Темы: Тора и наука, Душа, Сны, Батшева Эскин
Только в последние десятилетия наука начала получать некоторые ответы на вопрос о том, зачем на самом деле человек тратит треть своей жизни на сон. И даже после того, как мы с благодарностью приняли все объяснения учёных, мы остаемся в недоумении: неужели ради этих целей так уж необходимо подвергать человека мини-смерти каждую ночь?
В греческой мифологии не зря Танатос (смерть) и Гипнос (сон) были братьями-близнецами. Для того, чтобы сравнить сон со смертью не нужно быть ни ученым, ни философом: достаточно посмотреть на человека, находящегося в стадии «медленного» сна. До определенного момента даже медики не умели со стопроцентной гарантией диагностировать смерть — так был похож на мертвого спящий летаргическим сном.
Существуют разные теории о том, зачем человеческому организму нужен сон. Теория сохранения энергии, теория восстановления, теория пластичности мозга… Но с какой точки зрения ни взгляни на эти теории — с теологической или с эволюционной — объясняют они не так много.
Мы знаем, что Творец сотворил человека с непостижимой для нас мудростью, и каждое мельчайшее отверстие, каждая мышца, каждая кость имеют именно ту форму, материал, строение, которые необходимы для выполнения их функций — не больше и не меньше. И если Он создал нас так, что нам для всех этих целей (сохранение энергии, восстановление, упорядочивание информации) необходимо не просто отдохнуть и перестать двигаться на некоторое время, а именно попасть в полностью измененное состояние сознания — напрашивается вывод, что дело тут именно в этом состоянии.
С эволюционной точки зрения, сон представляется довольно опасным процессом. Если предположить, что человеческий организм, каким он является сейчас, — это результат естественного отбора, то получается не очень логично. Как же человеческий род выжил, если треть своей жизни находится без сознания, подвергая себя опасности быть съеденным любым хищником? В природе есть примеры более эффективных в этом отношении механизмов сна.
У дельфинов, например, одно-полушарный сон: когда одна половина их мозга спит, другая половина бодрствует, следя за тем, чтобы дельфин оставался близко к поверхности (только так он сможет дышать), а также чтобы не стал добычей хищников.
Аисты, альбатросы, черные стрижи, темные крачки и другие перелетные птицы спят во время полета. Уставшие птицы либо перемещаются внутрь косяка, либо поднимаются на большую высоту и планируют. И хотя глаза у них закрыты, а часть мышц расслаблена, они уверенно держатся своего курса, ориентируясь по слуху. Утки даже сами могут выбирать, какую половину мозга задействовать! Почему бы и человеку не устроиться таким же образом?
Способы войти в измененное состояние сознания многочисленны и хорошо документированы и включают, среди прочего, галлюцинации, гипноз, трансовые состояния, медитацию и употребление психотропных веществ.
Известно, что индейцы майя, например, употребляли напиток, приготовленный из галлюциногенного растения Longocarpus longistylus. Ольмеки использовали галлюциноген, выделенный из местного табака (Nicotiana rustica) или психоактивный яд, обнаруженный в паращитовидной железе морской жабы Bufus marinus. Зачем они делали это — только для забавы, или было что-то гораздо более глубокое?
Сон, наверное, единственное измененное состояние, в которое мы вступаем непроизвольно. Существует несколько этапов в цикле сна, и каждый из них довольно сложен. Чего только не происходит в нашем мозгу во время сна! Веретена сна, К-комплексы, тета — и дельта-волны… Но для чего же человеку все эти тета-волны вместо нормативного сознания? Почему бы не оставаться бдительным и продуктивным, как дельфин?
Как получилось, что такое материальное создание, как человек, могло достичь осознания себя, является еще одной великой загадкой, на которую у науки нет окончательной разгадки. Возможно, ближе всего к пониманию этого явления подошел Карл Густав Юнг, который написал так:
«Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния. Оно подобно ребенку, который ежедневно рождается из своей материнской первопричины — бессознательного.» (Из работы «К психологии восточной медитации»). Для тех, кто знаком с утренними благословениями из еврейского молитвенника, слова Юнга не прозвучат оторванной от действительности метафорой:
Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она! Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее во мне, и Ты заберешь ее у меня и вернешь мне ее в будущем. Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, Владыка всех творений, Господин всех душ. Благословен Ты, Господь, возвращающий души мертвым.
Благодаря Творца за возвращение души мертвым, мы, по сути, заявляем, что сон — это своего рода мини-смерть. Мудрецы Талмуда даже подсчитали, насколько сон подобен смерти: на 1/60 часть — именно это соотношение является минимальным порогом восприятия. Внутри каждого человека существует естественный встроенный механизм, который фактически делает его частично мертвым примерно на 8 часов в день, а вследствие этого — неспособным заняться повседневными делами материального мира.
