Темы: Автобиография, Ашгаха пратит, Тшува, Бааль Тшува, Батшева Эскин
Когда я родился, меня назвали Гай. Я вырос в городе Ришон ле-Цион. Любил плавать в море, смотреть фильмы. Целыми днями мог цитатами из фильмов говорить. Когда мне было десять лет, я начал заниматься капоэйра — это такое бразильское национальное боевое искусство с элементами танца и акробатики. В 16 лет я прошел курс капоэйра в Бразилии, вернулся в Израиль — и стал сам организовывать группы. В 18 лет открыл собственную фирму по постановке мероприятий.
Я жил в Тель-Авиве. Жил жизнью беззаботной и прекрасной — по крайней мере, мне тогда так казалось. Я полностью был в этом мире и наслаждался каждой минутой. Клубы, вечеринки и танцы были не только развлечениями — они фактически были моей работой, так что то, что израильтяне называют словом «кейф», кайф — было сутью моей жизни. И вместе с тем, я ощущал в душе страшную пустоту. Иногда в голове возникала мысль: «Что я делаю со своей жизнью?», но я гнал ее прочь.
Какой бы бессмысленной и пустой ни была моя жизнь, Вс-вышний не отступился от меня. Он не отступается ни от кого и никогда. Он зовет каждого из нас бесчисленное количество раз. Если бы мы умели слушать… Вот и со мной случился тот первый раз, когда Вс-вышний позвал меня, а я его услышал, — в армейской тюрьме.
Я хотел служить только в боевых войсках. Но потому что я занимался капоэйра, то есть, по сути, акробатикой, у меня к 18 годам не осталось ни одной целой руки или ноги. Я все время что-то вывихивал, растягивал или ломал. Так что в боевые войска меня не взяли — а чинить танки или варить супы на армейской кухне я был не согласен.
Моя жизнь превратилась в бесконечные прятки и догонялки. При виде полицейского, я переходил улицу на другую сторону и шел в обратном направлении, даже если это удлиняло мой путь на час. Панически боялся попасться полиции, ведь я понимал, что одна короткая проверка — и я окажусь там, где совершенно не хочу оказываться: в армии, где мне даже автомата не дадут!
Бегал я, бегал — несколько лет бегал! — пока Вс-вышний не свел меня с автомобилем гражданской обороны. Как только у меня проверили документы, меня тут же уложили лицом на капот, связали руки и сообщили, что я арестован. Я пытался выяснить, что я такого сделал. Убил кого-то? Украл? Ответа я не получил, но все и так было ясно.
Как же тяжко было мне, вольной птице, оказаться в армейской тюрьме. Когда я узнал, что мне придется просидеть там четыре месяца, плакал так, как в жизни не плакал.
Был в моей камере один паренек, Йоси Аберджиль, совсем молоденький. Он предложил мне учить вместе с ним книгу «Орхот цадиким» («Пути праведников»). Почему мне — понятия не имею. Делать было все равно нечего — я согласился. Такой умный парень он был, что даже таблицу умножения с ним было бы интересно учить, не то что «Пути праведников».
Однажды Йоси рассказал мне, что перед сном читают особую молитву — «Шма» — и показал мне ее в молитвеннике. Тогда я впервые в жизни увидел этот текст. Ночь, все спят, я сижу с сидуром и медленно читаю. Это был такой нусах , который включает молитву «Таханун», и когда я дошел до нее, я пережил ощущение, близкое к катарсису. Но понять это можно только если ты сидишь ночью один в камере, ничего тебе не мешает, ничто не отвлекает, и у тебя есть время — хоть до самого утра.
Я чуть с ума не сошел, когда задумался о том, что там написано! Я читал слова, обращаясь к Вс-вышнему: «я грешил, я вредил, я делал мерзости…» и чувствовал всем сердцем, что предал Его. Я произносил: «Мы были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути и обвиняли невиновных» и думал: «Б-же, всё это правда!»
