Темы: Успех, Смысл жизни, Тора и медицина, Батшева Эскин
Задав свой вопрос, уставшая немолодая врач не посмотрела на Хану. Она одним пальцем тыкала в недавно выданный ей планшет, с непривычки ошибаясь, и это её сердило. Да еще эта дамочка молчит, не отвечает.
— Женщина, вы меня слышите? Я говорю, выпишу вам направление на аборт. Вы согласны?
Хана лежала, отвернув голову от врача, и смотрела в окно своей надоевшей больничной палаты. Даже по небольшому кусочку неба, видневшемуся из-за шторы, было понятно, что за окном стояла серая-серая, унылая, начавшаяся до срока питерская зима. «Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май…», — считала Хана. — «Мой сынок родится, когда эта нечастная зима наконец закончится, снег растает, и я не поскользнусь, когда буду спускаться с ним по ступенькам роддома…»
— Что вы молчите? Вы понимаете, что у вас нет выбора? Повторяю: после той операции, которую вы перенесли, вы не сможете родить нормального ребенка!
Да, Хана знала, что камень в ее желчном пузыре дробили с использованием большой дозы радиации, подвергая смертельной опасности 6-недельный плод, который потихонечку рос у нее внутри, несмотря ни на что. Хана оторвала взгляд от окна и проговорила, стараясь быть спокойной:
— Спасибо, доктор. Я поговорю с мужем, прежде чем принимать радикальные решения. Мы подумаем.
— Да о чем тут думать? Хотите родить ребенка без рук, без ног? А потом что — государству дитё сбагрить?! У вас и так уже трое детей! Куда ещё?!
Хана в упор посмотрела Елене Павловне в глаза, та поняла намек и, бормоча что-то невнятно-осуждающее и покачивая головой, неспешно удалилась из палаты. Да, у Ханы и Якова уже было трое детей. Но за последнее время она потеряла одного ребенка, умершего через несколько дней после рождения, и одну беременность, и этого ребенка они так ждали, так ждали…
Они были так воодушевлены, когда узнали, что Хана снова беременна. Все признаки, наконец, указывали на нормальную беременность и роды. Этот ребенок должен был успокоить их, утешить, стать проводником в нормальную жизнь — с подгузниками и распашонками, а не капельницами и мониторами… Хана была уверена, что это мальчик. И даже знала, как его будут звать.
«Прервать беременность? Убить нашу драгоценную надежду? Как отреагирует Яков? Мама с папой? Свёкр и свекровь?»
Хана в своих мыслях вернулась на два с половиной года назад. Третий их ребенок — Сарочка — первые несколько месяцев после своего рождения томился в отделении интенсивной терапии. Клиника была платная, хорошая, но тоска там стояла такая же беспросветная, как и в государственных больницах.
У Сарочки диагностировали серьезное и неизлечимое генетическое заболевание, и перспективы были туманны. Однажды вдруг Хану и Якова срочно вызвали к ней в больницу. Они примчались — напряженные и подозрительные — и были удивлены, обнаружив врачей в необычайно расслабленном и приподнятом настроении.
— Я получил результаты биопсии кожи, — заговорил доктор еще прежде чем Хана и Яков присели на стулья. — Очень странная история. Либо болезнь вашей дочери встречается реже, чем мы думали, либо она полностью исчезла…
Хана и Яков переглянулись: все их молитвы, молитвы их друзей, знакомых и родственников, все эти многочисленные уроки Торы, проведенные «ле-рефуа шлема», за здоровье Сары бат Ханы — всё это спустило на их семью благословение с Небес.
Оказалось, что Сарочка и правда страдала от некоторой формы генетического метаболического заболевания, при которой жизненно важный процесс производства ферментов просто задерживался. Через несколько недель молитв организм начал послушно производить эти ферменты — и Сарочка совершенно поправилась.
— Вот что я хочу вам сказать, — признался тогда Хане Сарочкин врач. — Когда мы проводим диагностику подобных заболеваний внутриутробно и получаем положительный результат, мы немедленно и настоятельно рекомендуем аборт. И если бы мы заметили это у вас тогда — направили бы и вас. Но получается, что у этих детей есть шанс выздороветь и вести нормальную жизнь. Наверное, стоит им этот шанс впредь давать…
Те слова доктора всё крутились у Ханы в голове, но надо было возвращаться к той проблеме, которая стояла перед ними сейчас. Можно ли было вновь надеяться на то, что Вс-вышний сделает для них чудо? И можно ли не надеяться на чудо?
Надо было сначала выяснить, правда ли, что каждый плод, подвергшийся воздействию радиации, рождается деформированным. И во-вторых, значит ли это, что прекратить его жизнь — это то, что Хана должна сделать, чтобы не «сбагрить его потом государству», как выразилась Елена Павловна?
Наконец пришел Яков. К разного рода кризисам ему, казалось, не привыкать. Выслушав новость, он вздохнул и приготовился утешать Хану, стараясь расслышать что-то сквозь ее рыдания.
— Что нам делать, что нам делать, что нам делать, — всхлипывала Хана.
— Я не знаю пока, что нам делать. Но ты помнишь, что сказал рав про Мойши?
Так звали их сына, прожившего лишь четыре дня.
— Он сказал, что каждая еврейская душа драгоценна и имеет цель в жизни, даже если эта цель находится за пределами нашего понимания.
