Из цикла «Рассказы Ханоха Теллера», темы: Провидение, Уроки Торы, Рассказы
Однажды вечером молодой раввин поехал с визитом соболезнования к своему хозяину квартиры. Тот жил в таком районе, который изначально считался еврейским, но евреи оттуда постепенно выезжали, а район превращался в криминальный. Скорбящий был человеком нерелигиозным, и его не оказалось дома в тот час, когда раввин приехал к нему, но он должен был вернуться с минуты на минуту. Уже прошло полчаса, хозяина квартиры все не было, и раввин начал нервничать.
Это был тот день недели, когда он обычно давал еженедельный урок в местной синагоге, и назначенное время урока стремительно приближалось. Он искренне желал дождаться хозяина и лично выразить ему свои соболезнования, но в то же время у него были обязательства перед общиной.
Выбора у него не было, и он поднялся, чтобы уходить, в тот момент, что хозяин вернулся домой. Чувствуя неловкость, молодой раввин остался на пять минут, чтобы утешить скорбящего, затем извинился, попрощался и вышел за дверь. К тому времени его шансы попасть на урок вовремя были совсем малы. Он уже отбросил мысль вызвать такси по телефону, потому что ждать пришлось бы не менее четверти часа. Единственной его надеждой было поймать такси на улице.
Найти такси в этом районе было очень сложно. Надеясь на лучшее, рав выскочил на улицу. Его глазам предстала картина, типичная скорее для сельской местности, нежели для города: вокруг не было ни единого пешехода, не то что автомобиля. Одинокая чихуахуа была единственным живым существом, украшавшим пустынную улицу. В смятении он помолился вслух: «О Боже, это же заповедь — давать урок Торы группе людей! Помоги мне!»
Как только он произнес эти слова мольбы, откуда-то появилось такси, остановилось на противоположной стороне улицы, и оттуда вышел волосатый хиппи. Раввин взволнованно замахал этому Б-жьему посланцу, и таксист, резко развернувшись, подрулил к неистово жестикулирующему.
Каждый клиент такси может подтвердить, что частью униформы таксиста является особое стоическое выражение лица, которое не покидает водителя с того момента, как он садится за руль, и до конца его смены. Но выражение лица этого таксиста светилось изумлением; искренние эмоции отражались во всех его чертах.
— Ты ни в жизнь не поверишь! — заявил он своему благочестивому пассажиру. — Никогда такого со мной не было! Вишь того парня, который тока что вышел? Он говорит, отвези меня на озеро за десять баксов. Я говорю, десять баксов мало до озера. Он говорит, ну, довези меня, сколько можешь, за десять баксов. И вот я его высаживаю, а ты тут мне машешь, как флюгер! Я ваще-то думал, точно обратно пустым поеду и даром полночи прокатаюсь. И чего ты там ждал, ваще-то? Ты бы в жизни не дождался там никакого такси! Никогда, парень!
Молодой человек просто ответил:
— Б-г послал тебя.
— Ага, ты из этих фанатиков, что ли?
— Говорю тебе, — повторил еврей, — тебя послал мне Б-г.
Водитель несколько секунд смотрел в боковое зеркало, а потом сказал неуверенным голосом:
— Знаешь, что? Может, ты и прав. Потому что, когда этот парень расплачивался, он дал мне 50 баксов, и я ему еще сдачу давал. 50 баксов хватило бы до озера и обратно. Точно хватило бы.
Перевод: Б. Эскин
Книги р. Ханоха Теллера можно купить в магазине Толдот здесь и здесь.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»