Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Лестница Яакова, Толдот, Ваеце, Яаков, Устная Тора, Эйсав, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
«Предпочтительнее удачное завершение, чем начало»[667]. Первые благословения, данные Ицхаком Яакову, были о росе с небес и урожае земли, как сказано: «И даст тебе. от росы небес и от богатства земли, и обилие хлеба и вина»[668]. А последние благословения касались основ мира, и они не прекращаются ни в этом мире, ни в будущем, как сказано: «А Бог. благословит тебя»[669]. Кроме того, Ицхак добавил Яакову также и благословение Авраама, как сказано: «И даст (Бог) благословение Авраама тебе и потомству твоему»[670]. Поэтому конец лучше, чем начало.
«Лучше терпеливый, чем надменный»[671]. «Терпеливый» — это Яаков, который был терпелив и ел простую пищу. «Надменный» — это Эйсав, который каждый день ел пойманную им дичь, но из-за своей гордыни ничего не давал Яакову. Однажды он отправился на охоту, но ничего не поймал. Вернувшись, он увидел, что Яаков ест похлебку из чечевицы, и ему захотелось этой похлебки. Он обратился к Яакову: «Влей мне в рот этого красного, красного»[672]. Сказал ему Яаков: «Красным вышел ты из чрева матери и красное хочешь есть». Поэтому Эйсав был назван «красным» — «Эдом»[673]. Сказал раби Элиэзер: чечевица — это еда скорби и траура. Знай, что, когда погиб Эвель, его родители ели чечевицу в дни траура по нему. Когда Аран сгорел в Ур-Касдиме, его родители также ели блюдо из чечевицы в дни траура по нему. Яаков ел чечевицу и скорбел о том, что царство, власть и первородство достались Эйсаву. В тот день умер Авраам, его дед. Евреи едят чечевицу в знак траура по Храму и скорби об изгнании. Отсюда следует, что потомки Эйсава падут, когда придет потомок Яакова и даст им поесть блюдо из чечевицы в скорби и трауре. И тогда он заберет у них царство и первородство, которые Яаков купил у Эйсава, взяв с него клятву, как сказано: «И сказал Яаков: “Поклянись мне сегодня”. И поклялся ему (Эйсав)»[674].
Сказал раби Акива: всюду, куда шли праотцы, перед ними шел колодец. Они копали три раза и находили его. Ицхак копал три раза и нашел этот колодец, как сказано: «И снова откопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама»[675]. Снова он копал три раза и нашел колодец, как сказано: «И копали рабы Ицхака у источника»[676]. А про воду в Иерусалиме сказано: «И будет в тот день, выйдет источник живой воды из Иерусалима»[677]. Это тот же источник, который в будущем поднимется в Иерусалиме и оросит все окрестности. Поскольку этот колодец был найден семь раз, он был назван «Шива» (семь), как сказано: «И назвал его Шива»[678]. Именем этого колодца назван город Беэр-Шева, по сей день[679]. Яакову было 77 лет, когда покинул он дом отца. Колодец следовал с ним от Беэр-Шевы до горы Мория, расстояние между которыми составляло два дня пути. Но Яаков проделал этот путь за полдня. Там ему встретился Всевышний, как сказано: «И попал в некое место и переночевал там, так как зашло солнце»[680]. Почему Всевышний назван Местом? Потому что всюду, где находятся праведники, он пребывает с ними, как сказано: «Всюду, где упомяну Я имя Свое, приду к тебе и благословлю тебя»[681]. Всевышний сказал: «Яаков! Хлеб у тебя в мешке, и колодец перед тобой. Ешь, пей и ложись на этом месте». Сказал Яаков: «Владыка мира! Солнце еще не село, а я лягу раньше времени?!» И тут же, раньше времени, на западе село солнце. Увидел Яаков, что солнце уже заходит, и заночевал в том месте, как сказано: «И переночевал там, так как зашло солнце»[682].
