Темы: Археология, Танах, Еврейская история, Батшева Эскин
В 1946-1956 годах недалеко от Мертвого моря была найдена почти 1000 свитков, написанных в период с III в. до н. э по начало I в. н. э. Эти древнейшие в мире рукописи Танаха, а также апокрифы, летописи и документы общины отшельников не зря считаются самым крупным археологическим открытием прошлого века: они полностью изменили подход к исследованию Танаха и к происхождению христианства.
Впервые ученые увидели многие древние еврейские тексты в оригинале. Впервые стало возможным прочитать «Дамасский документ», фрагменты которого были найдены в Каирской гнизе. Впервые встретился исследователям свиток, выгравированный на листе меди (а содержание этого свитка и вовсе беспрецедентно). Впервые удалось узнать, во что верили и по каким законам жили духовные предшественники ранних христиан.
В 1946-м году в труднодоступной пещере Кумранской долины бедуин Мухаммед эд-Дхиб (случайно?) нашел в кувшинах три древних свитка, один из которых оказался книгой Пророка Йешаяу, написанной во II веке до нашей эры. Это потом специально для этого свитка был выстроен особый павильон «Эйхаль а-Сефер» (можно перевести как «Дворец Книги» или «Палата Книги») в иерусалимском Музее Израиля. А тогда бедуин попросту завернул свиток в платок и понес показывать своей семье, а потом и всем желающим. И до того затаскал свою находку, что один из свитков распался на две части.
Тогда Мухаммед решил продать свитки, пока они окончательно не развалились. Кроме того, вместе с братом и еще одним приятелем он вернулся в пещеру и взял там еще четыре свитка — на продажу. Местный торговец рукописи брать не стал, решив, что они ворованные, а вот вифлеемский антиквар с радостью купил их за 7 иорданских фунтов (что в наше время равнялось бы примерно $315).
Получив в свои руки рукописи, специалисты сразу поняли, что имеют дело с чем-то небывалым и поистине древним: свиткам было около двух тысяч лет! Археологи тут же начали исследовать и ту пещеру, где были найдены семь свитков, и изучать окрестности, в результате чего обнаружили 11 пещер, и в них — многие сотни рукописей.
Местные бедуины тем временем работали с археологами наперегонки, выискивая свитки в пещерах и разрывая их на мелкие кусочки, рассудив, что таким образом они смогут получить за свои находки больше денег, продав их археологам. Часто бедуинам везло, и ученым приходилось выкупать разрозненные кусочки пергамента, при этом не имея представления о том, в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т. д.
Из 900 с лишним текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых были размером не больше почтовой марки. Работа по восстановлению и систематизации текстов завершилась лишь к 1990-м годам.
Некоторые рукописи удалось восстановить почти полностью, некоторые — лишь частично. В феврале 2017 года археологи объявили об открытии еще одной, 12-й, пещеры. Но там был обнаружен только пустой пергамент и множество пустых и разбитых кувшинов. По всей видимости, существенная часть свитков Мёртвого моря и до сих пор находится в руках расхитителей и торговцев древностями, постепенно приходя в негодность.
Так насколько древними являются эти рукописи и что в них написано? Все манускрипты датируются периодом с III в. до н. э по начало I в. н. э. на иврите и на арамейском, в основном, квадратным еврейским шрифтом, прямым предшественником современного печатного шрифта.
Большая часть рукописей — это книги Танаха, и текст в них точно такой же, как и в современных печатных изданиях. Некоторые из книг имеются во многих экземплярах и мало повреждены (особенно — Йешаяу, Даниэль и Псалмы), другие представлены в одной-двух копиях, от иных остались лишь небольшие фрагменты.
Еще одна категория свитков — это книги, не включенные в Танах еврейскими мудрецами, такие как «Бен Сира», «Книга Ханоха», «Книга Юбилеев» и другие. Есть среди рукописей и тексты, которые позже легли в основу самаритянского Пятикнижия. В пещерах также были обнаружены тфилин, мезузы, масляные светильники и другие артефакты.
