Из цикла «Рассказы Ханоха Теллера», темы: Посещение больных, Тфилин, Рассказы, Рав Шломо Залман Ойербах
Был канун самой короткой субботы в году. У входа в иерусалимский медицинский центр Шаарей Цедек царила суета: одни пытались поймать такси, другие штурмовали последний перед шабатом автобус. Внутри освещенной флуоресцентными лампами больницы было тихо. Спокойствие субботнего режима уже охватило почти пустые кондиционированные коридоры этого городского медицинского учреждения.
Краем глаза реб Михель Гутфарб, известный собиратель средств для благотворительных организаций и распространитель заповедей, заметил, как по проходу идет один очень известный человек. «Не может быть», — рассудил он про себя, прибавляя шагу. Но просто для того, чтобы точно убедиться, он взглянул еще раз. И да, это был он! Всего за час до зажигания свечей великий рав Шломо Залман Ойербах, знаток Торы и духовный глава поколения, шёл к больничным лифтам.
Их глаза встретились, и реб Шломо Залман повернул в сторону реба Михеля. Излишне говорить, что реб Михель практически подскочил к почтенному мудрецу, чтобы избавить его от необходимости проделывать лишние шаги, и с благоговеньем спросил, что привело его в больницу.
Рабби Ойербах объяснил, что еще утром пришел навестить одного человека, но когда увидел, насколько тот одинок, почувствовал, что не может бросить его, посидев лишь несколько минут.
— Поскольку я уже здесь, — добавил реб Шломо Залман, — может быть, вы знаете здесь кого-то еще, с кем я знаком и кого я мог бы навестить?
Реб Михель быстро взглянул на часы. До зажигания свечей оставалось 65 минут. Оставалось мало времени, чтобы рав успел вернуться домой и подготовиться к субботе. С другой стороны, один из пациентов больницы жаждал именно такого визита.
После некоторых недолгих размышлений реб Михель мягко направил реба Шломо Замана по коридору, рассказывая мудрецу о том, что только что произошло в Шаарей Цедеке.
— Я проходил по одной из палат, когда увидел нового пациента в кипе. Я спросил его, была ли у него сегодня возможность надеть тфилин, подразумевая, что я был бы рад помочь ему, если бы он того пожелал.
Лицо его исказилось такой гримасой, как будто его только что ударили ножом в спину. Отвращение отражалось в каждой его черте, указывая на то, что он вступил в стадию капризов, настигающую многих пребывающих в больнице. Человек явно страдал. И я понимал, что все, что я бы я сказал ему или предложил, вызвало бы аналогичную реакцию.
— Да с кем ты разговариваешь? — пробормотал он сквозь стиснутые зубы. — Ты думаешь, я какой-то там невежда? Да я каждую неделю хожу на урок Торы самого рава Шломо Залмана Ойербаха!
Я извинился, попытавшись удовлетворить самолюбие этого человека, и поспешил ретироваться. Думаю, для этого парня короткий визит рава мог бы очень много значить.
Реб Шломо Залман следовал за своим сопровождающим через палаты, пока они не пришли в комнату «пострадавшего», но его кровать была пуста. Мужчины смотрели друг на друга в недоумении, пока другой пациент не вызвался объяснить, что мужчину только что выписали.
Они поблагодарили его за информацию и поспешили покинуть больницу. Когда они приблизились к выходу, реб Михель предложил вызвать раву такси, но реб Шломо Залман отказался. Вместо этого он подошел к таксофону, чтобы взглянуть в телефонный справочник.
Две недели спустя рeб Михель Гутфарб случайно заметил того самого бывшего пациента в автобусе. Он сказал ему, что в ту роковую пятницу он пропустил визит очень выдающегося человека.
— О нет, я ничего не пропустил, — парировал мужчина с явной гордостью. — За 40 минут до шабата реб Шломо Залман Ойербах собственной персоной приехал ко мне домой с визитом. Еще и извинялся, что не застал меня в больнице!
Перевод: Б. Эскин
Книги р. Ханоха Теллера можно купить в магазине Толдот здесь и здесь.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия