Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благодаря Творца за возвращение души мертвым, мы, по сути, заявляем, что сон — это своего рода мини-смерть. Мудрецы Талмуда даже подсчитали, насколько сон подобен смерти: на 1/60 часть — именно это соотношение является минимальным порогом восприятия.

Зачем организму сон?

Только в последние десятилетия наука начала получать некоторые ответы на вопрос о том, зачем на самом деле человек тратит треть своей жизни на сон. И даже после того, как мы с благодарностью приняли все объяснения учёных, мы остаемся в недоумении: неужели ради этих целей так уж необходимо подвергать человека мини-смерти каждую ночь?

В греческой мифологии не зря Танатос (смерть) и Гипнос (сон) были братьями-близнецами. Для того, чтобы сравнить сон со смертью не нужно быть ни ученым, ни философом: достаточно посмотреть на человека, находящегося в стадии «медленного» сна. До определенного момента даже медики не умели со стопроцентной гарантией диагностировать смерть — так был похож на мертвого спящий летаргическим сном.

Существуют разные теории о том, зачем человеческому организму нужен сон. Теория сохранения энергии, теория восстановления, теория пластичности мозга… Но с какой точки зрения ни взгляни на эти теории — с теологической или с эволюционной — объясняют они не так много.

Мы знаем, что Творец сотворил человека с непостижимой для нас мудростью, и каждое мельчайшее отверстие, каждая мышца, каждая кость имеют именно ту форму, материал, строение, которые необходимы для выполнения их функций — не больше и не меньше. И если Он создал нас так, что нам для всех этих целей (сохранение энергии, восстановление, упорядочивание информации) необходимо не просто отдохнуть и перестать двигаться на некоторое время, а именно попасть в полностью измененное состояние сознания — напрашивается вывод, что дело тут именно в этом состоянии.

С эволюционной точки зрения, сон представляется довольно опасным процессом. Если предположить, что человеческий организм, каким он является сейчас, — это результат естественного отбора, то получается не очень логично. Как же человеческий род выжил, если треть своей жизни находится без сознания, подвергая себя опасности быть съеденным любым хищником? В природе есть примеры более эффективных в этом отношении механизмов сна.

У дельфинов, например, одно-полушарный сон: когда одна половина их мозга спит, другая половина бодрствует, следя за тем, чтобы дельфин оставался близко к поверхности (только так он сможет дышать), а также чтобы не стал добычей хищников.

Аисты, альбатросы, черные стрижи, темные крачки и другие перелетные птицы спят во время полета. Уставшие птицы либо перемещаются внутрь косяка, либо поднимаются на большую высоту и планируют. И хотя глаза у них закрыты, а часть мышц расслаблена, они уверенно держатся своего курса, ориентируясь по слуху. Утки даже сами могут выбирать, какую половину мозга задействовать! Почему бы и человеку не устроиться таким же образом?

Измененные состояния сознания

Способы войти в измененное состояние сознания многочисленны и хорошо документированы и включают, среди прочего, галлюцинации, гипноз, трансовые состояния, медитацию и употребление психотропных веществ.

Известно, что индейцы майя, например, употребляли напиток, приготовленный из галлюциногенного растения Longocarpus longistylus. Ольмеки использовали галлюциноген, выделенный из местного табака (Nicotiana rustica) или психоактивный яд, обнаруженный в паращитовидной железе морской жабы Bufus marinus. Зачем они делали это — только для забавы, или было что-то гораздо более глубокое?

Сон, наверное, единственное измененное состояние, в которое мы вступаем непроизвольно. Существует несколько этапов в цикле сна, и каждый из них довольно сложен. Чего только не происходит в нашем мозгу во время сна! Веретена сна, К-комплексы, тета — и дельта-волны… Но для чего же человеку все эти тета-волны вместо нормативного сознания? Почему бы не оставаться бдительным и продуктивным, как дельфин?

Два вида сознания

Как получилось, что такое материальное создание, как человек, могло достичь осознания себя, является еще одной великой загадкой, на которую у науки нет окончательной разгадки. Возможно, ближе всего к пониманию этого явления подошел Карл Густав Юнг, который написал так:

«Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния. Оно подобно ребенку, который ежедневно рождается из своей материнской первопричины — бессознательного.» (Из работы «К психологии восточной медитации»). Для тех, кто знаком с утренними благословениями из еврейского молитвенника, слова Юнга не прозвучат оторванной от действительности метафорой:

Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она! Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее во мне, и Ты заберешь ее у меня и вернешь мне ее в будущем. Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, Владыка всех творений, Господин всех душ. Благословен Ты, Господь, возвращающий души мертвым.

