Темы: Тора и психология, Дети, Беременность, Роды, Страх, Феминизм
Зачем приводить детей в такой ужасный мир? Этот вопрос породил движение, которое в последние десятилетия получает всё больше популярности: «чайлдфри» («свободные от детей» или «сознательно бездетные»). Чайлдфри ведут агрессивную пропаганду в соцсетях, создавая моду на бездетность. Они утверждают, что их решением движет ответственность, но истинная причина «сознательной бездетности» — страх. Евреи всегда относились к детям с особой любовью, но все ли догадываются, что на самом деле означает поговорка «дети — наши счастье»?
Число бездетных пар постоянно растет во всех демократических странах. Если еще шестьдесят лет назад сознательный отказ от рождения детей был чем-то необычным, то в 2020-м году в США 44% опрошенных бездетных женщин в возрасте от 19 до 49 лет сказали, что маловероятно, что они когда-либо решат родить ребенка. В Великобритании таких 37%. В России пока только 9% опрошенных собираются остаться бездетными.
Что касается Израиля, то здесь не проводились подобные опросы, и статистическое бюро лишь публикует ежегодные доклады о детях Израиля, которые также отвечают и на вопрос о «сознательно бездетных». Около трети еврейского населения Израиля составляют дети. Тем не менее, в Тель-Авиве — городе, который последовательно отрицает традиционные ценности, — дети составляют только 21%, а значит, движение чайлдфри, к сожалению, пришло и на Святую Землю.
Большое исследование феномена «чайлдфри» провела канадский социолог Джин Виверс в конце 1970-х. Она разделила всех чайлдфри на две категории: реджекторы (не любящие детей) и аффексьонадо (те, которым «просто хорошо» без детей). Сейчас первых называют «чайлдхейтерами», ненавистниками детей, и здесь явно имеет место патология. Что касается второй категории, то в защиту своей позиции они приводят такие доводы:
Когда мы слышим от кого-то о его твердом желании никогда не рожать детей, наша первая реакция — отговорить, «раскрыть глаза», показать ненормальность такого желания. Поэтому мы говорим что-то вроде:
Напрасно. Чайлдфри всё это уже много раз слышали и подготовили контраргументы. Упоминание библейской заповеди «плодитесь и размножайтесь» тоже на них не действует, так же, как и призыв вспомнить о шести миллионах уничтоженных в Катастрофе евреев.
Так что же сказать этим запутавшимся людям? Или можно ничего не говорить: повзрослеют и одумаются?
Если бы чайлдфри пользовались обычными контрацептивами, у них был бы шанс повзрослеть и одуматься, хотя о взрослении еще будет сказано ниже. Проблема в том, что законодательства многих стран разрешают необратимую стерилизацию женщин с 18 лет — и многие выбирают эту операцию совсем в юном возрасте, навсегда лишая себя будущего. В России, Белоруссии, Казахстане стерилизация женщины разрешается только с 35 лет, либо при наличии двух детей. Но и 35 лет — это слишком мало, учитывая тот факт, что возраст полноценного взросления в странах Евразии, Австралии и Америки в последние десятилетия наступает все позже.
В правительстве России заметили, что движение чайлдфри представляет угрозу для общества, и решили с ним бороться традиционными способами: запрещать и наказывать. А точнее — включить идеи чайлдфри и радикального феминизма в перечень противоправного контента в интернете. Сенатор, выступившая с этой инициативой, понимает, что «в головах женщин всё перепуталось», но вместо распутывания предлагает просто запретить и… увеличить долю пропаганды традиционных ценностей и нормальных семейных отношений.
Естественно, что, услышав про «пропаганду традиционных ценностей», российские чайлдфри только укрепились в своем желании оставаться бездетными и впредь: «Это не пропаганда чайлдфри меня сделала такой, это жизнь в России меня сделала такой. Запрет так называемой пропаганды ничего не изменит. А чем больше призывают рожать на благо государства — тем большее отторжение это вызывает. Люди будут заводить детей, когда им не будет страшно!»
Психологи, изучающие феномен «чайлдфри», говорят, что слово «страх» здесь является единственной настоящей причиной тому, что здоровые люди не имеют желания иметь детей. Часто «сознательная бездетность» является не осознанным выбором, как думают сами последователи этого движения, в только последствием детских травм, которые могли бы быть успешно проработаны с психотерапевтом.
