Темы: Христианство, Танах, Ассимиляция, Разрушение Храма, Еврейская история, Мертвое море
О секте ессеев ничего не сказано ни в еврейских традиционных источниках, ни в Новом завете. Только после обнаружения и расшифровки Кумранских свитков стало известно, в чем состояли мировоззрение и верования ессеев — общины отшельников, удалившейся от Иерусалима и Храма в пустыню, чтобы там ожидать скорого прихода Мессии. Многие исследователи пришли к выводу, что духовные корни раннего христианства проросли именно там, в пустыне возле Мертвого моря.
Еврейский мир кажется нам сейчас разделенным и раздробленным, как никогда раньше. Но под властью римлян, оккупировавших Иудею во времена Второго Храма, он был не менее многолик. Еврейские источники перечисляют 24 отдельные фракции, существовавшие в Иудее накануне разрушения Храма. Вот основные из них.
Благодаря обнаружению Кумранских свитков, стало известно о том, что духовные корни раннего христианства были заложены именно там, в Иудейской пустыне, в общине кумранитов.
Давно уже нет на свете ни саддукеев, ни сикариев, ни ессеев. До 1947 года, когда были найдены Свитки Мертвого моря, только в трудах Старшего Плиния, Филона Александрийского и Иосифа Флавия можно было почерпнуть информацию о ессейских общинах.
Из «Иудейской войны» Флавия мы знали о том, как ессеи перед восходом обращались к солнцу с молитвами, после чего отправлялись на работы. Вечером, умывшись, они «очищенные, словно в святилище, вступали в столовую», где принимали очень скромную пищу в полной тишине. Будучи изгнанными за какой-то проступок из общины, они продолжали придерживаться правил общины и не принимали еды «из чужих рук», поэтому зачастую погибали от голода.
После Б-га ессеи больше всего почитали Моше-рабейну, соблюдали субботу, но жертвоприношений не приносили. Жили в строгой иерархии, и при этом помогали друг другу, подобно братьям.
Одни общины ессеев придерживались безбрачия, в других — вступали в брак. Всё имущество у них было общим, старейшин они избирали. Флавий пишет, что ессеи жили практически в каждом крупном городе Иудеи (но там держались обособленно), а также в изолированных от внешнего мира общинах. А вот Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось всего около 4000 ессеев.
Ессеи занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством. Некоторые из них изучали ремесло, иные были врачевателями, и лечили целебными растениями и дыхательной гимнастикой. Желающие вступить в ряды ессеев должны были пройти трехгодичный испытательный срок.
Рассказ о ессеях Старшего Плиния подтверждает свидетельство Флавия. «На таком расстоянии от западного берега озера, что его вредоносное влияние уже не сказывается, живут ессены, племя отшельников… Нет среди них ни одной женщины… Изо дня в день скопище отшельников возобновляет свою численность, потому что стекается к ним множество уставших от жизни людей, которых волны судьбы прибивают к этому образу жизни… Ниже их <мест> прежде был город Энгада (Эйн-Геди)…»
Археологические раскопки в районе Кумрана (примерно там, где указывает Плиний) и найденные в пещерах неподалеку древние манускрипты — Свитки Мертвого моря — не только показали внутреннюю жизнь и мировоззрение общины ессеев. Они полностью поменяли взгляд историков на связь иудаизма с христианством.
Среди Кумранских свитков, кроме книг Танаха, есть множество документов, составленных собственно самими кумранитами. Это Устав общины, Благодарственные гимны, книга Войн Сынов Света против Сынов Тьмы, Храмовый свиток, комментарии (пешеры) к книгам Танаха, Дамасский документ и многое другое.
Из них мы узнаем про этические идеалы общины (правдивость, скромность, послушание, любовь), про правила ее повседневной жизни, про наказуемые проступки (богохульство, ложь, неподчинение, громкий смех, сплевывание в собрании и т. п.), про добродетели, которыми должен обладать идеальный, «разумный» член секты (маскиль). А вот одного точного названия общины мы там не найдем. Они называют себя и «Яхад» (вместе), и братством, и хранителями Завета, и сынами Цадока. Кем же были эти люди и чего или кого они ждали в пустыне?
