Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Воскрешение из мертвых, Земля Израиля, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
«Поймите же теперь, что Я — Я это (всё в Моей власти), и нет никакой другой силы, кроме Меня»[634]. Почему Всевышний сказал дважды: «Я, Я»? Он имел в виду следующее: «Я — Бог в этом мире, и Я буду в будущем мире. Я спас вас из Египта, и Я избавлю вас в конце правления “четвертого царства”». Всякого, кто скажет, что есть сила, кроме Меня, Я умерщвлю смертью, после которой нет больше жизни. А всякого, кто говорит, что нет никакой силы, кроме Меня, Я оживлю в будущем мире на вечную жизнь. Поэтому сказано: «Я умерщвлю и оживлю»[635]. Я разрушил Иерусалим и изгнал его жителей в гневе Своем, и Я же из великого милосердия исцелю их, поэтому сказано: «Я поражаю, и Я исцелю»[636]. Никакой ангел или другая духовная сила не сможет спасти злодеев от наказания в Геиноме, как сказано: «И нет спасающего от Меня»[637].
Сказал раби Йонатан: в будущем воскреснут все мертвые, кроме поколения Потопа, как сказано: «Мертвые не будут жить, почившие не встанут»[638]. «Мертвые не будут жить» — это злодеи, которые сравниваются с падалью. Они встанут для Великого Суда, но не будут жить. А поколение Потопа не встанет даже на Великий Суд, как сказано: «почившие (рефаим) не встанут». Их души превратились в духовные силы, вредящие людям (рефаим — это умершее поколение Потопа). В будущем Всевышний истребит их, чтобы они больше не вредили, как сказано: «Поэтому накажешь и истребишь, и уничтожишь всякую память о них»[639].
Сказал раби Зехарья: ночной сон похож на этот мир, а пробуждение утром похоже на будущий мир. Во время сна человек лежит, а душа его путешествует по миру и во сне рассказывает ему о том, что будет, как сказано: «В сновиденье ночном. тогда открывает Он в ушах людей»[640]. Души мертвых тоже путешествуют по миру и рассказывают им всё, что будет, но они восхваляют Всевышнего за то, что в будущем Он их оживит, как сказано: «Возликуют благочестивые во славе, поют на ложах своих»[641]. Пробуждение утром похоже на будущий мир, как сказано: «Насыть нас утром милостью своей!»[642]
В шести случаях раздается крик от одного конца света до другого, но его не слышно: когда рубят дерево, которое дает плоды, когда змея сбрасывает кожу, когда разводятся муж с женой, когда жена в первый раз вступает с мужем в интимные отношения, когда рождается ребенок и когда душа покидает тело. Душа не покидает тело, пока не увидит Шхину, как сказано: «Ибо не сможет человек увидеть Меня и остаться жив»[643].
Сказал раби Азарья: все души после смерти человека возвращаются каждая к своему духовному источнику и к подобным себе. Душа праведника отправляется к праведникам, а душа злодея — к злодеям. Ведь так сказал Всевышний Аврааму: «А ты с миром придешь к своим пред-кам»[644]. Разве можно сказать, что душа покидает тело с миром? Имеется в виду, что ее встречают ангелы, которые говорят ей: «Шалом» (мир тебе), как сказано: «Придет мир, упокоятся на ложах»[645]. А в другом месте сказано: «И сойдешь в могилу свою с миром»[646].
Сказал раби Ханина: души праведников, которые умерли за пределами Земли Израиля, перемещаются туда (здесь Земля Израиля — это духовное понятие), как сказано: «И удостоится душа моего господина вечной жизни»[647]. Все души злодеев, умерших в Земле Израиля, выбрасываются за ее пределы, как сказано: «А души врагов твоих выбросит из пращи (то есть удалит от Творца)»[648]. В будущем Всевышний возьмет землю Израиля за концы и стряхнет с нее всю нечистоту за ее пределы, как человек, который встряхивает свою одежду, как сказано: «Возьмется за края земли и стряхнет с нее нечестивцев»[649].