Я был так поражен тому, что понял в ту ночь, что утром проснулся с мыслью: начинаю новую жизнь, надеваю кипу и объявляю Вс-вышнему: «С этого дня — я с Тобой».
Что сказать? Кипа продержалась у меня на голове недолго. Несколько месяцев. Как только я вышел из тюрьмы, кипа постепенно сползла у меня с головы и переместилась на полочку в шкаф. Пока я был за решеткой, у меня скопились долги, а чтобы их раздать, надо было работать. Ничего, кроме капоэйра я не умел — и жизнь потекла точно так же, как раньше.
Пустота одолевала меня, я чувствовал потребность изменить свою жизнь. В конце концов, я продал свою фирму и купил билеты на Кипр, где в гостинице Меридиан проводился семинар для баалей тшува. Каждый день я накладывал тфилин, каждый день молился, начал слушать лекции разных раввинов. Но как бы ни казались убедительны их призывы соблюдать шабат, я говорил себе: «Нет, шабат — это пока не для меня. Это слишком высоко для меня. Мне пока достаточно молитвы».
Однажды для нас организовали поездку в городок Айя Напа, и там был аттракцион «банджи», по-русски — тарзанка. Это когда тебя привязывают за ноги и бросают с вышки головой вниз прямо над морем, и потом ты болтаешься на резинке, пока тебя не отвяжут. У меня, вообще-то, страх высоты, акрофобия. Но все ребята закричали: «Да, да, банджи, ура, весело, круто!» И я закричал вместе со всеми, а куда деваться? Не показывать же всем, что ты трус. Я подписал бумагу, что если трос оборвется, я не буду иметь претензий. Почему бы не подписать: если трос оборвется, меня в живых уже не будет, и претензий с того света я никому точно не предъявлю.
Мы встали с работником этого аттракциона на небольшую площадку, вроде открытого лифта, и подъемный кран стал нас поднимать наверх. Чем выше мы поднимаемся, тем ниже у меня падает сердце. Когда мы поднялись метров на десять, я сказал работнику: «Я думаю, хватит, давайте здесь остановимся». Он мне: «Угу», и мы едем выше. Еще метров через двадцать говорю: «Сейчас точно уже достаточно высоко». Он опять: «Угу» и жует себе жвачку, смотрит в море, спокойный как слон.
Поднялись метров на 50. Я вцепился в ограждения кабинки и, совершенно омертвев от страха, в ужасе смотрел вниз. Машины выглядели, как жучки, а люди казались не больше муравьев. И что, сейчас меня отсюда сбросят? А если эти несчастные резинки оборвутся? «Угу» — было единственное слово, которое я услышал от работника аттракциона на все свои причитания о чрезмерной высоте.
Бросали меня с высоты 60 метров. Только на этой высоте работник разразился наконец целой речью, которую не иначе как сам Б-г вложил в его уста:
— Я буду считать: один, два, три, банджи, и на слове «банджи» ты должен прыгнуть. Высоко? Ты говоришь: «Слишком высоко»? Если бы это не было так высоко, в чем был бы смысл прыгать?
Наверное, когда я прыгал с высоты двадцатиэтажного дома, только тело мое полетело вниз, а душа осталась там, в небе, рядом с облаками. В голове крутились слова: «Если бы это не было так высоко, в чем был бы смысл прыгать?» Ведь это то, что я все время говорил сам себе про шабат: что шабат — это слишком высоко для меня. Но какой смысл прыгать, если не высоко?
Вы не поверите, но именно там, вися вверх ногами над Средиземным морем, я принял решение соблюдать субботу. Вообще-то, чтобы соблюдать субботу, нужно знать 102 параграфа «Шулхан Аруха». Надо много учиться. Но учить что-то — это для меня было слишком. Я по шабатам не курил, и не ездил, и чувствовал себя настоящим евреем.