В тексте устава кумранской общины говорится так: «Вот Устав для людей общины, предавшихся отказу от всякого зла, с тем чтобы держаться всего, что (Он) приказал, по Его воле, чтоб отделиться от общества людей Кривды, чтобы быть вместе в Торе и в имуществе и повиноваться словам сыновей Цадока, священников, хранящих Завет…» (Устав общины 5:1, 1QS).
«Сыны Цадока» — это, по всей видимости, коэны, отстраненные от службы в Храме, после того, как Антиох назначил первосвященником эллиниста, называющего себя именем Ясон, и допустил осквернение Храма. Они посчитали для себя единственно возможным выходом — уход из Храма и из Иерусалима. Только так они могли устраниться от участия в ненависти и раздорах, от которых в конце концов Храм сгорел, и жить в пустыне по своим правилам — скорее, монастырским, нежели еврейским.
В некотором смысле ессеи были похожи на традиционных евреев: они соблюдали кашрут и шаббат, постоянно совершали ритуальные омовения в микве и изучали Тору. И вместе с тем, совсем не по-еврейски, они отказались от частной собственности, от денег и от мирских удовольствий.
Кроме того, кумраниты-ессеи пользовались солнечным календарем, а не солнечно-лунным, как в иудаизме. Согласно кумранскому календарю, в году было 364, а не 365 дней, а это значило, что праздники из года в год выпадали на одни и те же дни. То есть Песах всегда приходился на среду, Йом Киппур — на пятницу и так далее. Таким образом кумраниты совершенно отделили себя от иудеев, потому что, следуя своему календарю, работали в дни еврейских праздников, когда, по алахе, работать запрещено, и отдыхали в будни.
Кумраниты ожидали конца света и пришествия Мессии. Примерно через двадцать лет после основания общины в ее рядах появляется некто, кого они называют Учителем праведности. Во время римских гонений на иудеев община вынуждена бежать в «страну Дамаска», и там, в середине II века до нашей эры, они заключают с Б-гом Новый Завет — «Брит хадаша».
Идея Нового завета не нова. Впервые она появляется не у ессеев, и не у христиан, а в Танахе (Йермияу, 31:30): «Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз». Пророк Ирмияу передает еврейскому народу обещание Вс-вышнего о том, что Он в конце дней заключит с евреями еще один, новый союз, который евреи уже никогда не будут нарушать, в отличие от предыдущих. А Б-г уже никогда больше не покинет Свой народ. Речь идёт не об изменении Закона, а о его закреплении в сознании и сердце каждого еврея.
Члены кумранской общины называли себя «хранителями завета», что на иврите звучит как «ноцрей а-брит». Слово «ноцрим», которым на современном иврите называют христиан, вопреки распространенному мнению, не имеет ничего общего с предполагаемым воспитанием Йешу в городе Нацрат — хотя бы потому, что, согласно ряду свидетельств, в те времена такого города еще не было. Когда ранние христианские комментаторы столкнулись в евангелиях с незнакомым термином «назорей» (ноцри), они приписали его к городу Назарету (Нацерету), который к тому времени уже появился в Палестине.
Заключив этот «новый завет» в Дамаске, община возвращается в Иудею и поселяется в Кумране, в Иудейской пустыне. Здесь у них появляется представление о том, что их лидер, Учитель праведности, — это истинный первосвященник, Мессия, Сын Божий. Некто, кого называют «Человеком лжи» вместе со своими приспешниками расколол общину и донес на Учителя праведности. Учитель праведности попадает в тюрьму, над ним идет суд, его приговаривают к смерти через повешение на дереве.
После гибели Учителя в Кумранской общине возникает идея о его втором пришествии через сорок лет, уже в качестве Мессии-царя. Он уничтожит всех нечестивцев, установит на земле мир и вознаградит праведников.
