Темы: Тора и психология, Дети, Насилие, Батшева Эскин
Нам хотелось бы думать, что все растлители живут в каких-то отдаленных, возможно, неблагополучных районах. Нам хотелось бы верить, что нам никогда не придется с ними столкнуться. Но это далеко не так. Поэтому одна из задач, стоящих перед нами, родителями, — оградить детей от возможных посягательств.
Дети доверчивы, уязвимы, любопытны по своей природе и, как правило, не подозрительны к взрослым — особенно, к родственникам, учителям, консультантам или другим людям, которые являются для них значимыми фигурами.
Дети могут становиться жертвами неоднократно, потому что они часто слишком стыдятся или боятся рассказывать о том, что с ними происходит. Они напуганы, потому что растлитель угрожал причинить вред им или членам их семьи, или боятся, что родители не поверят им или обвинят их.
Опасаются дети не зря: часто первой реакцией взрослых, когда они слышат о том, что кто-то из общины подозревается в насилии, является отрицание или игнорирование реальности, которая настолько противоречит нашим стандартам и образу жизни.
Растление малолетних — это болезнь. Растлитель не в состоянии контролировать или остановить самостоятельно свой недуг. Остановить его могут психиатр или тюрьма.
В последние десятилетия множество людей, испытывающих проблемы с алкоголем, наркотиками, азартными играми, обращаются за профессиональной помощью, начинают излечиваться от своей зависимости и возвращаются к нормальной жизни. С педофилами всё иначе: они почти никогда добровольно не обращаются за лечением. Страх возмездия, социальная изоляция, физический вред, потеря семьи, потеря работы — всё это стоит перед растлителем детей непреодолимой стеной.
Жертва преступления может сообщить в полицию. Жертва домашнего насилия может найти родственника, раввина или специалиста по психическому здоровью. Наркомана или алкоголика часто распознают супруг или работодатель. Жертва сексуального насилия не знает, куда идти, — и не идет, как правило, никуда и годами продолжает жить со своим невыносимым и неразделенным грузом, который продолжает оказывать влияние и на его душу, и на его формирующийся характер. Родители, будучи самыми близкими для ребенка людьми, обязаны делать все возможное для создания с ним таких теплых и доверительных отношений, чтобы он не опасался делиться с папой и мамой, если его что-то беспокоит.
Растлитель вторгается и в тело ребенка, и в мозг, и причиненный им вред охватывает почти все сферы жизни ребенка:
В большинстве случаев, дети молчат о совершенном над ними насилии от 10 или 20 лет. Только когда ребенок становится взрослым, он решается поделиться своей историей. К великому несчастью, многие дети, подвергшиеся насилию, вырастают и сами становятся насильниками.
Детей нужно учить этому честно. Они должны быть готовы отбиваться и реагировать на домогательства, как явные, так и «пограничные», от людей, которых они знают и которым часто доверяют. Родители должны знать, что недостаточно учить детей только тому, чтобы быть осторожными с незнакомцами.
Самое важное, что нужно сделать, чтобы защитить своего ребенка, это убедиться, что он или она всегда придет, чтобы немедленно сообщить родителю, если произойдет что-то необычное. Каждый ребенок должен знать, что его родители хотят, чтобы он разговаривал с ними. И знать это он должен с самого раннего возраста.
Доктор Сьюзан Шульман, еврейский педиатр из Бруклина, рекомендует родителям разговаривать с каждым из детей, в соответствии с его возрастом, о следующих аспектах:
Старшие дети и подростки нуждаются в подобных уверениях не меньше, чем маленькие.
Чем больше семья, тем важнее, чтобы у родителей получалось выделить хотя бы по несколько минут в день для того, чтобы посмотреть в глаза каждому ребенку, спросить, как прошел его день, что у него происходит. Даже если ребенок отвечает односложно, он увидит вашу заинтересованность и доступность, и когда возникнет необходимость, откроется вам.
Недостаточно один раз поговорить с ребенком. Время от времени важно освежать эти знания и пополнять их по мере взросления ребенка. Такие разговоры воспринимаются детьми естественно, если они возникают, например, перед поступлением в детский сад или школу, перед поездкой в лагерь или к родственникам и т.д.
Поскольку много детей подвергаются домогательствам со стороны знакомых им людей — родственника, соседа, спортивного тренера, учителя, консультанта — нужно обсудить, насколько стоит доверять всем взрослым. Сказать, что бывает, что какой-то конкретный человек сделал что-то плохое, но большинство людей — хорошие, любящие и добрые.
В человеческой природе — уклоняться от обсуждения подобных тем с нашими детьми, но говорить всё же необходимо, чтобы уберечь наших доверчивых и наивных детей от тяжелой травмы, последствия которой могут ощущаться долгие годы.
Родители и педагоги должны знать о различных предупреждающих знаках и «красных флажках», которые можно заметить в поведении ребенка, если он стал жертвой растлителя.
Доктор Шульман перечисляет пять изменений в поведении, которые могут указывать на то, что ребенок подвергается насилию:
Заметив что-то из перечисленного, не следует чрезмерно реагировать. Надо осторожно поговорить с ребенком, излучая только любовь, заботу и готовность помочь. Приняв решение получить профессиональную помощь, обратитесь к специалисту по психическому здоровью и спросите о его или ее специализированной подготовке в этой области.
Исследования показывают, что детям, воспитанным в вере в Б-га, обычно легче бывает восстановиться после насилия, найти смысл в жизни — даже после столкновения с цинизмом и предательством. С другой стороны, многие религиозные люди, которые становятся жертвами человека, которого они воспринимали как «религиозного», испытывают дополнительную травму, чувствуя себя брошенными религией, которая, как их учили, выступает против насилия. Поэтому неудивительно, что среди тех подростков, которые уходят из религии, велик процент тех, в отношении которых было совершено насилие или домогательство.
Если мы считаем, что наш ребенок является жертвой растлителя, мы как родители должны подчеркнуть следующее:
* * *
Нам — родителям, учителям, воспитателям — доверили нежные души детей, чтобы мы помогали им расти и развиваться. Вс-вышний, конечно, присматривает за нашими детьми, но забота, внимание, построение доверительных отношений, любовь — это всё наши задачи. Мы можем сделать очень многое, чтобы уберечь наших детей!
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.