Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,

 

«Предпочтительнее удачное завершение, чем начало»[667]. Первые благословения, данные Ицхаком Яакову, были о росе с небес и урожае земли, как сказано: «И даст тебе. от росы небес и от богатства земли, и обилие хлеба и вина»[668]. А последние благословения касались основ мира, и они не прекращаются ни в этом мире, ни в будущем, как сказано: «А Бог. благословит тебя»[669]. Кроме того, Ицхак добавил Яакову также и благословение Авраама, как сказано: «И даст (Бог) благословение Авраама тебе и потомству твоему»[670]. Поэтому конец лучше, чем начало.

«Лучше терпеливый, чем надменный»[671]. «Терпеливый» — это Яаков, который был терпелив и ел простую пищу. «Надменный» — это Эйсав, который каждый день ел пойманную им дичь, но из-за своей гордыни ничего не давал Яакову. Однажды он отправился на охоту, но ничего не поймал. Вернувшись, он увидел, что Яаков ест похлебку из чечевицы, и ему захотелось этой похлебки. Он обратился к Яакову: «Влей мне в рот этого красного, красного»[672]. Сказал ему Яаков: «Красным вышел ты из чрева матери и красное хочешь есть». Поэтому Эйсав был назван «красным» — «Эдом»[673]. Сказал раби Элиэзер: чечевица — это еда скорби и траура. Знай, что, когда погиб Эвель, его родители ели чечевицу в дни траура по нему. Когда Аран сгорел в Ур-Касдиме, его родители также ели блюдо из чечевицы в дни траура по нему. Яаков ел чечевицу и скорбел о том, что царство, власть и первородство достались Эйсаву. В тот день умер Авраам, его дед. Евреи едят чечевицу в знак траура по Храму и скорби об изгнании. Отсюда следует, что потомки Эйсава падут, когда придет потомок Яакова и даст им поесть блюдо из чечевицы в скорби и трауре. И тогда он заберет у них царство и первородство, которые Яаков купил у Эйсава, взяв с него клятву, как сказано: «И сказал Яаков: “Поклянись мне сегодня”. И поклялся ему (Эйсав)»[674].

Сказал раби Акива: всюду, куда шли праотцы, перед ними шел колодец. Они копали три раза и находили его. Ицхак копал три раза и нашел этот колодец, как сказано: «И снова откопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама»[675]. Снова он копал три раза и нашел колодец, как сказано: «И копали рабы Ицхака у источника»[676]. А про воду в Иерусалиме сказано: «И будет в тот день, выйдет источник живой воды из Иерусалима»[677]. Это тот же источник, который в будущем поднимется в Иерусалиме и оросит все окрестности. Поскольку этот колодец был найден семь раз, он был назван «Шива» (семь), как сказано: «И назвал его Шива»[678]. Именем этого колодца назван город Беэр-Шева, по сей день[679]. Яакову было 77 лет, когда покинул он дом отца. Колодец следовал с ним от Беэр-Шевы до горы Мория, расстояние между которыми составляло два дня пути. Но Яаков проделал этот путь за полдня. Там ему встретился Всевышний, как сказано: «И попал в некое место и переночевал там, так как зашло солнце»[680]. Почему Всевышний назван Местом? Потому что всюду, где находятся праведники, он пребывает с ними, как сказано: «Всюду, где упомяну Я имя Свое, приду к тебе и благословлю тебя»[681]. Всевышний сказал: «Яаков! Хлеб у тебя в мешке, и колодец перед тобой. Ешь, пей и ложись на этом месте». Сказал Яаков: «Владыка мира! Солнце еще не село, а я лягу раньше времени?!» И тут же, раньше времени, на западе село солнце. Увидел Яаков, что солнце уже заходит, и заночевал в том месте, как сказано: «И переночевал там, так как зашло солнце»[682].

