Темы: Испытания, Ханука, Тшува, Миква, Искупление грехов, Бааль-тшува, Симха Горелик
До революции жителям села Черновское, как и жителям многих других деревень, поселков и городков Российской Империи, не нужно было особенно фантазировать, чтобы представить себе, как выглядел мир в начале времен. Свет и тьма там были настолько переплетены, что ни один из них нельзя было назвать «днем» по сравнению с другим, называемым «ночью».
Все внешние факторы жизни сельчан были предсказуемы: казалось, ничто не изменит эти циклы рождений, смертей, браков, мучительной нищеты и трагедий. Во внутренней жизни евреев села разнообразия было больше: были те, что целыми днями учили Тору, а были те, что сидели в кабаках; были люди святые и праведные — а были и так, серединка на половинку; благородный дух иных скрывался под неприметной внешностью портного или сапожника; были и живые мертвецы, для которых жизнь не имела никакой другой цели, кроме поступательного движения от колыбели к могиле.
А еще был Шмулик. С самого раннего детства тьма, которую мы все пытаемся скрыть или, по крайней мере, обуздать, полностью контролировала его личность. Он был вечно берущим, вечно глумящимся, вечным злодеем в прозаических драмах деревни. Нет ничего темнее, чем тайное место в человеческом сердце, которое хочет испытать абсолютную власть. Иногда тьма настолько непроницаема, что даже столб света не может ее пронзить — до поры до времени…
Наступил 1917 год. Надежда и безрассудство подпитывали русскую революцию. Евреи даже самых захолустных городков и деревень были захвачены социалистическим пожаром. Этот пожар охватывал целые села, население которых слепо следовало за «красными», не подозревая, что это пламя спалит их мир до тла. В Черновском юноши и девушки, думая, что движутся к пролетарскому раю, шли по пути, который через несколько лет привел их в сталинский ад. Только старики видели, куда ведет тропинка, и продолжали держаться за веру своих отцов.
Шмулик был не с Торой и не с коммунистами. Он был на стороне «белых» — скорее, из практических, нежели из идеалистических соображений. Белые хорошо платили ему за предательство соседей. Шмулик старательно стучал на своих собратьев-евреев, и многие были убиты по его слову.
Красные, как известно, победили, но Шмулик не последовал ни в лагеря, ни под пули вместе с сотнями тысяч жителей Украины, подозревавшихся в «антиреволюционной деятельности». Он выжил, заплатив за жизнь своей совестью.
Когда умер отец Шмулика, с ним произошло нечто беспрецедентное. Какой-то луч света, некая духовная тоска, которую он никогда не позволял себе почувствовать, пробудили в его душе странное, совершенно дикое для него самого желание — сказать по отцу поминальную молитву, кадиш. И не просто один раз сказать, а как положено: при миньяне, каждый день в течение одиннадцати месяцев.
В селе тогда было три действующие синагоги. Вскоре их, конечно, советская власть взяла в оборот, но тогда они все еще были частью живого тела еврейского местечка, подобные конечностям, ожидающим своей очереди на ампутацию.
И тут случилось вот что. Тыркнулся Шмулик в одну синагогу, в другую, в третью — как бы он ни старался, так и не смог убедить прихожан ни одной из синагог позволить ему говорить кадиш. Старики, завсегдатаи этих молельных домов, были слишком близки к Долине Смерти. Они уже потеряли все, что мог потерять человек, и если уж они решили, что предатель не может заходить в их миньян, то никто не мог сдвинуть их с этого решения ни на сантиметр.
В деревне был еще один миньян — не в синагоге. Им, похоже, было что терять, погибать до срока не хотели, вот и собирались подпольно. Шмулик пришел к раввину этого миньяна, который, как и все в Черновском, знал, что на руках Шмулика кровь. Раввин сказал «да».
На следующее утро Шмулик уже поднимался на крылечко полуразвалившейся лачуги — импровизированной синагоги. Так и повелось: отчитает кадиш — и прочь. Через несколько дней раввин подозвал Шмулика и спросил:
— Может, тебе надеть тфилин? Раз уж ты все равно приходишь сюда…
— У меня нет тфилин, — ответил Шмулик.
— У меня есть, — просто сказал раввин, — и протянул Шмулику мешочек. Как только молитва закончилась, странная весть о том, что раввин дал свои тфилин сельскому предателю, облетела каждый дом местечка.
