Темы: Война за независимость, Предсказание, Числа, Чудеса, Шхем, Государство Израиль, Шестидневная война, Дина
ДИНА, АРИФМЕТИКА И СОВРЕМЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ
Перевод, обработка и комментарии
Моше Фандо
Недельная глава Ваишлах повествует о похищении Дины, единственной дочери Иакова. Несчастная девушка оказалась жертвой сладострастия принца города-государства Шехем. Он изнасиловал ее и держал в заложниках с одобрения своего отца и всего своего народа. В качестве выкупа Шехем поставил Иакову и его сыновьям лишь одно условие: женитьбу на Дине. При этом Шехем разработал далеко идущий и губительный для Израиля план: соединиться с нашим народом посредством кровных уз, получить право жениться на наших девушках, и таким образом, приобрести наше имущество, а затем захватить власть и над нами самими (Брейшит 34:21,23).
Наш праотец Иаков и его сыновья, родоначальники двенадцати колен Израиля, стояли перед лицом невиданного злодейства: осквернена их праведная дочь и сестра; всему еврейскому народу угрожает смертельная опасность. Под угрозой — не только наше имущество. Под угрозой сама наша судьба, наше будущее, вся наша вечная миссия: заключение союза с Творцом, принятие Торы и распространение Его истины во всем мире. Без этого — жизнь наша, да и всего мира, теряет смысл и неминуемо прекращается. Перед семьей Иакова стояла задача поистине вселенского масштаба — спасти мир.
И братья, главным образом двое из них, Шимон и Леви, принимают единственно приемлемое для них решение. Они уничтожают весь народ Шехема. Да, это кажется жестоким. Но факты говорят, что план истребления Израиля вынашивали не только руководители, а буквально все жители Шехема. С позиций сегодняшнего дня поступок Шимона и Леви можно было бы сравнить с бомбежкой ядерного реактора в Ираке, которую Израиль предпринял в 1981 году. Тогда весь «прогрессивный» мир осудил Израиль. Сейчас многие понимают: этим предупредительным ударом Израиль спас человечество от катастрофы, которую безумный диктатор готовил всему миру.
Итак, Дина освобождена. С семьи Иакова смыт позор. Израильский народ спасен. Почему же Иаков вместо радости и одобрения обращается к Шимону и Леви со словами гнева? «Смутили вы меня, опозорив меня среди жителей этой страны! кнанеев и призеев. Я же малолюден: соберутся против меня и поразят меня, и истреблен я буду с домом моим» (пасук 30).
Причину этого открывает Устная Тора. Брейшит Раба объясняет, что Иаков испугался, и на то были серьезные основания. Мудрый Иаков понимал, что действия двух его сыновей могут вызвать ответную реакцию соседних Ханаанских народов. Кто выйдет победителем из возможного единоборства с превосходящими силами местных племен? Сможет ли семья Иакова отразить мощные атаку, или будет истреблена и исчезнет с лица земли?
Кто-то может спросить: неужто праотцу нашего народа, великому цадику, недоставало веры в могущество Творца, который способен разрушить великую империю Египта, рассечь Красное море, обрушить стены Иерихона, спасти свой народ от губительного плана Амана — веры в Того, кто может в-с-ё?
Вот здесь-то нам и пригодится арифметика. Именно в ней — ответ на вопрос: «Чего боялся Иаков?» Устная Тора объясняет: «Иаков знал, что у Ханаанских народов хранилось предание, согласно которому Израильский народ становится непобедим только тогда, когда его население достигает 600 000 человек» (Ялкут Шимони 33:135).
Пока же, полагал Иаков, раз наш народ малочислен, мы легко уязвимы. А потому нам следовало бы спокойно дождаться, пока число евреев не возрастет до 600 000. Тогда и только тогда, с помощью Х-шема, мы станем непобедимы и сможем отразить натиск любого врага.
ДРЕВНИЕ ЦИФРЫ И ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ
Какое же, спросите вы, это имеет отношение к нам, поколению XX и XXI веков? Оказывается, — самое непосредственное. Но вначале — одно правило. Хазал (мудрецы Устной Торы) объясняют, что достижение отметки в 600 000, хоть и придает нам силу неуязвимости, имеет одно условие: защита Творца гарантируется нам только в начальный период после этого события, а затем — лишь на условии соблюдения мицвот, то есть исполнения нашего с Ним завета.
А теперь, зная это, давайте заглянем в статистические данные современной истории Израиля. В начале века, в период Первой Мировой войны наше население в Израиле насчитывало около 56 000. Непосредственно накануне Второй Мировой войны оно выросло уже до 400 000. Сколько же было евреев в Израиле перед первой войной с арабскими странами, атаковавшими нас сразу после провозглашения независимости? Согласно переписи, проведенной Британией в 1946 году, количество евреев в Святой земле впервые превысило отметку именно 600 000 человек! Это и есть то самое число, о котором говорил Иаков, упрекая сыновей, число, при котором мы обретаем непобедимость.
Тогда, в 1948 году, когда миллионы вооруженных до зубов арабов предприняли попытку сделать нашу землю юденрайн, нас было мало. Нас, плохо оснащенных оружием, часто не обученных воинскому ремеслу, недавних узников нацистских концлагерей, было, действительно, очень мало. Но нас было 604 000! И мы победили! Это было чудо, совершившееся на наших глазах, на глазах у всего мира.
Исполнилось предсказание Устной Торы: «Как исход из Египта и вхождение в Святую землю произошло, когда евреев было 600 000, так это однажды произойдет еще раз. Непосредственно перед наступлением эры Мошиаха, когда нас будет 600 000, мы наследуем эту землю и станем независимы» (Зохар, Вступление; Талмуд Шаббос 88б Махарша; Ялкут Шимони по Хошеа, гл.2, параграф 60:23).
А в другом источнике, (Тикуней Зохар к словам пророка Ишаяху 60:23), мудрецы обсуждают еще одно пророчество, относящееся к численности евреев в Эрец Израиль: когда еврейское население в земле достигнет 600 000 человек, земля наша будет нам возвращена. «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, отрасль насаждения моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого — сильный народ. Я, Х-шем, ускорю совершить это в своё время.» Именно здесь Хазал(мудрецы Устной Торы) обнаруживают, что это произойдёт в 5708 году от сотв. мира, т.е. в 1947/48 году н.э. Таким образом сбылись оба предсказания Торы: мы обрели и непобедимость, и независимость!
Существует и третье высказывание Хазал, которое органически связано с двумя предыдущими и тоже удивительным образом указывает на необычность этого времени, эпохи, когда наше число в Израиле вырастет до 600 000. Мы знаем, что сама эта цифра имеет источником события, описанные в Торе, в книге Шмот, или Исход, где повествуется о том, что во время дарования Торы на Синае, через пятьдесят дней после исхода из Египетского рабства, мы насчитывали 600 000 мужчин. Речь при этом идет не обо всех мужчинах, а лишь о тех, кто был старше 20 лет. Всего же наше число, включая молодежь в возрасте до 20 лет и женщин, достигало около 2,5 миллионов. Какое же значение имеет для нас та деталь, сколько было мужчин старше 20 лет? «А йид гит эн эйцэх» — всегда есть ответ!
Говоря об этих мужчинах, Тора называет их «йоцэй цава», воины. Так вот, согласно современной Израильской статистике армейского призыва, мужское население страны, то есть тех, кто старше 20 лет, впервые достигло уровня 600 000 человек только в 5725 году от сотв. мира, т.е. в 1965 году н.э, а точнее — их было 631 330.
В этой связи, в сценарии последнего времени, Устная Тора особенное внимание уделяет не только событиям истории Израиля на материальном уровне, но и тем измненениям, которые одновременно происходят на уровне духовном. Речь идет о духовном статусе Иерусалима и Израиля в эти годы: «Х-шем завершит принятый на себя галут (т.е. всё время, пока в изгнании пребывает еврейский народ, в изгнании вместе с нами — и сам Всевышний, чтобы сохранить нас от полного истребления), и вернётся в Небесный Иерусалим, когда в нижнем, физическом Иерусалиме будет 600 000 взрослых евреев мужчин» (Зохар, там же).
Как учит нас Тора, Небесный Иерусалим является зеркальным отражением земного Иерусалима: в Небесном отражении Х-шем царит всецело только тогда, когда в земном обитает 600 000 евреев. Далее Тора учит, что как только число взрослых евреев-мужчин в земном Иерусалиме достигнет этой цифры, присутствие Х-шема проявится особым образом, произойдут какие-то особые события. Трудно до конца осмыслить всю сложность этого закона. Он касается взаимодействия духовных миров с нашим миром. Проявлений их взаимовлияний — множество. Но одно мы можем увидеть воочию, потому что мы — свидетели этому. А именно: перепись населения в Израиле, проведенная в 5725 году от сотв. мира, т.е. в1965 г., показала, что в стране насчитывалось 631 330 взрослых евреев-мужчин. То же, что произошло вскоре — явное исполнение предсказания.
В 1967 году, т.е буквально через полтора года после этой переписи, разразилась Шестидневная война. Когда война подходила к победоносному для Израиля завершению, когда вся гиганская военная машина арабских армий была практически разрушена, события приняли совершенно неожиданный оборот. Иордания принимает решение вступить в войну против Израиля. Какую цель преследовал король Хусейн? Для чего, с точки зрения здравого смысла, вступать в войну на стороне проигравшего союзника, когда противник одерживает победу по всем фронтам? Какой военный расчет, какие тайные замыслы могут оправдать заведомо проигрышный шаг?
Для историков это остается загадкой. Однако именно благодаря атаке со стороны Иордании Моше Дайян принял решение войти на территорию старого города в Иерусалиме. В результате — Израиль отвоевал всю территорию своей древней столицы. Более того, впервые за многие столетия евреи вернули себе право молиться у Котеля, стены Плача.
Именно благодаря этому необычному развитию событий исполнились молитвы, которые мы возносили к небу все двадцать столетий изгнания. Это и слезные стенания из молитвы Амида: «В Иерусалим, город Твой, по милосердию Своему возвратись, и обитай в нем, как обещал Ты…» Это и наши мольбы по ночам, когда мы произносили слова Тикун Хацос. Это и знаменитые слова, которые каждый Пейсах на исходе сейдера мы повторяли друг другу, как заклинанье: «Ле-шана ха-баа б-Ирушалаим!» (В следующем году в Иерусалиме!)
Тогда, в 1967-м, у стены Плача мы все ощутили присутствие Творца. Мы осознали, что историей мира управляет Он! Именно об этом времени книга Зохар предсказывала, что в 5727 году от сотв.мира Х-шем зримо и самым удивительным образом выступит на стороне евреев. Слова Устной Торы сбылись на наших глазах. Земной Иерусалим находится под полным контролем Израиля. События на Ближнем Востоке подтверждают, что Х-шем вернулся в Небесный Иерусалим. Все это произошло, когда в Эрец Израиль число евреев-мужчин достигло 600 000. Вот такая арифметика…
Но не следует забывать, что Хазал (мудрецы Устной Торы) объясняют, что достижение отметки в 600 000, хоть и придает нам силу неуязвимости, имеет одно условие: защита Творца гарантируется нам только в начальный период после этого события, а затем — лишь на условии соблюдения мицвот, то есть исполнения нашего с Ним завета.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»