Благодаря Творца за возвращение души мертвым, мы, по сути, заявляем, что сон — это своего рода мини-смерть. Мудрецы Талмуда даже подсчитали, насколько сон подобен смерти: на 1/60 часть — именно это соотношение является минимальным порогом восприятия. Внутри каждого человека существует естественный встроенный механизм, который фактически делает его частично мертвым примерно на 8 часов в день, а вследствие этого — неспособным заняться повседневными делами материального мира.

Подобно древним пророкам, которым нужно было войти в состояние транса, которое делало их тела инертными, чтобы их сознание могло свободно взаимодействовать с высшими измерениями, мы достигаем той же цели через простой акт сна. Сон является для нас тем временным промежутком, в течение которого мы имеем физическую возможность вступить в непосредственное взаимодействие с нашим «вторым сознанием», тем самым, которое психоаналитики называли сначала подсознанием, а после — бессознательным.

Сознание и сон

Согласно Скрытой Торе, точно так же, как тело естественным образом отсеивает и отфильтровывает хорошее от плохого, наши души должны пройти аналогичный процесс очищения, который осуществляется через сон.

Человек — это многомерная сущность, и живет он одновременно как в физическом, так и в духовном измерении. То сознание, которым мы оперируем каждый день, имеет дело с нашим физическим измерением. Погружаясь в сон, мы отрываемся от физического мира, чтобы взаимодействовать с духовным миром.

В настоящее время когнитивная наука не может объяснить ни потребность в типе сна, в который мы погружаемся, ни то, как вообще просыпается сознание.

Во многих лабораториях мира ученые пытаются разгадать древнейшую загадку иллюзорного мира — что же с нами происходит во сне? На сегодняшний день в ход пошли мощнейшие, немыслимые ранее инструменты исследования — нейрохимия отдельных групп клеток и позитронно-эмиссионная томография, позволяющая регистрировать активность отдельных нейронов в самый момент стимуляции.

При помощи этих инструментов ученые выяснили, кто, сколько и как спит, что происходит в разных циклах, фазах и стадиях сна со всем организмом человека и с его мозгом, в частности, и многое другое.

Выяснили, что человек во время сна не чувствует запахов, и даже самый едкий не всегда может его разбудить. Но почему это происходит — неизвестно. Обнаружили, что сны видят и слепые от рождения, но не в формате визуальных образов, а в виде псевдо-ощущений остальных органов чувств.

Выяснили, что в определенный момент сна нейроны, отвечающие за движение, отключаются, и поэтому тело человека на некоторое время «парализуется». Предположили, что это состояние необходимо нашему телу для его же безопасности, чтобы мы лежали спокойно в кроватях и не выполняли никаких действий из сновидений. Но точно ли эта причина — главная и единственная? Ведь сны мы видим не только в те периоды, когда «парализованы».

И самое главное: зачем нужны сновидения? Существует теория, что сон — это своего рода психотерапия: за счет реактивации нейронных групп мозг находит болезненное место, с чем-то эти нейроны ассоциирует и создает с ними иную комбинацию. Другая теория предполагает, что это защитный биологический механизм, позволяющий «тренироваться» переживать угрозы, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Еще одна из теорий утверждает, что сновидения просто являются неким побочным эффектом сна.

Ни одна теория не является общепризнанной. Может быть, потому, что трансцендентное явление в принципе невозможно объяснить с эволюционной точки зрения, и для того, чтобы разобраться в этом вопросе, невозможно обойтись без понятия «душа»?

Рамхаль объясняет в Дерех Ашем (3:1:6), что, когда мы спим, наши тела отдыхают, и мозгу предоставляется возможность разобраться в мыслях нашего дня.

Однако в то же время происходит что-то другое: высшие части нашей души несколько отделяются от наших тел. Вот почему наша первая молитва после пробуждения утром (Модэ ани) — это благодарность Б-гу за то, что Он вернул нам наши души. Только самая нижняя часть нашей души — «животная душа», которой обладают все живые существа, — остается с нами на всю ночь.

Как только наши души покидают тела, они отправляются в некое духовное измерение — туда, где они по-настоящему «дома». Находясь там, они могут взаимодействовать с другими духовными сущностями, такими как ангелы, и могут слышать (или подслушивать) что-то из того, что будущее приготовило для человека.

В научном мире в последние годы нет прежней однозначной веры в то, что, если исследовать все сто миллиардов нейронов со всеми их связями при помощи мощного и точного оборудования, можно будет проникнуть во все тайны сна.

Всё громче звучат голоса ученых, полагающих, что ответ на вопрос о природе сознания лежит в области квантовой механики, так как классическая физика неспособна его объяснить. И это неудивительно, ведь еврейская Традиция учит, что физические законы действуют в физическом мире, а законы духовных миров совершенно иные, и их изучением занимаются мудрецы Скрытой Торы.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше