Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава
Кто богаче — крестьянин или миллионер? Как не прогадать и успеть забрать всё самое ценное из царской кладовой? И самое главное — где же спрятаны настоящие сокровища? Об этом предлагает задуматься еврейская притча, в которой главное содержится не в тексте, а в подтексте…

Кто богаче?

Один миллионер средней руки решил показать своему сыну, как тяжела и трудна жизнь бедных людей, и для этого повез его в деревню. Они провели несколько дней и ночей в гостях у небогатой крестьянской семьи.

По дороге в город отец спросил сына:

— Тебе понравилось в деревне? Было весело?

— Очень понравилось!

— Ты теперь понял, насколько бедными могут быть люди?

— Да, папа. Вот у нас только одна собака, а у них — целых четыре. Наш бассейн занимает только половину участка, а их река такая огромная — плыви себе и плыви, хоть до самого вечера! У нас во дворе искусственные светильники, а для них каждую ночь зажигается целое небо настоящих звезд! Наша веранда упирается в забор, а перед их крыльцом открывается вид на целый горизонт. Мы должны покупать себе еду, а они выращивают себе еду сами. Теперь я знаю, папа, как мы на самом деле бедны…

Отец не ожидал, что его урок будет воспринят таким образом. Так кто же беден, а кто — богат? Всё зависит от того, какими глазами смотреть…

Время истекло

Один простой человек спас царскую дочь, и за это царь решил его наградить. Он повелел ему прибыть в определенный день ровно в 9 утра в царские кладовые, и все драгоценности, что он успеет за пять минут собрать, — будут отныне принадлежать ему.

Уже отправив спасителю своей дочери это повеление, царь пожалел о нем. Ведь за пять минут можно опустошить всю казну — если как следует подготовиться: составить план, взять мешков побольше, сосредоточиться на цели…

Царь поделился своими опасениями с советниками, и один из них предложил неплохой план, который было решено осуществить, хотя он и обойдется казне в немалую сумму…

В назначенное время, когда человек явился за своим вознаграждением, перед ним открылись парадные ворота, и слуги почтительно провели его в фойе дворца. Перед ошеломленным гостем стоял симфонический оркестр и большой хор. Прославленный на всю страну певец в сопровождении музыкантов начал исполнять хвалебную оду спасителю царской дочери. Человек заслушался, но через минуту понял, что время идет, сокровища его ждут, и двинулся в сторону кладовой.

Пройдя два зала, он начал улавливать тонкий аромат удивительных яств, и вот к нему приблизился официант с огромным блюдом какого-то неведомого мяса (чей-то шепот возле уха: «Всё кошерно, не волнуйтесь, вот сертификат»). Вилка незаметно оказалась у него в руках, и тающее во рту, идеально приправленное мясо уже заполнило рот… «Стоп! А сокровища? Мне надо в кладовую!»

Бросив вилку и дожевывая на ходу, он побежал дальше, но на пороге следующего зала — новое препятствие: друзья, которых он давно не видел: этого со школы, этого с армии, этого с прошлой работы… Они зовут его, спрашивают, как дела, обнимают…

Потеряв таким образом еще одну минуту, наш охотник за сокровищами возобновил свой путь к кладовой, но, когда он, наконец, подбежал к залу, полному драгоценных камней и золота, путь ему преградили охранники: «Ваше время истекло! На выход, пожалуйста!» Незадачливый герой попытался было поспорить с охранниками, выбить себе еще одну минутку — но тщетно. Плетясь восвояси под удовлетворенный шепот царской свиты, он рвет на себе волосы:

— Что я наделал?! Я мог стать самым богатым человеком в своем городе! Какой я дурак, как я позволил всем этим искушениям ослепить меня?!

Наша жизнь так коротка… Сколько лет нам потребуется, чтобы отличить настоящие сокровища, за которыми мы пришли в этот мир, — от пустых искушений, удовольствие от которых так ничтожно и преходяще?

Богатство внутри…

Один молодой человек, по примеру многих израильтян, отслуживших в армии, решил поехать на Восток: попутешествовать, на людей посмотреть, отдохнуть… Но денег у него было не так уж много, и он обратился к отцу:

— Папа, я хочу поехать в путешествие, у меня грандиозные планы: Гоа, Тибет, Таиланд, может быть, даже Мьянма, если получится… Не мог бы ты мне с деньгами помочь? Тысяч десять шекелей мне бы не помешали…

— Я готов тебе помочь, — отвечал отец, — но при одном условии: обещай мне, что каждый день за границей ты будешь накладывать тфилин.

Сын дает обещание, получает от отца тфилин и улетает. Через неделю — звонок:

— Пап, так что там с деньгами? Ты еще не перевел мне их на карту?

— А ты тфилин накладываешь?

— Конечно, — отвечает сын, — каждый день.

— Тогда через несколько дней получишь деньги.

Проходит еще две недели:

— Папа, ты же обещал! Как насчет десяти тысяч?

— А ты тфилин накладываешь?

— Конечно, каждый день.

— Тогда через пару дней получишь деньги, — обещает отец.

Так продолжалось три месяца. Сын отчаялся дождаться от отца денег, свои закончились, и он был вынужден вернуться. Первым делом он, конечно, явился к отцу с претензиями:

— Как же так, папа? Раздаешь обещания и не выполняешь их?

— Не выполняю? — смеется отец. — Принеси-ка мне тфилин, которые я тебе дал.

Ничего не понимающий сын приносит мешочек с тфилин, они вместе с отцом его открывают, а там… Правильно: обещанные 10 000 шекелей.

Творец мира говорит каждому из нас: «Дорогой мой сын, я даю тебе заповеди, открой их — вот где все сокровища…»

Творец не просит от нас много: «Открой для меня вход размером с игольное ушко…» — просто открой тфилин, сделай одно доброе дело, возьми на себя одно хорошее обязательство, — «и Я открою вам ворота [такой ширины], что в них смогут въехать повозки и телеги» — ты получишь всё…


Зажигание светильников золотой Меноры было важной частью служения в Храме. Первая такая Менора описана еще в Пятикнижии: она была создана во время сорокалетних странствий евреев по пустыне. Там же описано строение и форма золотого семисвечника. Rогда римляне разрушили Храм, они вывезли большую часть храмовой утвари. На известной арке Тита есть барельеф с изображением семисвечника, захваченного Титом в Иудее. Но где сегодня находится храмовая Менора — точно не известно.

В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.

Читать дальше

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.

О меноре - семисвечнике в Храме

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

В чем символическое значение меноры?

Недельная глава Беhаалотха

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Графические символы: еврейские и не очень…

Батшева Эскин

У христиан есть крест, у мусульман — звезда и полумесяц, у буддистов — колесо закона, у иудеев — шестиконечная звезда? Или менора? Или, может быть, хамса? Существует ли вообще универсальный еврейский графический символ?

Избранные комментарии к недельной главе Трума

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тора регистрирует не юридические принципы вообще, а прежде всего индивидуальные, конкретные случаи