При кратком пересказе этой истории бросается в глаза очевидная схожесть верований ессеев с верованиями ранних христиан, а образ самого Учителя слишком напоминает или Иоанна Крестителя, или Яакова, брата Йешу, или самого Йешу. Тем не менее, согласно результатам радиоуглеродного анализа «Дамасского документа», в котором впервые упоминается «Учитель праведности», документ был написан около 80 года до н.э., то есть задолго до появления на свет героя христианского Нового Завета.
Еще в 1950 году профессор Сорбонны А. Дюпон-Соммере опубликовал материал, где, пересказав историю Учителя праведности, сделал вывод о том, что этот Праведный учитель, он же «Наставник справедливости», «Единственный», «Единственный Основатель» и «Единственный Наставник» во многих отношениях является «точным прототипом Иисуса».
Эти заявления вызвали множество протестов в среде христиан. Они посчитали для себя оскорбительным утверждение, что их религия произошла от какой-то иудейской секты. Тут же последовали опровержения: в ессейском документе нет ни распятия, ни снятия с креста, ни «сокрушенного тела их господина», которое будет сохранено вплоть до Судного дня. И так как именно они являются принципиальными для их учения, значит, никакой связи между Учителем Праведности и Иисусом нет и не может быть.
Исследования содержания свитков продолжались. Хотя сухой пустынный климат и послужил хорошим консервантом для Кумранских рукописей, тем не менее, только небольшая часть свитков сохранилась целиком. Кроме того, постарались и бедуины, которые, обгоняя археологов, добывали свитки из пещер и рвали их на мелкие кусочки, чтобы получить за них больше денег.
Таким образом, ученым пришлось иметь дело с обрывками рукописей, многие из которых были размером с почтовую марку. Не все кусочки получилось сложить в один пазл, и это давало — и дает до сих пор — большой простор для предположений и гипотез.
Больше десяти лет испанский ученый-палеограф Хосе О’Каллахан корпел над обрывками, добытыми из пещеры № 7 близ Мертвого моря, сравнивая их с известными христианскими текстами, и пришел к выводу, что целых 9 из них являются текстами Нового завета: евангелий, послания к римлянам, деяний апостолов и т.п.
Особенно много дискуссий вызвал кусочек папируса с несколькими обрывками греческих слов, который приблизительно датируют 50-м годом до нашей эры — 50-м годом нашей эры. Хосе О’Каллахан предположил, что эти слова вырваны из евангелия от Марка, глава 6, строки 52-53, где идет речь о чуде с хлебами и о прибытии в землю Геннисаретскую, то есть к Кинерету.
После того, как в 1984 году евангельский богослов Карстен Петер Тиде поддержал гипотезу О’Каллахана, уже несколько десятилетий не утихают споры вокруг этого обрывка. Всем понятно, что если открытие подтвердится, то ученым придется пересмотреть принятую теорию о возникновении новозаветных текстов.
С идеологической точки зрения, не так важна история ессейского мессии, уж очень похожая на историю Йешу, и нет необходимости ждать, пока будет подтверждена или опровергнута теория о том, что среди Кумранских свитков оказались новозаветные тексты христиан. Гораздо более важно то, во что верили ессеи и как это соотносится с верой иудеев и христиан.
До обнаружения Кумранских рукописей, с легкой руки Ф. Энгельса, отцом христианства называли Филона Александрийского, или Филона Иудея. Он был эллинизированным евреем, который, в попытке «обогатить» иудаизм греческой мудростью, позаимствовал у Гераклита и стоиков понятие «логос» и придал ему новое значение: совокупность Б-жественных сил. Все христианские богословы первых веков пользовались для обоснования христианства системой Филона. И евангелие от Иоанна начинается со знаменитых слов «Эн архэ эн о Логос» (В начале был Логос), представляя «логос» в качестве одной из трех Б-жественных ипостасей.
