Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто такой я?

Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Душа, Мировоззрение

Отложить Отложено

Скажите — личность человека (т.е. то «Я», которое сейчас есть), что с этой личностью случается после смерти? Является ли эта личность частью Души, или это нечто физическое? Давид

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид !

Вы задаёте чудесный вопрос. Одно из самых употребительных слов в нашем лексиконе — слово «я» (во многих языках мира это слово максимально коротко, возможно, для того, чтобы дать нам возможность с лёгкостью употреблять столь употребительное слово). И, если это так, каждый человек должен спросить себя, кто же такой я .

Давайте вместе выйдем на поиски самих себя .

Несомненно, «я» — это не один из наших органов, ведь когда мы их упоминаем, мы говорим «моя рука», «моя нога» и т.д. Из этого следует, что даже в нашем сознании ни ноги, ни руки не идентифицируются как «я».

Может быть, «я» — это различные наши чувства и мысли? Однако о чувствах и мыслях мы тоже говорим «мои мысли», «мои чувства».

Возможно, «я» — это весь комплекс, состоящий из нашего тела, наших чувств, наших мыслей ?

Представим себе фантастическую лабораторию, которая может создавать «по заказу» людей. Эта лаборатория, желая показать свои возможности, решила разослать различным людям предложения — умертвить этого человека и вместо него создать точно такого же, с таким же телосложением, с теми же мыслями, с теми же чувствами. В предложении говорится, что новому-старому человеку дадут дом, работу, жену и детей прежнего человека. Как Вы думаете, кто-то согласится на это предложение? Нет, поскольку ни у кого нет желания умереть и нет желания, чтобы после его смерти всё самое дорогое для него было отдано кому-то другому. Секундочку… «другому»? Почему же «другому», если это будет тот же самый человек? Кажется, и весь комплекс, состоящий из нашего тела, наших мыслей и чувств, — это не мы. Так где же мы скрываемся ?

В Торе говорится о масле для священного помазания: «…человек не должен умащать им тело своё» (Шмот 30, 32). Из того, что Тора употребляет выражение «тело человека» (бсар адам), книга Зогар (Берешит 20 б) делает вывод, что тело человека — это не сам человек. Истинный человек — это его душа, а тело подобно одежде, покрывающий человека. Как сказано в книге Йов (10, 11): «Кожей и плотью Ты облёк меня, костями и жилами покрыл меня».

Однако возникает вопрос, почему люди и о душе говорят: «моя душа», вместо этого они должны были бы называть душу «я»?

Душа — невидима и почти незаметна. Нам тяжело идентифицировать себя с чем-то незаметным и неощущаемым. Возможно, поэтому и о душе мы говорим «моя душа». Однако в действительности это не просто «моя душа», это «я». Чем выше человек с духовной точки зрения, тем более чётко он это видит.

Почему такой взгляд на мир очень важен? См. статью «Почему умерли ученики рабби Акивы».

С уважением, Реувен Куклин

Слушайте: Анатомия человеческой души

Материалы по теме


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше

Вид на город Шхем и гору Гризим с горы Эйваль

Рав Авраам Коэн

Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.

Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?

Рав Овадья Климовский

Сделали их слабыми, неспособными воевать и пустились убивать их всех...

Двенадцать колен Израиля. Шимон

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.

Праотец Яаков. Возле Шхема

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.