Да, Хана очень хорошо помнила слова рава, которые оказались в те дни якорем, что позволил им с Яковом не погрузиться в многолетнюю депрессию, а отплакать и отгоревать и жить дальше…
— Кто мы такие, чтобы лишить этого ребенка того шанса, который ему дан? Кто мы такие, чтобы судить? — продолжал Яков.
Хана кивнула. В глубине души она с ним была согласна. Но Елена Павловна казалась такой уверенной со своим «без рук без ног»… А с другой стороны — история Сарочки, когда конкретно ее штамм дефицита бета-оксидаза исправился сам по себе. Сколько других детей были лишены жизни только потому, что их родители принимали советы своих врачей за чистую монету?..
— Хана, давай позвоним раву и послушаем, что он скажет.
Яков набрал номер рава, описал ситуацию, сказал в трубку «понимаю», записал какой-то номер на бумажке, поблагодарил и повесил трубку.
Хана вопросительно взглянула на него, удивленная, что разговор оказался таким коротким.
— Это номер факса, на который нам нужно переслать раву копии всех медицинских документов. Он сказал, что вопрос непростой, и что он должен посоветоваться с большим равом, который особенно хорошо разбирается именно в медицинских проблемах. А для этого ему нужны все результаты анализов и обследований…
***
Прошло почти двое суток, прежде чем рав позвонил Якову. Он говорил мягко, но в голосе его звучала уверенность.
— Я знаю, что вам очень больно, и я признаю, что мне было бы трудно оставаться сильным на вашем месте. Но в глазах Торы нет абсолютно никаких оснований прерывать эту беременность. Нет никаких убедительных доказательств ни с медицинской точки зрения, ни в еврейском законе, чтобы оправдать аборт в этом случае.
Рав объяснил, что драгоценность и важность человеческой души в равной степени относятся и к еще не родившемуся ребенку. Он сказал Якову (а Хана сидела рядом, ловя каждое слово, вылетающее из динамика телефона и гулко отдающееся в пустой палате), что, хотя закон Торы разрешает аборты при определенных обстоятельствах, эти случаи редки: например, когда жизнь матери подвергается непосредственной угрозе при вынашивании ребенка. Он объяснил, что плод действительно обладает душой и во многих отношениях, как юридически, так и мистически, — является человеком, достойным такого же внимания, как и человек уже рожденный.
— Есть все основания полагать, что вы родите нормального, здорового ребенка, — заверил рав. — Врачи могут считать, что нельзя полагаться на случай, но с такими высокими ставками мы должны ставить на жизнь. А кроме того, — мягко добавил он, — даже в худшем случае, то есть если ребенок родится неполноценным, — этично было бы позволить ему прийти в мир и сделать все возможное, чтобы помочь ему прожить любую жизнь, которую Творец запланировал для него…
Хана слушала рава и не знала, чего больше в его словах — надежды на счастливый исход или утешения в несчастье. Она много раз своими глазами видела, как дети в самых неблагоприятных, депрессивных, безнадежных обстоятельствах — продолжают бороться за жизнь. Она видела, как много в детях жизненной силы и мощи, дающей им способность преодолеть практически все.
Решение было принято. Оставалось только молиться.
Несколько дней спустя к Хане в палату заглянула молодая стажёр — «поболтать». Её решение не делать аборт облетело всё отделение и было встречено с недоверием, граничащим с отвращением.
Стажёр посмотрела на неё с жалостью:
— Я вас не понимаю, — начала она. — Почему вы хотите родить ребенка, если с ним точно что-то не в порядке? Справедливо ли это по отношению к ребенку и к вам самой?
Как ей ответить на её «почему»? Как объяснить медику решение, основанное на Торе, а не на современных «нормах справедливости»? Хана помолчала несколько секунд, собираясь с мыслями.
— Да, родить не совсем здорового ребенка — это… неудобно. Кому-то даже может показаться, что это несправедливо, я знаю. Но малыш уже здесь. Его душа уже прибыла в этот мир. Мне не позволено отправить его обратно только потому, что нам всем будет неудобно. Пожалуйста, поймите — у меня уже рождались «нездоровые» дети раньше, и от них я узнала одну вещь. Слабыми были только их тела. А души их были сильны. Вот что самое главное. Спасибо за заботу, но, пожалуйста, не жалейте ни меня, ни ребенка. Мы в хороших руках.
Стажёр покачала головой и ушла, не находя слов. То, что Хана ей сказала, в мединституте явно не преподавали.
Через несколько дней Хана собрала вещи и покинула больницу — с одной потерей и одним приобретением: без камня в желчном пузыре, и с тяжелым бременем, которое лежало не только на плечах, а на всем ее существе. Хотя она прекрасно понимала, что положившись на указания Торы, она и Яков приняли рациональное и мудрое решение, но всё же, всё же…
Семь напряженных и волнительных месяцев спустя Хана родила нормального, здорового мальчика — такого идеального и такого прекрасного, что холодные петербуржцы поначалу останавливали её на улице, чтобы сообщить ей, что никогда не видели такого красивого младенца.
Как они и ожидали, маленький Йосеф действительно открыл в жизни их семьи новую страницу. Все сомнения и тревоги последних лет, преобразованные в молитвы и благословения, получили щедрый ответ Свыше. Ответ от Того, Кто заповедовал всегда выбирать жизнь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»