Он взял 12 камней — из них был построен жертвенник, на который был возложен Ицхак, — и положил у изголовья в том самом месте (где Авраам был готов принести Ицхака в жертву). Это было намеком на то, что от него произойдут 12 колен. Все эти камни слились в один, как намек на то, что все эти колена станут одним народом в Земле Израиля, как сказано: «И кто, как народ твой, Израиль, — один народ в Земле (Израиля)»[683].

Сказал раби Леви: в ту ночь Бог показал Яакову все знамения — показал ему лестницу, которая поднималась от земли до неба, как сказано: «И видел он во сне лестницу, стоящую на земле, а верхом достигающую до неба. И вот, ангелы Бога поднимаются и спускаются по ней»[684]. Ангелы, которые поднимались и спускались по ней, увидели лицо Яакова и сказали: «Это лицо похоже на лицо ангела из хайот — тех, которые стоят перед троном Славы». Всевышний показал Яакову взлет и падение четырех царств. Показал ему ангела Вавилона (духовную силу вавилонского царства), который поднялся на 70 ступеней и спустился. Показал ему ангела Мидии и Персии, который поднялся на 52 ступени и спустился. Ангел Греции поднялся на 180 ступеней и спустился. А потом Всевышний показал ему ангела Эдома, который поднимался, но не спускался, и говорил: «Поднимусь я до облаков, уподоблюсь Всевышне-му»[685]. Яаков сказал этому ангелу: «Но ты низвергнут будешь в пропасть, к краям бездны»[686]. А Бог сказал ангелу так: «Даже если поднимешься высоко, как орел, оттуда низвергну Я тебя»[687].

Яаков проснулся в великом страхе и сказал: «Это место — Дом Бога», как сказано: «И устрашился и сказал: “Как ужасно место это, это не что иное, как Дом Бога”»[688]. Отсюда делается вывод, что всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы, ведь там находятся врата небес, открытые для человека, чтобы его молитва была услышана, как сказано: «И это — врата небес»[689]. Яаков стал собирать камни и обнаружил, что они срослись в один. Он установил этот камень и сделал в этом месте жертвенник. С небес стекло немного оливкового масла, и он налил его на камень, как сказано: «И налил масло на вершину его»[690]. Всевышний сделал так, что этот камень опустился до глубин бездны и стал основой земли, подобно тому, как человек делает основу для здания. Потому камень этот называется Камнем Основания. Он — центр земли, и от него растянулась вся земля, а на ней будет стоять Иерусалимский Храм, как сказано: «А это место, где я поставил камень для жертвенника, будет Домом Бога»[691]. Яаков пал ниц перед Камнем Основания и стал молиться Богу: «Владыка мира! Если вернешь Ты меня с миром на это место, я принесу Тебе здесь жертвы всесожжения и благодарения», как сказано: «И дал Яаков клятву.»[692] Яаков оставил там колодец, чудесным образом сопровождавший его, отправился в путь и мгновенно прибыл в Харан. «А святой Бог освятит-ся милостью»[693]. И сказали ангелы: «Благословен Ты, Всевышний, Бог святой».


[667] Коэлет 7:8.

[668] Берешит 27:28.

[669] Берешит 28:3.

[670] Берешит 28:4.

[671] Коэлет 7:8.

[672] Берешит 25:30.

[673] Берешит 25:30.

[674] Берешит 25:33.

[675] Берешит 26:18.

[676] Берешит 26:19.

[677] Зехарья 14:8.

[678] Берешит 26:33.

[679] Берешит 26:33.

[680] Берешит 28:11.

[681] Шемот 20:21.

[682] Берешит 28:11.

[683] Диврей а-Ямим I 17:21.

[684] Берешит 28:12.

[685] Йешаяу 14:14.

[686] Йешаяу 14:15.

[687] Овадья 1:4.

[688] Берешит 28:17.

[689] Берешит 28:17.

[690] Берешит 28:18.

[691] Берешит 28:22.

[692] Берешит 28:20.

[693] Йешаяу 5:16.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше