Темы: Любовь, Муж и Жена, Вторая мировая война
Мои прекрасные друзья, я рассказал вам много историй. Одна история даже повествует о возвращении людей с того света. А эта история будет о том, что может удержать человека на этом свете.
Если вы очень хотите увидеть кого-то, вы можете сохранить его жизнь — и вы можете сохранить свою жизнь.
Друзья мои, что нам дано знать? О плохом и о хорошем, которому суждено случиться, — что мы можем знать?
Накануне вторжения Гитлера в Польшу в одном из еврейских кварталов Польши играли хасидскую свадьбу. Жениху было только 17 лет, а невесте и того меньше — 16. Это был не совсем обычный шидух: молодые виделись до хупы всего несколько минут… Люди надеялись, что этого им будет достаточно, чтобы познакомиться, а с остальным они справятся после свадьбы. Что нам дано знать? Сегодня пары встречаются сто раз, прежде чем пожениться, а этого всё равно оказывается мало, чтобы узнать друг друга.
После свадьбы молодые муж и жена пришли домой. Жена посмотрела на мужа злыми глазами и проговорила:
— Ты же не думаешь, что я и правда с тобой останусь? Да я совсем не люблю тебя! Ты мне противен! Видеть тебя не хочу!
С этими словами она выскочила из дома и хлопнула дверью. А он остался один — шокированный, оскорбленный, униженный.
На следующий день в Польшу вошли немцы. Молодой хасид был одним из первых арестованных. Чудесным образом он выжил. Он знал, что его родители были убиты, что все братья и сестры были убиты. Он был очень зол на свою сбежавшую жену, и всё же так хотел знать, жива ли она.
Всё время он искал ее, спрашивал — но не находил никого, кто слышал бы хоть что-то о его жене. Когда закончилась война, он приехал в Лодзь. По городу бродили евреи, тоже искали своих родственников, как и он.
И вот однажды он поворачивает голову и видит: кто это? Его жена! Она смотрит на него и говорит ему вот что:
— Тысячу раз я должна была умереть. Миллион раз я должна была попасть в газовую камеру. Но я знала, что обязана остаться в живых, чтобы увидеть тебя. Чтобы попросить у тебя прощения. Прошу тебя, прости меня. Я не знала, как сильно я тебя люблю.
— Мы виделись только несколько минут, а ты так ужасно со мной обошлась… Знаешь ли ты, как много ты для меня значишь? Знаешь, что сохранило мне жизнь?
Она перебила его:
— Хочешь знать, что сохранило мне жизнь? Только одно: я должна была выжить и увидеть тебя после войны.
* * *
В первый шабат после прибытия этой пары в Америку они были гостями в доме моего отца и рассказали нам свою историю.
Несколько недель назад я получил приглашение на бар-мицву их внука. Мазаль тов!
Друзья, когда вы любите кого-то, вы можете поддерживать в них жизнь — даже издалека.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»