Темы: Иосиф Флавий, Рав Реувен Куклин, Храм, История, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Если я не ошибаюсь, запрещено построение храма или жертвенника Б-гу, кроме как в Иерусалиме, но в «Иудейской войне» Йосифа Флавия написано: «…Первосвященник Хоний спасся, однако, бегством к Птолемею, с изволения которого он в Гелиопольском округе выстроил городок, похожий на Иерусалим, и в этом городке — храм наподобие Иерусалимского».
Вопрос: можно ли полагаться на это произведение как на исторический документ? Почему первосвященник строит храм вне Иерусалима?
Йосеф, Реховот
Уважаемый Йосеф!
Бейт а-Микдаш, построенный Хоньо в городе Александрия упоминается в Талмуде в нескольких местах. В трактате Менахот (109а) прослеживается цепочка событий, приведшая к этому. Там рассказывается, что у Шимона-праведника, многие годы бывшего первосвященником, было два сына — Шими и Хоньо. Несмотря на то, что Шими был старше брата на два с половиной года, именно Хоньо — младшего выбрал Шимон-праведник себе в преемники. Причина была проста: Хоньо был способней Шими. Тем не менее, поддавшись порыву, Хоньо уступил старшему брату эту почётную должность. Решение это, однако, шло не от чистого сердца. Вскоре Хоньо пожалел о своём поступке и решил во что бы то ни стало вернуть себе эту должность. Для этого нужно было продемонстрировать всем полную несостоятельность Шими как первосвященника. Хоньо надеялся, что, обнаружив явную непригодность Шими к исполнению службы, брата тут же сместят и должность возвратится к нему. Для этого Хоньо нарядил простодушного брата в одежды, явно не приличествующие первосвященнику.
Но всё вышло совсем не так, как хотелось Хоньо. Его интрига была раскрыта. Когда коаним узнали, что Хоньо по злому умыслу пытался помешать брату служить в Храме, это их так возмутило, что они готовы были убить его. Хоньо пришлось бежать в Египет, в Александрию, бывшую тогда крупнейшим античным городом, средоточием культуры и науку своего времени. Именно там Хоньо «осуществил» своё чаяние стать первосвященником. Построив точную копию Храма, он стал приносить там жертвы. Кроме того, он собрал вокруг себя самых разных людей, евреев и египтян, и те назначили его «первосвященником». Впрочем, в Талмуде приводится высказывание раби Йеуды бен-Бетэйра о том, что жертвы Хоньо посвящались исключительно Творцу и ни в коем случае — языческим богам.
Как вы правильно отмечаете, принося жертвы вне стен Иерусалима (пусть они и приносились Всевышнему), Хоньо нарушал запрет Торы: «Да остережёшься ты, дабы не вознести вознесения твои в любом месте, что тебе приглянется» (Дварим 12, 13). Это запрет Торы приносить жертвы за пределами Храма (отметим: запрет вступил в силу лишь с возведением Храма). И действительно, Рамбам (Маймонид) в своём комментарии к Мишне (Менахот,13,10) ясно говорит, что Хоньо нарушил этот запрет Торы. Однако авторы комментария Тосафот (Менахот 109 б) считают, что Хоньо приносил жертвы лишь для неевреев. Такие жертвы не запрещено приносить вне стен Бейт а-Микдаша.
Таким образом, получается, что в самом изложении факта Йосеф Флавий не погрешил против истины. Но, конечно же, к его книгам нельзя относиться как к достоверному источнику информации, и этому есть целый ряд причин. Поэтому его свидетельства о значимых событиях можно принимать лишь с немалой долей сомнения.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Иудейская война
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Хони Амеагель — чудотворец и праведник эпохи второго Храма
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Батшева Эскин
Имя Иосифа Флавия мы не встретим ни в Талмуде, ни в Мишне. Евреи не придавали никакого значения его произведениям в течение многих столетий. Их не переписывали, не хранили и не переводили.
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Иосиф Флавий,
из цикла «Иудейская война»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его