Он взял 12 камней — из них был построен жертвенник, на который был возложен Ицхак, — и положил у изголовья в том самом месте (где Авраам был готов принести Ицхака в жертву). Это было намеком на то, что от него произойдут 12 колен. Все эти камни слились в один, как намек на то, что все эти колена станут одним народом в Земле Израиля, как сказано: «И кто, как народ твой, Израиль, — один народ в Земле (Израиля)»[683].
Сказал раби Леви: в ту ночь Бог показал Яакову все знамения — показал ему лестницу, которая поднималась от земли до неба, как сказано: «И видел он во сне лестницу, стоящую на земле, а верхом достигающую до неба. И вот, ангелы Бога поднимаются и спускаются по ней»[684]. Ангелы, которые поднимались и спускались по ней, увидели лицо Яакова и сказали: «Это лицо похоже на лицо ангела из хайот — тех, которые стоят перед троном Славы». Всевышний показал Яакову взлет и падение четырех царств. Показал ему ангела Вавилона (духовную силу вавилонского царства), который поднялся на 70 ступеней и спустился. Показал ему ангела Мидии и Персии, который поднялся на 52 ступени и спустился. Ангел Греции поднялся на 180 ступеней и спустился. А потом Всевышний показал ему ангела Эдома, который поднимался, но не спускался, и говорил: «Поднимусь я до облаков, уподоблюсь Всевышне-му»[685]. Яаков сказал этому ангелу: «Но ты низвергнут будешь в пропасть, к краям бездны»[686]. А Бог сказал ангелу так: «Даже если поднимешься высоко, как орел, оттуда низвергну Я тебя»[687].
Яаков проснулся в великом страхе и сказал: «Это место — Дом Бога», как сказано: «И устрашился и сказал: “Как ужасно место это, это не что иное, как Дом Бога”»[688]. Отсюда делается вывод, что всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы, ведь там находятся врата небес, открытые для человека, чтобы его молитва была услышана, как сказано: «И это — врата небес»[689]. Яаков стал собирать камни и обнаружил, что они срослись в один. Он установил этот камень и сделал в этом месте жертвенник. С небес стекло немного оливкового масла, и он налил его на камень, как сказано: «И налил масло на вершину его»[690]. Всевышний сделал так, что этот камень опустился до глубин бездны и стал основой земли, подобно тому, как человек делает основу для здания. Потому камень этот называется Камнем Основания. Он — центр земли, и от него растянулась вся земля, а на ней будет стоять Иерусалимский Храм, как сказано: «А это место, где я поставил камень для жертвенника, будет Домом Бога»[691]. Яаков пал ниц перед Камнем Основания и стал молиться Богу: «Владыка мира! Если вернешь Ты меня с миром на это место, я принесу Тебе здесь жертвы всесожжения и благодарения», как сказано: «И дал Яаков клятву.»[692] Яаков оставил там колодец, чудесным образом сопровождавший его, отправился в путь и мгновенно прибыл в Харан. «А святой Бог освятит-ся милостью»[693]. И сказали ангелы: «Благословен Ты, Всевышний, Бог святой».
[667] Коэлет 7:8.
[668] Берешит 27:28.
[669] Берешит 28:3.
[670] Берешит 28:4.
[671] Коэлет 7:8.
[672] Берешит 25:30.
[673] Берешит 25:30.
[674] Берешит 25:33.
[675] Берешит 26:18.
[676] Берешит 26:19.
[677] Зехарья 14:8.
[678] Берешит 26:33.
[679] Берешит 26:33.
[680] Берешит 28:11.
[681] Шемот 20:21.
[682] Берешит 28:11.
[683] Диврей а-Ямим I 17:21.
[684] Берешит 28:12.
[685] Йешаяу 14:14.
[686] Йешаяу 14:15.
[687] Овадья 1:4.
[688] Берешит 28:17.
[689] Берешит 28:17.
[690] Берешит 28:18.
[691] Берешит 28:22.
[692] Берешит 28:20.
[693] Йешаяу 5:16.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...