Подобно древним пророкам, которым нужно было войти в состояние транса, которое делало их тела инертными, чтобы их сознание могло свободно взаимодействовать с высшими измерениями, мы достигаем той же цели через простой акт сна. Сон является для нас тем временным промежутком, в течение которого мы имеем физическую возможность вступить в непосредственное взаимодействие с нашим «вторым сознанием», тем самым, которое психоаналитики называли сначала подсознанием, а после — бессознательным.
Согласно Скрытой Торе, точно так же, как тело естественным образом отсеивает и отфильтровывает хорошее от плохого, наши души должны пройти аналогичный процесс очищения, который осуществляется через сон.
Человек — это многомерная сущность, и живет он одновременно как в физическом, так и в духовном измерении. То сознание, которым мы оперируем каждый день, имеет дело с нашим физическим измерением. Погружаясь в сон, мы отрываемся от физического мира, чтобы взаимодействовать с духовным миром.
В настоящее время когнитивная наука не может объяснить ни потребность в типе сна, в который мы погружаемся, ни то, как вообще просыпается сознание.
Во многих лабораториях мира ученые пытаются разгадать древнейшую загадку иллюзорного мира — что же с нами происходит во сне? На сегодняшний день в ход пошли мощнейшие, немыслимые ранее инструменты исследования — нейрохимия отдельных групп клеток и позитронно-эмиссионная томография, позволяющая регистрировать активность отдельных нейронов в самый момент стимуляции.
При помощи этих инструментов ученые выяснили, кто, сколько и как спит, что происходит в разных циклах, фазах и стадиях сна со всем организмом человека и с его мозгом, в частности, и многое другое.
Выяснили, что человек во время сна не чувствует запахов, и даже самый едкий не всегда может его разбудить. Но почему это происходит — неизвестно. Обнаружили, что сны видят и слепые от рождения, но не в формате визуальных образов, а в виде псевдо-ощущений остальных органов чувств.
Выяснили, что в определенный момент сна нейроны, отвечающие за движение, отключаются, и поэтому тело человека на некоторое время «парализуется». Предположили, что это состояние необходимо нашему телу для его же безопасности, чтобы мы лежали спокойно в кроватях и не выполняли никаких действий из сновидений. Но точно ли эта причина — главная и единственная? Ведь сны мы видим не только в те периоды, когда «парализованы».
И самое главное: зачем нужны сновидения? Существует теория, что сон — это своего рода психотерапия: за счет реактивации нейронных групп мозг находит болезненное место, с чем-то эти нейроны ассоциирует и создает с ними иную комбинацию. Другая теория предполагает, что это защитный биологический механизм, позволяющий «тренироваться» переживать угрозы, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Еще одна из теорий утверждает, что сновидения просто являются неким побочным эффектом сна.
Ни одна теория не является общепризнанной. Может быть, потому, что трансцендентное явление в принципе невозможно объяснить с эволюционной точки зрения, и для того, чтобы разобраться в этом вопросе, невозможно обойтись без понятия «душа»?
Рамхаль объясняет в Дерех Ашем (3:1:6), что, когда мы спим, наши тела отдыхают, и мозгу предоставляется возможность разобраться в мыслях нашего дня.
Однако в то же время происходит что-то другое: высшие части нашей души несколько отделяются от наших тел. Вот почему наша первая молитва после пробуждения утром (Модэ ани) — это благодарность Б-гу за то, что Он вернул нам наши души. Только самая нижняя часть нашей души — «животная душа», которой обладают все живые существа, — остается с нами на всю ночь.
Как только наши души покидают тела, они отправляются в некое духовное измерение — туда, где они по-настоящему «дома». Находясь там, они могут взаимодействовать с другими духовными сущностями, такими как ангелы, и могут слышать (или подслушивать) что-то из того, что будущее приготовило для человека.
В научном мире в последние годы нет прежней однозначной веры в то, что, если исследовать все сто миллиардов нейронов со всеми их связями при помощи мощного и точного оборудования, можно будет проникнуть во все тайны сна.
Всё громче звучат голоса ученых, полагающих, что ответ на вопрос о природе сознания лежит в области квантовой механики, так как классическая физика неспособна его объяснить. И это неудивительно, ведь еврейская Традиция учит, что физические законы действуют в физическом мире, а законы духовных миров совершенно иные, и их изучением занимаются мудрецы Скрытой Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»