Прошло еще сколько-то дней, а может быть — недель, и рав спросил Шмулика:
— А может быть, тебе помолиться?
— Я не умею читать на лошн-а-койдеш — ответил тот.
— Я тебя научу, — спокойно сказал рав. Так оно и пошло.
Через несколько месяцев Шмулика было не узнать. Он молился, давал цдаку, соблюдал субботу, а вскоре и женился. Подросших детей, с риском для жизни, отправил учиться в подпольную еврейскую школу… Всё, счастливый конец истории?
Рав знал, что преображение Шмулика не могло состояться без того, чтобы заглянуть туда, в темноту, внутрь себя, где невыразимая чернота его прошлого по-прежнему лежала, притворившись мертвой. Настал день, когда Шмулику пришлось наконец открыть дверь в эту черноту и ужаснуться увиденному.
Рав посадил Шмулика напротив себя и начал рассказывать ему всё, что было известно ему — как и каждому жителю Черновского: про всех преданных и проданных Шмуликом евреев, про всех погибших и замученных, про всех умерших с голода детей, про всех сошедших с ума от горя жён. Шмулик слушал молча. Когда длинный список его преступлений закончился, рав сказал:
— Ты был причиной множества смертей. Теперь ты должен принести жизнь.
Они говорили до поздней ночи и под утро пришли к такому решению: Шмулик построит микву — тот ритуальный бассейн, без которого невозможна чистота еврейской семьи и который является залогом самой жизни.
Украина почти уже превратилась в духовное кладбище. Какое будущее может быть здесь у еврейского народа? Какие женщины тут будут окунаться? Какие дети будут зачаты в чистоте? На что можно надеяться?
Но Шмулик каждую ночь шел в сарай за своим домом и копал. И копал. И копал. Когда он, спустя много ночей, увидел воду, он понял, что получил ответ на свою взрощенную надежду. На черном рынке Шмулик раздобыл кафельную плитку, сам продумал систему отопления. И наконец — построил деревянные нары и забросал их конским навозом. Нары прикрывали верхнюю часть миквы, скрывая ее от посторонних глаз. Это было удачное решение: в навозе не хотел копаться ни один партработник и ни один стукач.
Так что, здесь наступает счастливый конец истории? В 1941-м году у евреев Украины счастливых историй не было ни одной. Даже если кому-то повезло эвакуироваться, у каждого погиб в Катастрофе кто-то близкий. У Шмулика погибла вся семья: жена и все до единого дети. В последний раз его видели в одном из фашистских концлагерей. И каждый, кто видел его, поражался: лицо его имело то необыкновенное сияние, которые бывает только у настоящих праведников.
Нет такого темного пятна, на которое не может снизойти пронзающий столб света. И нет человека, у которого бы не было такого темного пятна — большого или маленького. Вопрос лишь в том, как нам призвать этот свет…
Чудо Хануки — это, конечно, было Б-жественное вмешательство. Шансы одной семьи, Маккавеев, успешно победить сирийско-греческую армию, были бесконечно малы. Их победа была великим чудом.
И всё-таки, зажигая восьмисвечник в дни Хануки, мы празднуем не военный триумф, а духовное озарение, которое сделало это возможным.
Классический ханукальный вопрос — почему мы зажигаем свечи восемь дней, ведь в первый день масло горело без всякого чуда? — имеет много ответов.
Один из ответов такой: тот факт, что Маккавеи не отчаялись и вообще начали искать чистое масло — уже был чудом. Надо себе представить, как это было: Храм полон идолов, причем не только греки их туда принесли, но и сами евреи! На жертвеннике — всё самое некошерное, что только можно себе представить! Храмовый двор завален мусором и обломками — и кто оставил этот мусор? — молодые коэны, которые вместе с другими олимпийцами в обнаженном виде бегали марафоны! Какое масло можно было найти в этом лишенном святости месте? И все же Маккавеи должны были принести жизнь туда, где царила смерть.
И Вс-вышний ответил на их надежды. Дни Хануки называются «емей рацон» — дни Б-жественного желания и готовности дать нам возможность привлечь часть Его света в наши души. Когда мы сделаем это, мы снова сможем заслужить те чудеса, которые Б-г совершил для Маккавеев. В конце концов, ведь это Он сказал: «Да будет свет!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.