Самая загадочная категория рукописей составляет документы, написанные членами кумранской общины: их уставы, гимны, комментарии, летописи. В своем большинстве, они написаны языком намеков и метафор, смысл которых для нас тёмен.
Особенно интересно содержание Храмового свитка. Написавшие его представляют всё так, будто бы он является частью Торы Моше — он включает алахические постановления, религиозные праздники, устройство Храма и установления относительно царя. При этом в свитке содержатся дополнительные законы и установления, даже новые праздники (Нового вина и Нового елея) — что явно свидетельствует о том, что Храмовый свиток был написан общиной сектантов.
Члены Кумранской общины, принявшие решение удалиться от мира и поселиться посреди пустыни, создав своё братство, принадлежат к одной из многочисленных сект, расплодившихся в Иудее на рубеже старой и новой эр, под властью римлян, как часто случается в кризисные времена.
Сами себя кумраниты называют «Яхад», а из документов, найденных в пещерах, и в результате археологических раскопок следует, что община жила по строгим, затворническим правилам, которые далеко не во всем соответствуют законам иудаизма.
Кумраниты соблюдали кашрут и шабат, учили Тору, но при этом вели свой собственный солнечный календарь, и в микву окунались не как все евреи — с целью духовного очищения, — а дабы очиститься от грехов. Кроме того, они жили практически при коммунизме и в строгой иерархии: от зари до зари работали, возделывая пустынные земли, и делили не только еду и кров — даже одежда у них была общая.
То, что кумраниты, которые сами себя в своих общинных документах называли «Яхад» (вместе) и считали свою общину братством, — были сектантами, сомнений не вызывает. Но вот какими именно сектантами?
Большинство ученых склоняется к выводу, что «Яхад» — это не кто иные как ессеи, о которых писали еще Старший Плиний и Иосиф Флавий. Таков был ответ ессеев на духовное падение, царившее в Иерусалиме и в Храме под властью римлян: уход в пустыню. Причем Плиний даже указывает, куда именно они ушли: как раз в район Мертвого моря, где они прожили до 68 года нашей эры — до самого разрушения Храма.
Этическими идеалами «братьев» были правдивость, скромность, послушание, любовь. Саму свою общину они описывают как духовный храм, члены которого, благодаря совершенству их жизни, способны искупить людские грехи. Причем грехами у них считались не только богохульство и ложь, но и неподчинение, громкий смех, сплевывание в собрании и др.
«Дамасский документ» дает представление о том, как складывалось мировоззрение общины. Кумраниты ожидали конца света и пришествия Мессии. Примерно через двадцать лет после основания общины в ее рядах появляется некто, кого они называют Учителем праведности. Во время римских гонений на иудеев община вынуждена бежать в «страну Дамаска», и там, в середине II века до нашей эры, они заключают с Б-гом Новый Завет — «Брит хадаша».
Следует помнить, что идея Нового Завета впервые появляется не у ессеев и не у христиан, а в Торе, а точнее — у пророка Ирмияу, в 31−й главе, 30 строка: «Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз».
Из «страны Дамаска» община возвращается в Иудею и поселяется в Кумране, в Иудейской пустыне. Здесь у них появляется представление о том, что их лидер, Учитель праведности, — это истинный первосвященник, Мессия, Сын Божий. По какой-то причине Учитель праведности попадает в тюрьму, над ним идет суд. Похоже, его предал некто, кого называют «Человеком лжи», который вместе со своими приспешниками расколол общину и донес на Учителя праведности.
Учитель был приговорен к смерти — повешению на дереве. Когда он погибает, в Кумранской общине возникает идея о его втором пришествии через сорок лет, уже в качестве Мессии-царя. Он уничтожит всех нечестивцев, установит на земле мир и вознаградит праведников. А пока, в «конечные дни», праведники спасаются через свою веру в Учителя праведности.
