетельствовали, что он геройски погиб при защите Йодфата. Другие видели его среди римлян. Когда слухи о предательстве военачальника подтвердились, это известие поразило евреев еще больше, чем падение Галилеи.
Тогда евреи еще не знали, что Йосеф вскоре будет отпущен на свободу, получит римское гражданство и фамилию императора — Флавиус — и станет его советником и переводчиком.
Через несколько лет после разрушения Храма, по заказу императора, Иосиф Флавий начинает работу над огромным историческим трудом — «Иудейская война». Там, где нужно для поддержания официальной римской точки зрения, историк скрывает факты, а где нужно — фальсифицирует их. В «Иудейской войне» римские методы ведения войны предстают безупречными, а сами римляне — милосердными и стремящимися избежать лишнего кровопролития.
И все же, никто не описал трагические события в Иудее настолько подробно и полно, с использованием и собственных наблюдений, и сведений, полученных от перебежчиков, и римских военных донесений.
Жаль только, что до нас не дошла версия «Иудейской войны», написанная на арамейском языке, а значит — для евреев. Может быть, там о войне было рассказано совсем иначе?
Имя Иосифа Флавия мы не встретим ни в Талмуде, ни в Мишне. Евреи не придавали никакого значения его произведениям в течение многих столетий. Их не переписывали, не хранили и не переводили.
Только в начале X века появилась книга, которую впоследствии назовут «Йосипон», представляющая из себя перевод на иврит некоторых отрывков из сочинений Флавия, но в качестве автора неизвестный компилятор указал имя Йосеф Бен-Гурион а-Коэн.
Зато о сохранении трудов и имени Флавия позаботились христиане. Его описания страданий евреев в период опустошения Иудеи, разрушения Иерусалима и Храма весьма красочны и многословны. Веками они служили лучшим подтверждением одного из христианских тезисов: вот какая тяжкая участь постигла еврейский народ за то, что он не принял их «спасителя». Только в последние десятилетия, когда Земля Израиля стала заселяться, застраиваться и цвести, эта теория совершенно потеряла смысл.
А вот вокруг «флавианского свидетельства» споры еще не утихли. Дело в том, что Иосиф Флавий — единственный нехристианский автор I-II веков, который пишет об Иисусе. Пишет ли на самом деле, а если пишет — то что именно? Вот о чем идет дискуссия. Большая часть ученых склоняется к тому, что всё «флавианское свидетельство» — поздняя вставка.
Текст Флавия был явно отредактирован христианскими переписчиками — но именно это и спасло «Иудейские древности», а вместе с ними «Иудейскую войну», «Автобиографию», «Против Апиона» и их автора от забвения.
Где-то около 100 года н.э. Иосиф Флавий пишет новый трактат: апологию иудаизма и евреев под названием «Против Апиона». Иудаизм в римской империи не был каким-то устаревшим малопопулярным верованием. Многие римляне из разных слоев общества, узнав, каковы представления евреев о загробном мире, о награде и наказании, стремились перейти в иудаизм. При этом глубокими знаниями о Торе и евреях римляне не обладали.
И вот в своем последнем труде, обращенном ко «всем, кто желает знать истину», Флавий пишет об изначальной самобытности еврейского народа, о том, что наш Закон по всем основополагающим статьям превосходит все остальные законодательства, и что наше понятие Единого Бога — единственно верно.
Формально, Иосиф Флавий дискутирует здесь с грамматиком и софистом Апионом Оасийским, который обвинял евреев в лицемерии, утверждал, что они поклоняются ослиной голове и едят людей. Флавий отвечает сразу всем «апионам», объясняя, что из себя представляет еврейский Закон, сравнивает его с египетским, греческим и римским и логически показывает, почему все обвинения антисемитов абсурдны.
В конце своей апологии Иосиф пишет:
«О наших законах более добавить нечего. Они сами за себя говорят, наставляя не в безбожии, а в истинном благочестии, призывая не к человеконенавистничеству, а к доброму отношению между людьми; … я, пожалуй, возьму на себя смелость сказать, что мы-то по большей части и стали для всех прочих народов наставниками во всяком добре и благе».
* * *
Историки спорят до сих пор: было ли предательство Флавия лишь желанием избежать смерти, или он искренне верил, что еврейский народ мог выжить только склонившись перед Римом. Сам Иосиф написал: «Я перехожу к римлянам не как дезертир иудеев, а как Твой слуга». Мы же понимаем, что, если бы не это дезертирство, у нас не было бы книги «Иудейская война», которая полностью описывает весь ход событий этой страшной и судьбоносной войны.
Йосеф бен Матитьяу был, несомненно, неординарной личностью: славным полководцем и талантливым историком, трудолюбивым и эрудированным, но при этом — хитрым, двуличным и хвастливым человеком. Даже получив римское имя и будучи презираем соотечественниками, Иосиф Флавий не отрекся от своей веры, и последнее его произведение написано в защиту Торы и евреев.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»