Но после изучения Кумранских рукописей ученые и богословы увидели, что идея творения мироздания через посредствующее звено была у ессеев задолго до Филона, только называлось оно не «логос», а, в зависимости от контекста, разными словами. Например, в Уставе общины говорится о понятии «знание»: «Ибо (не) человеку принадлежит его путь, и человек не (сам) направит свои шаги, но у Бога правосудие, и от Его руки — совершенство пути. И Его знанием все совершается, и все сущее Он утверждает своей мыслью, и без Него (оно) не сделается».
Одна из центральных христианских идей — это понятие «духовного храма», противопоставляемое Иерусалимскому Храму. Эту идею выдвигают кумраниты. Видя, что в настоящем Храме творится беззаконие, они решили создать в противовес ему некий иной храм, но не как физическое строение, а как некое духовное святилище.
Эту идею развил через два столетия после ессеев апостол Петр в своем Первом послании: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы…»
Идея духовного святилища естественным образом соотносится у кумранитов с идеей спасения через веру. Эта идея очень близка апостолу Павлу и проходит красной нитью через ряд его посланий. Исток этой идеи — книга пророка Хавакука, который говорил (2:4): «Вот ослабел он — (тот), у кого душа нечестивая, а праведник верой своей жив будет». Ессеи очень почитали книгу этого пророка и составили к ней собственный комментарий, где слова Хавакука объяснили так: «спасет Бог от Дома суда за их страдания и веру в Учителя праведности».
У ессеев вера в Учителя праведности — это не та вера, которой иудеи верят в приход Машиаха. Это вера в конкретную историческую личность, которая, видимо, обожествляется и называется в одном из кумранских документов «бехир элаха», избранник Б-га, «моладех», порождение Его, и «руах нишмохи», дух Его дыхания. Похоже на прообраз христианской идеи «троицы», верой в которую гарантируется «спасение» каждому.
Человечество, с точки зрения ессеев, делится на две части: избранников, которые принадлежат Богу и для которых есть надежда, и нечестивых, которые далеки от Бога. Спасение возможно лишь для избранников и рассматривается как уже имевшее место: принятие в общину само по себе есть спасение. Так же происходит у христиан, где «спастись» можно путем крещения.
Кумраниты избрали для своего отшельничества именно пустыню, подчиняясь стиху из пророка Йешаяу: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». И это тот же самый стих, который в Евангелии произносит креститель Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
Кстати, у ессеев мы находим ту точку, где иудейское ритуальное погружение в микву превращается в окунание Иоанном людей в воды Иордана. В иудаизме омовение делается ради ритуального очищения, а у ессеев, как позже и у христиан, оно невозможно без предварительного духовного раскаяния, после которого воде остается только смыть с человека все грехи.
Специалисты высказывают предположение (прямых свидетельств этому нет), что Иоанн креститель и сам был выходцем из Кумранской общины. Ведь именно про него говорится в евангелии от Луки, что, будучи младенцем, он «возрастал и укреплялся духом» в пустыне. А омовение, покаяния, пацифизм, эгалитаризм, которые проповедует Иоанн, являлись центром духовной жизни кумранской общины.
В отличие от христиан, члены секты ессеев не ставили себе целью идею союза с Б-гом всего человечества, наоборот, для них была важна их избранность, особая обрядность, повышенная требовательность к себе. Многие из этих идей стали впоследствии элементами монастырского мировоззрения.
Среди ученых нет единого мнения: выросло ли раннее христианство из секты ессеев — или эти два движения развивали свои учения параллельно. Кумранские свитки, хотя и заставили совершенно по-новому посмотреть на истоки христианства, тем не менее, не представили таких доказательств, которые невозможно оспорить.
Ясно одно: в христианстве намного больше заимствований из иудаизма, чем считалось до обнаружения Кумранских свитков. Судя по всему, ранние христиане черпали свои идеи в том числе и у отмежевавшейся секты ессеев.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.