Из цикла «Рассказы Ханоха Теллера», темы: Провидение, Уроки Торы, Рассказы
Однажды вечером молодой раввин поехал с визитом соболезнования к своему хозяину квартиры. Тот жил в таком районе, который изначально считался еврейским, но евреи оттуда постепенно выезжали, а район превращался в криминальный. Скорбящий был человеком нерелигиозным, и его не оказалось дома в тот час, когда раввин приехал к нему, но он должен был вернуться с минуты на минуту. Уже прошло полчаса, хозяина квартиры все не было, и раввин начал нервничать.
Это был тот день недели, когда он обычно давал еженедельный урок в местной синагоге, и назначенное время урока стремительно приближалось. Он искренне желал дождаться хозяина и лично выразить ему свои соболезнования, но в то же время у него были обязательства перед общиной.
Выбора у него не было, и он поднялся, чтобы уходить, в тот момент, что хозяин вернулся домой. Чувствуя неловкость, молодой раввин остался на пять минут, чтобы утешить скорбящего, затем извинился, попрощался и вышел за дверь. К тому времени его шансы попасть на урок вовремя были совсем малы. Он уже отбросил мысль вызвать такси по телефону, потому что ждать пришлось бы не менее четверти часа. Единственной его надеждой было поймать такси на улице.
Найти такси в этом районе было очень сложно. Надеясь на лучшее, рав выскочил на улицу. Его глазам предстала картина, типичная скорее для сельской местности, нежели для города: вокруг не было ни единого пешехода, не то что автомобиля. Одинокая чихуахуа была единственным живым существом, украшавшим пустынную улицу. В смятении он помолился вслух: «О Боже, это же заповедь — давать урок Торы группе людей! Помоги мне!»
Как только он произнес эти слова мольбы, откуда-то появилось такси, остановилось на противоположной стороне улицы, и оттуда вышел волосатый хиппи. Раввин взволнованно замахал этому Б-жьему посланцу, и таксист, резко развернувшись, подрулил к неистово жестикулирующему.
Каждый клиент такси может подтвердить, что частью униформы таксиста является особое стоическое выражение лица, которое не покидает водителя с того момента, как он садится за руль, и до конца его смены. Но выражение лица этого таксиста светилось изумлением; искренние эмоции отражались во всех его чертах.
— Ты ни в жизнь не поверишь! — заявил он своему благочестивому пассажиру. — Никогда такого со мной не было! Вишь того парня, который тока что вышел? Он говорит, отвези меня на озеро за десять баксов. Я говорю, десять баксов мало до озера. Он говорит, ну, довези меня, сколько можешь, за десять баксов. И вот я его высаживаю, а ты тут мне машешь, как флюгер! Я ваще-то думал, точно обратно пустым поеду и даром полночи прокатаюсь. И чего ты там ждал, ваще-то? Ты бы в жизни не дождался там никакого такси! Никогда, парень!
Молодой человек просто ответил:
— Б-г послал тебя.
— Ага, ты из этих фанатиков, что ли?
— Говорю тебе, — повторил еврей, — тебя послал мне Б-г.
Водитель несколько секунд смотрел в боковое зеркало, а потом сказал неуверенным голосом:
— Знаешь, что? Может, ты и прав. Потому что, когда этот парень расплачивался, он дал мне 50 баксов, и я ему еще сдачу давал. 50 баксов хватило бы до озера и обратно. Точно хватило бы.
Перевод: Б. Эскин
Книги р. Ханоха Теллера можно купить в магазине Толдот здесь и здесь.
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Зеев Гринвальд
Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»
Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо с маслом, которое произошло в Храме
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо со светильником