Темы: Речь, Тора и психология, Поощрение, Самооценка, Отношения между людьми, Симха Горелик
«Слово — не стрела, а пуще стрелы разит». «Доброе слово — пища душе; дурное слово — кол голове». «Хоть слово не обух, а от него люди гибнут». Можно ли буквально понимать эти русские пословицы — ведь вряд ли кто-то был свидетелем превращения слова в стрелу, кол или обух?
Один учитель попросил своих учеников взять по три небольших листка бумаги. На первом листке он попросил каждого написать название самого противного насекомого. Мальчики писали «таракан», «паук» (хотя паук и не насекомое, но это был не урок естествознания), кто-то написал «двухвостка» или «вша». Потом учитель попросил сложить листки пополам, снова пополам и еще раз пополам, а потом бросить на пол и растоптать их! Мальчики с удовольствием бросали бумажки на пол, яростно топтали их ногами, прыгали на них — получилась неплохая разминка посреди учебного дня.
Когда все напрыгались, учитель попросил взять второй листок и сказал:
— Напишите на нем название той еды, которую вы ни за что не согласитесь взять в рот!
Мальчики записывали: «испорченное молоко», «тухлое яйцо», кто-то написал «любое некошерное», а кто-то — «манная каша». Учитель снова попросил сложить листки много раз, бросить на пол и растоптать их. Все радостно выполнили просьбу.
Настал черед третьего листка:
— Напишите, пожалуйста, то слово, с которым вы обращаетесь к своему отцу: может быть, это «папа», или «папочка», или «аба». Немного насторожившись, ученики выполнили задание, а затем учитель вновь обратился к ним:
— Сейчас поступите со своим листком так же, как с предыдущими: сложите в несколько раз, бросьте на землю и растопчите!
Мальчики не тронулись с места.
— Ребята, в чем дело? — спросил учитель.
— Как я будут топтать это? Это же мой папа!
— Но это же только слово, записанное на листке бумаги. Разве нет?..
Даже тот, кто не читал никаких научных исследований о влиянии такого нематериального понятия, как слово, на здоровье, душевное состояние и даже жизнь и смерть, подсознательно чувствует, что слово — это нечто гораздо большее, чем набор графических знаков или фонем.
Филолог Виктор Клемперер в своей книге «Язык Третьего рейха» описывает, как в нацистской Германии была выстроена система воздействия на людей посредством языка: «нацисты вводили в кровь и плоть множество отдельных слов, речевых оборотов, предложных форм, которые они в миллионный раз вдалбливали путём повторения и которые механически и бессознательно усваивались». В результате, люди утрачивали способность рассуждать и слепо подчинялись власти фюрера.
Известно много случаев, когда неприятное известие так поражало больного, что становилось причиной его смерти. Но известно и обратное действие слов. В одном из медицинских центров Красноярска стали применять на своих психотерапевтических сеансах лексику, которая меняла состав крови пациентов, повышая ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Слова «любовь», «надежда», «вера», «доброта» оказались способны не только улучшать настроение больных, но и ускорять лечение гнойных абсцессов.
Рассказывают, что Томас Эдисон, проучившись в первом классе школы только три месяца, пришел домой с запечатанным конвертом в руках и протянул его своей матери: «Мама, тебе письмо от директора. Что там написано?»
Мама пробежала письмо глазами и начала читать вслух: «Ваш сын — гений. Наша школа слишком мала для него и не имеет достаточно хороших учителей, чтобы учить его. Пожалуйста, займитесь сами его обучением».
Уже будучи изобретателем фонографа, первого действующего телефонного передатчика, лампочки накаливания с угольной нитью, кинетоскопа и многого другого (на его счету — 1093 зарегистрированных патента только в США), давно похоронив свою мать, Томас Эдисон, разбирая бумаги, наткнулся на тот самый конверт с письмом директора школы. С ностальгическим трепетом он открыл его и прочел:
«Ваш сын — умственно неполноценный. Мы больше не можем позволить ему посещать нашу школу. Учите его сами».
Эдисон тогда записал в своем дневнике: «Томас А. Эдисон был умственно отсталым ребенком, чья мать превратила его в гения века».
Хотя детали этой истории, вероятно, не очень точны, документально подтверждено, что Эдисона отчислили из школы с характеристикой «отсталый». Но его мать верила в него, постоянно ободряла, хвалила, прекрасно видела, насколько ее сын любознателен, и поощряла его тягу к знанию. Мать никогда не запрещала сыну ставить опыты и совершать ошибки, и ни разу она не сказала плохого слова в его адрес. Позже гениальный изобретатель расскажет об этом в своих воспоминаниях.
Царь Шломо говорит нам: «Смерть и жизнь во власти языка» (Мишлей 18:21). Нам дан необыкновенный дар общаться и выражать свои идеи, мысли и чувства. Как утверждает статистика, человек в сутки произносит в среднем 7—10 тысяч слов. Какие это будут слова — зависит от нас. Слова-стрелы, слова-колы, слова-обухи, поражающие и разрушающие, — или слова-инструменты, слова-целебные бальзамы, создающие, поощряющие и возвышающие?
Говорится в Талмуде: «Кто заставляет ближнего бледнеть (от стыда) публично — как будто проливает кровь». Травма и боль, нанесенные обидными словами, могут нанести больше вреда, чем физический удар, заставляя человека чувствовать себя маленьким, незначительным и никчемным. Комплимент, одобрение, выражение веры в того, к кому мы обращаем свои слова, могут дать им уверенность в себе и воодушевление, необходимые для успеха.
Выбор за нами.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»