Темы: Провидение, Шаббат, Шестидневная война, Батшева Эскин
Мой второй день рождения пришелся на первый день Шестидневной войны. Каждый год 26 ияра я делаю благодарственную трапезу, и один из желанных гостей на этой трапезе — мой друг Виктор. В его жизни этот день тоже занимает особое место.
В мае 1967 года Израиль готовился к войне. Угроза, исходившая от арабских соседей, не предвещала ничего хорошего. Еврейское похоронное общество Тель-Авива вырыло пятнадцать тысяч могил, ожидая огромного числа жертв среди гражданского населения.
Началась всеобщая мобилизация. Сначала призвали летчиков и танкистов, потом дошла очередь и до резервистов. Меня вызвали 25 мая и сообщили, что завтра, в пятницу, я должен явиться в часть. К воскресенью наш полк был сформирован, и нас отправили на холм в 150 метрах от иорданской деревни под названием Будрус.
Перед следующим шабатом наш командир Виктор объявил, что десять процентов солдат могут отправиться домой на двадцать четыре часа. Нас было 130 солдат, и первыми, кому разрешили уехать, были отцы троих и более детей. Я попал в эту категорию, но… уехать домой мне в тот раз не удалось. Грузовик, который должен был отвезти нас в город, приехал в семь часов вечера, за двадцать пять минут до начала шабата, и было ясно, что те солдаты, которые на нем отправятся в увольнение, неизбежно будут нарушать субботу. Как бы мне ни хотелось побыть со своей женой и детьми, пришлось тихо отойти в сторону.
На следующий вечер, в последние часы субботы, было объявлено, что еще тринадцать солдат получают увольнительную, и я надеялся, что на этот раз я буду в их числе. Но снова грузовик приехал в семь часов вечера, когда шабат еще не окончился. И снова я не уехал.
С Виктором мы были знакомы давно. Это был типичный «кибуцник». Его родители погибли в нацистских лагерях, а сам он, попав в Аушвиц ребенком и выйдя из него живым, был твердо уверен: иудаизм — это дорога к смерти. А тот, кто этого не понимает — или самоубийца или просто недалекий человек.
Еще когда я был солдатом-срочником, Виктор всё никак не мог меня «раскусить»: почему я говорю по-русски и при этом хожу в кипе. Мало того, что хожу в кипе, но и всё остальное делаю, как один из «религиозников», с которыми у каждого командира всегда куча проблем: то им молиться пора, то они к кашруту придираются, то они в шабат не ездят…
И вот опять я на его голову со своим шабатом. Любой на моем месте был бы счастлив съездить к жене накануне войны, а мне, видите ли, то слишком поздно грузовик пришел, то слишком рано. Но мой командир был, вообще-то, неплохим человеком и сжалился надо мной:
— Вот что. Поедешь в отпуск в следующий йом ришон, в воскресенье. На 48 часов.
Целых сорок восемь часов! Да это практически вечность! Но до воскресенья еще надо было дожить.
В следующее воскресенье, когда до моего отпуска оставалось всего несколько часов, мы услышали по радио, что Ирак тоже вступил в войну против Израиля и уже послал две свои бронетанковые дивизии в Иорданию. Мы находились на центральной линии, почти на границе с Иорданией, и уровень готовности был поднят до самого верхнего предела. Понятно, что в такой ситуации все отпуска были отменены.
Всю ночь я не спал. Все ворочался, думал — о предстоящей войне, о жене, о наших маленьких детях… А вдруг я больше никогда уже не увижу их? Насилу дождавшись окончания ночи, в пять утра я пошел в палатку Виктора — упрашивать его дать мне хотя бы самый-пресамый короткий отпуск. Виктор подумал полминуты и сказал: «Хорошо, поезжай, но к трем часам дня ты должен вернуться. Я в тебе уверен, я знаю, что ты не опоздаешь».
Виктор был не зря уверен, я и правда никогда не опаздывал, наоборот, являлся всегда раньше назначенного времени. Но это было 5 июня 1967 года, и никто не знал, что война начнется буквально через несколько часов. Тем более никто не мог предсказать исход этой войны.
Я взял свое оружие, положил в рюкзак талит и тфилин (прочитаю Шахарит по дороге!) и побежал. Один мотоциклист подвез меня прямо до Иерусалима, и в 8:30 утра я обнял жену и детей. А вскоре после этого по радио сообщили, что на юге страны идут тяжелые бои. Так началась та война Израиля с арабским миром, которую назовут Шестидневной.
В Иерусалиме люди чувствовали себя в безопасности. Почему-то никто не верил, что Иордания начнет военные действия. Но около одиннадцати утра иорданцы уже обстреливали Западный Иерусалим. Мы все спустились в бомбоубежище, где я оказался единственным солдатом среди женщин и детей.
Когда мы вышли из убежища, я тут же позвонил начальству: доложить, что я в Иерусалиме, и спросить, что мне делать. Мне приказали вернуться в часть, которую я, вообще-то, не должен был покидать. Мне пришлось попрощаться с семьей и в разгар иорданского обстрела пробраться к главной дороге, где меня и других солдат ждала полицейская машина. Полиция подбросила меня почти до места, но все же до нашего холма около Будруса было еще два часа пешего хода. А когда вокруг время от времени взрываются снаряды, скорость движения снижается, так что до своей части я добрался только к пяти вечера.
Подходя к нашему холму, я увидел, что все выглядит не так, как выглядело утром. У каждого пулеметчика был собственный блиндаж, и все они были там, где их выкопали, а вместо моего — зияла огромная свежая дыра. Прямое попадание. Тогда я пошел искать Виктора — доложить, что вернулся, узнать, что здесь случилось в мое отсутствие, и оправдаться за опоздание.
Виктор повернулся ко мне и посмотрел так, будто не верил своим глазам. Я начал было рассказывать, как застрял в Иерусалиме, но Виктор протянул ко мне руку. Его губы улыбались, а подбородок подрагивал:
— Ты?.. Живой? Да я же думал… Теперь я знаю, что на Небесах есть Б-г!
Оказалось, что Виктор ни на секунду не усомнился в том, что, если я сказал, что буду в три часа, значит, буду как минимум без четверти три. И когда ровно в три часа в мой блиндаж попал снаряд, он был уверен, что я погиб, и даже успел доложить начальству, что погиб русский пулеметчик, его друг. И теперь я явился живой и невредимый, что для Виктора, который всегда подшучивал над моей религиозностью, было несомненным доказательством существования Б-га!
Ведь правда, если бы я уехал в отпуск тогда, когда мне его предоставляли, — в шабат, я бы не поехал в Иерусалим в воскресенье. Тогда я должен был бы оказаться в том самом блиндаже. И эта история окончилась бы совсем иначе — да и рассказывал бы ее уже не я.
Вскоре после окончания той войны Виктор женился на девушке из традиционной еврейской семьи. Мы с ним до сих пор большие друзья, и часто встречаемся, а когда мы прощаемся, Виктор с улыбкой говорит мне: «Ровно в три, не опаздывай!» И мы оба понимаем, что это значит.
Виктор даже много лет спустя не перестает благодарить меня за то, что я спас ему жизнь. Да, в тот день, первый день Шестидневной войны, мы оба родились заново: я выжил чудом, а он — начал возвращаться в еврейство.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»