У человека при жизни есть три ценности: сыновья, домочадцы и имущество. Когда приходит время человека покинуть этот мир, он собирает своих домашних и говорит им: «Прошу вас, спасите меня от этой горькой смерти!» А они отвечают ему: «Разве ты не слышал, что у человека нет власти в день смерти?! Так и сказано: “Не сможет брат выкупить человека”[650]. Мы не можем дать деньги, чтобы выкупить твою душу, как сказано: “Не сможет дать Богу выкуп”, так как “дорог выкуп за душу их и прекратится навеки”[651]. Поэтому иди с миром, и почивай с миром, и встань на суд в конце дней. Да будет удел твой с благочестивыми». Когда умирающий слышит это, он взывает к своим деньгам и говорит им: «Много я трудился днем и ночью, чтобы заработать вас. Прошу вас, выкупите меня у смерти и спасите!» А они отвечают ему: «Разве ты не слышал: “Не поможет богатство в день гнева”[652]?» Тогда он призывает свои добрые дела, которыми он не так дорожил, как детьми или имуществом, и говорит им: «Спасите меня от смерти! Укрепитесь со мной и не дайте мне покинуть этот мир! Ведь если я спасусь, смогу продолжать вас делать!» А они отвечают ему: «Иди с миром! Пока ты придешь в тот мир, мы уже опередим тебя, как сказано: “И пойдет праведность твоя перед тобой, Слава Бога заберет тебя”»[653] (то есть добрые дела могут избавить человека от смерти, а если не смогут, то будут заслугой, идущей перед ним в том мире).
В семь дней траура после смерти человека его тело начинает разлагаться и превращается в прах, как и было в самом начале, о чем сказано: «И вернется в землю, как было»[654]. Душа же спускается в тело с небес. Когда Бог создал тело человека из земли, в нем не было души. Бог дохнул на него своим дыханием, и душа вошла в его тело, как сказано: «И вдохнул в него дух жизни»[655]. Сказал раби Шимон: все тела разлагаются в земле, пока не остается немного слизи, которая затем перемешивается с землей, как закваска перемешивается с тестом. Когда Бог велит земле вернуть все тела, данные ей на хранение, те части тел, которые смешались с землей, как закваска, поднимут и взрастят всё тело полностью, как закваска поднимает тесто. Тут же содрогнутся земля и горы, откроются могилы, а надгробия рассыплются на камни, как сказано: «И спасет их Бог в тот день»[656].
Сказал раби Азарья: все души в руках Бога, как сказано: «Ведь в Его руке души всего живого»[657]. Это похоже на то, как человек идет по улице с ключом от дома в руке. Всё то время, что ключ в его руке, всё его имущество в его руках. Так и у Бога в руке ключ от могил и ключ от сокровищницы душ. Он вернет каждую душу в тело, как сказано: «Пошлешь дух Свой, сотворены будут»[658]. Душа похожа на своего Создателя. Всевышний видит, но невидим другими, и душа тоже. Всевышний не спит, и душа не спит. Всевышний терпит весь мир, и душа терпит всё тело. И все души принадлежат Ему, как сказано: «Ведь все души — Мои!»[659]
Сказал раби Йеуда: с того дня, когда был разрушен Храм, Земля Израиля мучается из-за грехов ее жителей. Как у больного человека нет сил встать на ноги, так у мучающейся земли нет сил давать плоды, как сказано: «И земля осквернена была живущими на ней»[660]. В будущем Всевышний спустит на землю живящую росу и оживит мертвых, как сказано: «Оживут мертвецы твои»[661] — это те евреи, которые уповали на Бога, «тела падали встанут»[662] — это злодеи, уподобленные падали, которые встанут для Великого суда, но жить не будут. «Просыпайтесь и пойте песнь, покоящиеся во прахе»[663] — это праведники, которые покоятся в земле, словно спят. «Ведь роса твоя — роса рассвета»[664] — роса, которая спустится и оживит праведников, это не обычная роса ночи, а роса рассвета (которая спустится днем), и она целительна для земли, как сказано: «И (после того как роса перемешается с ней) земля исторгнет похороненных в ней»[665].
Сказал раби Танхум из Адраи: «Земля исторгнет умерших, отданных ей на хранение. А откуда спустится роса для оживления умерших? С головы Всевышнего. В будущем Он тряхнет головой, спустит росу и оживит умерших, как сказано: “Я сплю, а сердце мое бодрствует… от¬вори мне… ибо голова моя росою полна, кудри мои — каплями (росы) ночной”»[666].
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»