При кратком пересказе этой истории бросается в глаза очевидная схожесть верований ессеев с верованиями ранних христиан, а образ самого Учителя слишком напоминает или Иоанна Крестителя, или Яакова, брата Йешу, или самого Йешу. Тем не менее, согласно результатам радиоуглеродного анализа «Дамасского документа», в котором впервые упоминается «Учитель праведности», документ был написан около 80 года до н.э., то есть задолго до появления на свет героя христианского Нового Завета.
Совокупность этих фактов говорит о том, что христианство — с его верованием в Спасителя, монастырями, повешенным Мессией и ожиданием его второго пришествия через 40 лет — имеет гораздо больше общего с иудаизмом, чем считалось до обнаружения Свитков Мертвого моря. Многие исследователи склоняются к выводу, что мостом между этими двумя мировыми религиями была скромная секта отшельников-кумранитов.
Есть среди Кумранских документов один свиток, который по загадочности превосходит все остальные. Его содержание — не книга Танаха, не устав общины и не летопись. Это список зарытых кладов!
Документ не написан на пергаменте или папирусе, а вычеканен на трех пластинках мягкого медного сплава, а потом свернут в свиток. В тексте нет ничего, кроме 64 мест нахождения сокровищ, причем эти места указаны так, что узнать их может только тот, кто знаком с этими тайниками. Например, так:
«В Соляной яме, которая под ступенями: 42 таланта».
Или так:
«В цистерне, которая под стеной на востоке, в уступе скалы: шестьсот кувшинов серебра (и под Большим порогом)».
Или вот так:
«В трещине, которая в Секаха, в обма[зке] “Соломонова водоема”: сосуды для десятины, и в них монеты с изображениями».
Десятины? Позвольте, какие сосуды для десятины могут быть у бедных ессеев-отшельников, отказавшихся от всякой собственности? Не говоря уже о сотнях талантов чистого золота, что, если пересчитать на килограммы, составляет никак не меньше 140 тонн (по другим подсчетам — до 200 тонн)?
Ученым, расшифровавшим этот текст, стало ясно, что ессеи, может быть, и помогали прятать сами сокровища или только список сокровищ, но владеть ими никак не могли. Совершенно определенно, речь идет о сокровищах Иерусалимского Храма, которые были вывезены оттуда и зарыты незадолго до его уничтожения римлянами.
Британский ученый Дж. Аллегро, переводивший текст Медного свитка на английский язык, понадеялся отыскать хотя бы некоторые из тайников, организовал две археологические экспедиции — но не нашел буквально ничего.
После него рыскали в округе Иерусалима и «черные археологи» — но вряд ли они что-то обнаружили. Клад, состоящий из огромных золотых слитков или кувшинов, полных драгоценных монет, обязательно должен был бы так или иначе проявиться. Не исключено, что сотни тонн золота до сих пор лежат в земле Иудеи. Если только их не вывез 2000 лет назад в Рим император Веспасиан.
Благодаря обнаружению и расшифровке Кумранских рукописей, впервые ученым представилась возможность увидеть многие еврейские тексты периода между Танахом и Мишной в оригинале, на иврите или на арамейском языке. Ведь в течение веков издавались и переиздавались лишь переводы этих текстов, а то и переводы с переводов — в христианской «редакции», где из древнееврейской литературы было сохранено только то, что соответствовало христианскому мировоззрению, а многое было «улучшено» с помощью поздних добавок.
Впервые мы смогли увидеть свитки копий книг Танаха, написанных еще до начала новой эры. Ранее ученые располагали лишь полными копиями, датируемыми X-XI вв. н. э., несколькими фрагментами, датируемыми серединой I тысячелетия, а также греческим переводом Писания — Септуагинтой.
И наконец, лишь свитки Мертвого моря позволили составить представление об идеях, верованиях и мировоззрении кумранитов, которые, по мнению многих ученых, были духовными предшественниками ранних христиан. Поэтому сегодня Кумранский музей на Мертвом море стал столь популярен не только у евреев, но и у христиан.
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона