Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Душа, Мировоззрение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите — личность человека (т.е. то «Я», которое сейчас есть), что с этой личностью случается после смерти? Является ли эта личность частью Души, или это нечто физическое? Давид
Уважаемый Давид !
Вы задаёте чудесный вопрос. Одно из самых употребительных слов в нашем лексиконе — слово «я» (во многих языках мира это слово максимально коротко, возможно, для того, чтобы дать нам возможность с лёгкостью употреблять столь употребительное слово). И, если это так, каждый человек должен спросить себя, кто же такой я .
Давайте вместе выйдем на поиски самих себя .
Несомненно, «я» — это не один из наших органов, ведь когда мы их упоминаем, мы говорим «моя рука», «моя нога» и т.д. Из этого следует, что даже в нашем сознании ни ноги, ни руки не идентифицируются как «я».
Может быть, «я» — это различные наши чувства и мысли? Однако о чувствах и мыслях мы тоже говорим «мои мысли», «мои чувства».
Возможно, «я» — это весь комплекс, состоящий из нашего тела, наших чувств, наших мыслей ?
Представим себе фантастическую лабораторию, которая может создавать «по заказу» людей. Эта лаборатория, желая показать свои возможности, решила разослать различным людям предложения — умертвить этого человека и вместо него создать точно такого же, с таким же телосложением, с теми же мыслями, с теми же чувствами. В предложении говорится, что новому-старому человеку дадут дом, работу, жену и детей прежнего человека. Как Вы думаете, кто-то согласится на это предложение? Нет, поскольку ни у кого нет желания умереть и нет желания, чтобы после его смерти всё самое дорогое для него было отдано кому-то другому. Секундочку… «другому»? Почему же «другому», если это будет тот же самый человек? Кажется, и весь комплекс, состоящий из нашего тела, наших мыслей и чувств, — это не мы. Так где же мы скрываемся ?
В Торе говорится о масле для священного помазания: «…человек не должен умащать им тело своё» (Шмот 30, 32). Из того, что Тора употребляет выражение «тело человека» (бсар адам), книга Зогар (Берешит 20 б) делает вывод, что тело человека — это не сам человек. Истинный человек — это его душа, а тело подобно одежде, покрывающий человека. Как сказано в книге Йов (10, 11): «Кожей и плотью Ты облёк меня, костями и жилами покрыл меня».
Однако возникает вопрос, почему люди и о душе говорят: «моя душа», вместо этого они должны были бы называть душу «я»?
Душа — невидима и почти незаметна. Нам тяжело идентифицировать себя с чем-то незаметным и неощущаемым. Возможно, поэтому и о душе мы говорим «моя душа». Однако в действительности это не просто «моя душа», это «я». Чем выше человек с духовной точки зрения, тем более чётко он это видит.
Почему такой взгляд на мир очень важен? См. статью «Почему умерли ученики рабби Акивы».
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Анатомия человеческой души
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем, видеоуроки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Природа? Структура? «Плотность»? Размер? Геометрия?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Ашер Кушнир
Рав Барух Лехт
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
…и куда она попадает после смерти?
Рав Реувен Куклин
Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его