Многие из чайлдфри воспитывались в бедности, в неблагополучных или неполных семьях, а также в семьях, где применялись деструктивные модели воспитания. Поэтому уговаривать их, что дети — это счастье, — бессмысленно, пока они не задумаются о том, какова цель их существования и как наличие или отсутствие детей сказывается на их миссии в жизни. И ещё — дать им надежду. Но не традиционно русскую «надежду на авось», а ту надежду, которая является одной из основ иудаизма.
История человечества полна стихийными бедствиями разной степени разрушительности: всемирный Потоп, извержение Везувия, уничтожение Карфагена… С карты мира исчезали большие города и целые цивилизации. Не менее 108 миллионов человек погибли в войнах только в одном 20-м веке — и всё же человеческий род продолжается. И даже сейчас, в веке 21-м, когда люди по-прежнему пытаются разрешать разногласия не с помощью переговоров, а с помощью оружия, человечество приспосабливается. Вс-вышний создал людей устойчивыми, хотя в каждую эпоху они уверены, что именно их эпоха — это конец дней.
В иудаизме надежда — это лучшее. Надежда реальна и вечна. В книге Псалмов надежда — это синоним силы: «ибо на Него надежда моя. Только Он — крепость моя и спасение мое, оплот мой». Слово «надежда» на иврите, тиква, — однокоренное с микве, воды которой — это нечто обволакивающее и всеохватывающее.
Надежда — это духовный инструмент: это то, как мы относимся к Богу. Надежда связана с нашим пониманием, что Бог является вездесущей силой в жизни каждого человека, и эта сила подталкивает нас расти и достигать величия.
Тренер в тренажерном зале редко говорит нам, какими мы можем стать великими спортсменами. Обычно он сосредотачивается на наших слабостях, заставляя работать над ними, развивать свои мышцы — даже через боль. Бывает, что мы злимся на тренера, и понять, что он не был нашим личным врагом, мы сможем только когда победим в соревновании или установим личный рекорд. Но если мы вовсе бросим тренироваться — мы никогда не узнаем, что тренер был нашим самым большим помощником.
В жизни каждого из нас множество проблем, неудач, разочарований и боли, но все они — это наши возможности роста. Да, и дети тоже. Дети — не только наше будущее, но и наше настоящее. Сколько бы мы не окончили курсов личностного роста, мы никогда не достигнем тех вершин, которые достигаются самыми простыми и бесплатными средствами.
Носить всю ночь на руках температурящего малыша. Просыпаться каждый час, а днем быть терпеливыми и продуктивными работниками. Отвечать дошкольнику на десять вопросов в минуту с улыбкой. Терпеливо объяснять школьнику дроби и суффиксы. Оторвать от сердца и выдать замуж дочь — такую молодую и неопытную…
Всё это нужно нам, чтобы развиваться, учиться альтруизму и бескорыстию, состраданию и милосердию, становиться мудрее — одним словом, взрослеть. Взросление — это не меняющееся количество свечей на торте, а процесс изменения нашей точки зрения и открытие того, что мир не вращается вокруг нас. Это открытие не просто делает нас лучше, оно делает нас более счастливыми и более полноценными людьми.
Почему это так? И что имеет в виду поговорка «дети — это счастье»? Счастье — это умение ценить то, что у нас есть. Но есть и более глубокие уровни счастья: ценить что-то другое, кроме нас самих. Например, других людей или удовольствие от того, что мы делаем для других, а на высшем уровне — свою связь с Творцом.
Но мы совершенно не можем ценить все это, пока поглощены только собой. Воспитывая детей, мы постоянно вынуждены делать что-то для другого (маленького и беспомощного) человека, учась быть по-настоящему счастливыми. Этого, самого глубокого, ощущения счастья и радости, лишают себя те, которые решают «не приводить детей в такой ужасный мир».
Заповедь «пру у-рву» — плодитесь и размножайтесь — была одной из первых заповедей, данных человеку. Самое естественное, заложенное в нас, — это желание оставить после себя потомство. На этом строится мир, и Вс-вышний заложил в каждого из нас эту огромную энергию для того, чтобы мы участвовали в процессе наполнения мира Его творениями, приближая день Конечного Избавления.
Современное западное общество полностью разделило два взаимосвязанных процесса — интимную связь и деторождение, — и идет по пути саморазрушения. В этом настоящая опасность — а не в глобальном потеплении и не в социальной несправедливости.
Наши родители привели нас «в мир стихийных бедствий, нехороших людей и угрозы атомной войны». Но мы живем и надеемся, любим и наслаждаемся, приводя в мир своих детей — и учась быть счастливыми!
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.