Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о благословении и Шабате

«И стал Ноах земледельцем, и посадил виноградник»[1].

Написано в Мидраше[2]: Он стал будничным (в тексте сказано дословно «человек земли», а раньше про Ноаха сказано «человек праведник»). Разве плохо трудиться, обрабатывать землю? Но Ноах сделал это своим основным занятием, и это сделало его будничным. Для чего он «И посадил виноградник»? Разве не лучше было ему посадить что-то, что способствовало бы восстановлению мира после Потопа? Сказал рабби Хия бар Аба: «В тот же день, когда (Ноах) посадил виноградник, пил вино, и в тот же день опозорился». И приведем здесь сказанное мудрецами в Мидраше Берешит, о стихе: «И благословил Б-г седьмой день»[3] — «Благословение Б-га обогатит, и нет с ним печали»[4]. «Благословение Б-га обогатит» — это шабат. «И нет с ним печали» — это скорбь.

И сейчас приведем разъяснение.

Притча.

Один человек встретил по дороге праведника, о котором знал, что все, кого он благословляет, действительно преуспевают. Он попросил: «Рабби, благословите меня!» Праведник ответил: «Да будет угодно Б-гу, чтобы первое дело, за которое ты возьмешься, придя домой, было удачным и благословенным!» Тот человек решил: «Пойду домой, возьму свой узелок с деньгами, пересчитаю их, и станут они благословенными, как обещал рабби». Он вернулся домой и велел жене: «Принеси мне быстренько узелок с деньгами!» Жена не поняла, зачем ему это нужно, и решила, что он не в себе, а потому не дала ему деньги. Он отругал ее, она стала его проклинать, и завязалась жуткая ссора, в которой они действительно очень преуспели, так как это и было первым делом, которое сделал тот человек, придя домой.

Смысл этой притчи в том, что все благословение и удача будних дней недели приходит от благословения шабата. Шабат является источником всех благословений, как разъясняется в книге Зоар: «Все благословения наверху и внизу зависят от седьмого дня. В заслугу шабата благословится стол (человека) все (последующие) 6 дней» и т.д. Во всем, что человек делает в шабат, есть благословение, и оно распространяется и на будние дни. Поэтому про шабат сказано: «Желанным из дней Ты назвал его» — все дни желают шабата, ведь от него они получают благословение. И это то, что имеется в виду в словах: «И благословил Б-г седьмой день…». Б-г дал шабату источник благословения, и от него благословение получают все остальные дни недели. Поэтому евреи должны проводить день шабата во имя Небес и с трепетом перед Творцом, а также уважить его особой едой и напитками. Этим мы распространим благословение и на будние дни. И это и сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «“Благословение Б-га обогатит” — это шабат», ведь шабат источник благословения на все деяния человека. И поэтому человек должен остерегаться, чтобы в шабат не испытывать никакой грусти (скорби), чтобы не притянуть это состояние на все дни недели. И этим объясняется посаженный Ноахом виноградник. После Потопа в мире усилилась мера милосердия (рахамим) и милости (хесед) Всевышнего, чтобы заново отстроить мир и заселить его, как сказано: «И не стану Я больше проклинать землю»[5]. Поэтому полагалось, что первое, что сделает человек для восстановления мира, будет особенно благословенно и особенно преуспеет. Но Ноах не подумал об этом. Он сначала посадил виноградник, и именно в него спустилось это особое благословение, как сказано: «В тот же день, когда (Ноах) посадил виноградник, пил вино, и в тот же день опозорился». И именно это имеется ввиду в Мидраше: «И стал Ноах земледельцем, и посадил виноградник» — он стал будничным. Именно потому, что первым делом он посадил виноградник, он осквернил то особое благословение первому деянию человека после Потопа. И об этом сказано: «Почему

“И посадил виноградник”? Разве не лучше было ему посадить что — то, что способствовало бы восстановлению мира?» (то есть, Ноах был человеком, который удостоился того, что первое его деяние должно было внести благословение Творца во все последующие деяния по отстройке мира после Потопа. Но он совершил ошибку — стал будничным и благословение не пришло через него на землю — прим.).


[1] Берешит 9:20

[2] Мидраш Берешит Раба 36:3

[3] Берешит 2:2

[4] Мишлей 10:22

[5] Берешит 8:21

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»