Темы: Любовь, Самосовершенствование, Берл Набутовский, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Сказано «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А если не люблю в себе какие-то моменты и эти моменты есть у ближнего, и от них одни страдания? Как быть? И.
Уважаемый И.,
Да, я Вас хорошо понимаю, ведь «возлюби ближнего своего» это самая главная, а значит и самая трудная заповедь в Торе! Напомню Вам, что два великих мудреца, каждый из которых в своё время был лидером поколения, сказали, что в выполнении этой заповеди лежит ключ к исполнению всей Торы! Я имею в виду Гиллеля (Трактат Шаббес 31а) и Рабби Акиву (Мидраш Сифра гл. Кэдойшим, ч. 4, разд. 12). Почему же эта заповедь настолько трудна?
Человек по своей природе существо эгоистичное. Поэтому на то, что касается его самого, он смотрит совсем не так, как на то, что касается других. Самим себе мы готовы простить самые страшные ошибки, оправдать самые страшные недостатки. Когда речь заходит о других, даже малейший промах — особенно, если он касается нас лично, — порой вызывает у нас ярость. Мы мысленно проклинаем провинившегося и приговариваем его к страшным казням. Всё, что касается нашего собственного благополучия, комфорта, положения, нас живо интересует. Когда речь заходит об интересах других людей, неожиданно проявляется полная апатия. Это естественное положение вещей. А Тора требует от нас коренным образом изменить подход к жизни. Мы должны приравнять интересы других к своим интересам. Причём требуется полюбить ВСЕХ евреев, исключая разве что тех, кто совершил какие-то страшные преступления против людей или против Торы.
То есть, когда другому еврею холодно, мы должны чувствовать, как будто холодно НАМ, когда у другого еврея что-то болит, мы должны чувствовать, как будто болит У НАС. Когда другого еврея оскорбили, мы должны обидеться не меньше, чем обиделись бы на оскорбление, обращённое к нам.
Но это только начало. Рав Элияу Элиэзэр Десслер (ссылаясь на Рамбана — Нахманида) объясняет эту заповедь так: большинство людей не злодеи. Когда мы видим, что кому-то чего-то не хватает, кому-то плохо, мы хотим ему помочь. Нормальному человеку неприятно видеть страдания другого, он даже готов поступиться частью своего имущества или времени, чтобы поддержать его. Но только до определённой степени. У каждого человека есть ощущение собственной индивидуальности, которое связано с его уникальностью в какой-то области. Будь это богатство, мудрость, красота или общественное положение, эта уникальность даёт человеку чувство собственного «я». Тора требует от нас возлюбить ближнего «как самого себя», то есть, до такой степени, чтобы мы были готовы поступиться собственной уникальностью ради ближнего, и, таким образом, в какой-то степени утратить ощущение собственного «я».
Теперь давайте посмотрим, как мы относимся к себе. Разве мы наказываем себя за ошибки? Разве мы не прощаем себе недостатки? Разве мы не забываем в течение очень короткого времени о своих промахах? Понятно, каков будет ответ большинства людей на эти вопросы. Вот она, настоящая любовь! (Конечно, есть люди, которые ненавидят себя. Есть такие, кто изнуряет свою душу и тело всевозможными пытками, постами и т.д. Это люди нездоровые. Их можно пожалеть, можно стараться им помочь. Не о них сейчас речь. Я говорю о нормальных людях). Точно так же нужно относиться к другим! Конечно, не обращать внимания на недостатки других людей очень тяжело. Трудность во много раз усугубляется, когда у нас самих такие же недостатки, как у них, особенно если мы долго пытались от этих недостатков избавиться и нам не удалось. Именно по этой причине многим людям так тяжело не злиться на своих детей — они вдруг видят в них те качества, с которыми сами уже десятки лет безуспешно борются! Всё это надо преодолеть. И полюбить!
Но как? Как же достичь желаемого результата и начать испытывать хотя бы небольшую любовь к несимпатичному ближнему?
Давайте ещё раз обратимся к Раву Десслеру. В своём знаменитом Кунтрес а-Хэсед он открывает нам удивительный секрет: мы любим не того, от кого получаем, а того, кому даём! Остановимся на минуту и осмыслим это… Для того, чтобы полюбить кого-то, нужно начать делать ему добро! Чем больше делаешь, тем больше любишь! Не верите? Рав Десслер приводит очень простое и убедительное доказательство. Посмотрите на детей! Что они нам делают хорошего и чего требуют от нас? Разве мы любим их за то, что они симпатичные, весёлые, добрые? Или потому, что мы возлагаем на них надежды на продолжение рода или фамилии? Нет, мы любим их потому, что мы в них так много вкладываем. Это очень чётко видно на примере семей с больными детьми (не дай Б-г). Ребёнок, который требует постоянного, часто изнуряющего ухода, от которого не ожидают ничего хорошего, у которого нет никакого будущего, — это самый любимый член семьи!
Выходит, что если Вы действительно хотите полюбить ближнего, попытайтесь сделать ему что-нибудь хорошее. Подумайте, чего ему не хватает. Скажите ему доброе слово, подарите подарок. Помогите ему. И недостатки вдруг начнут уходить на задний план! А исправить недостатки другого человека невозможно. Мы здесь не для этого. Мы здесь только для того, чтобы исправлять свои недостатки, и любовь к ближнему — это, несомненно, шаг в нужном направлении!
С уважением, Берл Набутовский
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Хана Лернер
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его