Со временем это стало все тяжелее и тяжелее. Я начал покуривать, начал ездить. Но на обратном пути в Израиль Вс-вышний позвал меня в третий раз.
Наш рейс задержался из-за погодных условий на четыре часа. Когда мы наконец зашли в самолет, за бортом все еще бушевала буря. Не знаю, почему такую ненадежную штуку, как самолет, выпускают в небо? Стенки тонкие, иллюминаторы пластиковые — один порыв ветра, и вся эта конструкция разлетится в воздухе — так нашептывала мне в ухо моя акрофобия.
Наш самолет летел в темноте сквозь туман, тучи, зоны турбулентности, а я весь этот, надо сказать, совсем короткий, полет молился и давал Вс-вышнему разные обещания: надену самую большую кипу, буду полностью соблюдать субботу, всегда буду накладывать тфилин, отращу бороду — только поставь меня поскорее на землю!
Вс-вышний постоянно говорит с нами. Проблема в том, что наша гордыня не позволяет нам услышать то, что Он на самом деле говорит — и мы слышим лишь то, что хотим услышать. Ведь Вс-вышний говорит с нами не словами, а «случайными совпадениями», вот мы и интерпретируем их, как нам угодно. Зачем я это говорю? Потому что у меня не хватило скромности услышать голос Вс-вышнего. Кипа, которую я и правда надел, как только зашел в свою тель-авивскую квартиру, через некоторое время вновь вернулась на полку, и я опять оказался на том же духовном уровне, где был до армейской тюрьмы и до встречи с Йоси Аберджилем.
Я устроился на работу в фирму по организации праздничных мероприятий. Душа желала творчества, так что я обогатил свой номер капоэйра элементами жонглирования.
Во время своего очередного выступления я жонглировал горящими факелами и «извергал огонь». Огонь извергают так: набирают в рот парафиновое масло и дуют на факел, чтобы он загорелся. Я же случайно не подул на факел, а вдохнул воздух ртом, полным парафинового масла. Слава Б-гу, я не вдохнул пламя, но заполнил себе дыхательные пути и легкие маслом. Я доиграл свой номер до конца, продержавшись две минуты, задыхаясь и пытаясь не показать виду, а потом поехал в больницу, и только там потерял сознание.
О том, что у меня воспаление легких, я узнал только через неделю, когда я пришел в себя и услышал от врачей, что опоздай я еще немного, и меня бы не спасли.
Два месяца я провел в больнице. Рентген показал, что у меня в легких все еще находится сгусток масла, и сам он, по-видимому, уже не выйдет, так что нужно делать операцию. Понятно, что кипа вновь — в который раз — вернулась на свое место на голове. Но теперь уже навсегда.
Эти два месяца в больнице были самыми лучшими месяцами в жизни. Там я впервые задумался над разными вопросами, которые раньше не приходили мне в голову. До этого я только думал о грехах и расплате за них, а сейчас стал спрашивать: кто я? Зачем я живу? Куда я иду? В чем смысл? Снова взял свой ноутбук, стал слушать уроки Торы — а вместе с этим начали приходить и ответы, и жажда узнать больше, которую я смог утолить, придя в ешиву.
Сейчас я женат, у меня подрастают дети, и я сам стал раввином и лектором. Теперь у меня новое имя — Рефаэль, которое помогла мне выбрать моя жена. Моя жизнь полностью изменилась внешне, но главным образом, она изменилась внутренне: каждый раз, когда я сижу и учу Гмару , я чувствую, что занимаюсь самым главным в жизни, самой ее сутью — мудростью Устной Торы.
Наконец-то Вс-вышний достучался до меня, и я услышал Его настоящий призыв. Мне раньше казалось, что Вс-вышний всё пугал меня наказаниями за грехи, грозился утопить в море или убить в авиакатастрофе. На самом деле, Он всегда хочет только одного — чтобы мы дали жизнь своей душе и вернулись к Нему.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»