Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
То было создано позже, важнее того, что создано раньше

«В начале сотворил Б-г…»[1].

Написано в Мидраше[2]: Сказал рабби Ошая раба: «И была я (Тора) под Его опекой (амун) и радовала Его каждый день»[3] — говорит Тора: «Я была инструментом в руках мастера (Всевышнего)»[4].

Обычно, когда царь хочет выстроить себе дворец, он не использует свое разумение, а приглашает мастера. Тот тоже не строит только на основе своих знаний, а смотрит в чертежи, где объяснено, что и как делать. Так и Всевышний смотрел в Тору и создавал мир. Первые слова Торы: «В начале сотворил Б-г». Начало — это Тора. «Б-г создал меня в начале пути, раньше других созданий, сотворенных тогда»[5]. Слова «раньше других созданий, сотворенных тогда» кажутся лишними. Но известно высказывание мудрецов, да будет благословенна память о них, что при сотворении мира сначала создавались вещи менее важные, а потом главные. Жмых был создан перед зерном, а кожура до плода, и так все творения предшествовали сотворению человека. Почему же тогда Тора была создана первой? Об этом подробно написано в святой книге Зоар, и это объясняется также с помощью принципа, который привел Раши в комментарии к Торе: «Тот, кто приходит первым — выходит последним». То есть, именно плод стоит на первом месте в мыслях того, кто сеет или сажает, ведь ради него он трудится. Но, по законам мироздания, плод появиться только в конце всего процесса, а сначала надо посеять семя. И так же обстоит дело с нашей святой Торой. Она является началом и основой по отношению к сотворению мира. И когда появилось в намерении Всевышнего вырастить плод ее знания и распространить ее свет в этом мире, сначала, в Своей великой мудрости Он сотворил мир, который как кожура, вторичен плоду. И потом создал Он все творения. И тогда взрос в мире плод — Тора. Возникает вопрос: Как то, что Тора создана в начале — «Б-г создал меня в начале пути», сочетается с принципом, что то, что было создано позже, важнее того, что создано раньше? Можно понять это с помощью притчи.

Притча.

Ссорятся два парня. Один из них говорит: «Как ты смеешь так со мной разговаривать?! Ты ведь отлично знаешь, что мой отец уже давно является главой общины!» Другой ему отвечает: «Известно, что в тяжелые времена, когда приходят несчастья и чужие люди с оружием проходят через наш город, надо было выбирать главой общины не самого достойного, а умеющего договариваться со всеми!» Его собеседник возразил: «Глупец! Разве его назначили главой общины именно сейчас?! (Конечно, он умеет находить со всеми общий язык. — прим.) Его назначили уже давно, еще тогда, когда в городе царил покой. И это говорит о том, что его выбрали, потому что он достоин величия и уважения!» Поскольку он уже был избран до тяжелых времен, это подчеркивает его значимость.

Так же и здесь. Во время сотворения мира было заложено, что все второстепенное появлялось раньше главного. То, что приходило позже, находилось на более высокой ступени. Но то, что предшествовало сотворению мира, находится на более высокой ступени, чем то, что было сотворено потом. И об этом и сказала Тора: «Б-г создал меня в начале пути». Не теперь, когда все поздние творения главнее ранних, а когда это было «раньше других созданий, прежде». И сказали мудрецы: «Две вещи предшествовали сотворению мира: Тора и престол Славы. И мне неизвестно, что из них было сотворено раньше. Сказал рабби Элазар, что Тора была создана раньше, как сказано: “Б-г создал меня в начале пути, раньше других созданий, сотворенных тогда”». Раньше, чем то, о чем сказано: «Приготовлен престол Твой с тех пор, прежде».

Мидраш. Когда были созданы ангелы? Рабби Йоханан сказал: «Во второй день творения». Рабби Ханина сказал: «В пятый день». Но все соглашаются, что ангелы не были сотворены в первый день, чтобы не сказали: «Ангел Михаэль натягивал небо с южной стороны, ангел Гавриэль — с северной, а Всевышний поддерживал посередине». А на самом деле «Я, Б-г, делаю все, натягиваю небо один, сам (меити) стелю землю».

Слово меити написано как ми ити — кто со Мной создавал мир? И сказано: «Ведь велик Ты и Ты один творишь великое». В мире принято, что подданые прославляют своего царя, и всех важных людей вместе с ним, так как они участвуют в управлении страной. Но Всевышний создал мир единолично, и только Он восхваляется им. То, что наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели подчеркнуть, связанно с предостережением Торы: «Приносящий жертвы идолам будет истреблен, только Б-гу одному (следует служить)». Рамбан, да будет благословенна память о нем, разъяснял, что здесь речь идет об ангелах. Это воинство Б-га, стоящее перед Ним, благословен Он, и все эти небесные ангелы являются проводниками всего добра, исходящего от Него к нам. И известно, что царство на земле построено по принципу небесного. Поэтому Тора предупреждает нас не идти за всеми этими творениями, не приносить им жертвы и не оказывать никаких почестей. Все это следует делать только по отношению к Всевышнему. А если сердце твое спросит: «Почему же Всевышний не хочет, чтобы и им оказывали почести? Ведь они лучшие из Его творений, они лицезрят Его постоянно!» Но это не так, как у земного царя, который хочет, чтобы почитали его свиту и министров. Ведь он не может царствовать без министров и советников, которые помогают ему управлять страной. Без них, он не сможет управлять даже маленьким городком. Поэтому им по праву полагается восхваление, ведь и они участвуют в управлении государством. Но совсем не так обстоит дело в царстве Всевышнего. Ему не требуется никакая помощь и поддержка ни от кого. Поэтому не подобает, чтобы ангелы получали почести от людей. И это то, что говорит Мидраш, все подтверждают, что ангелы не были сотворены в первый день творения, чтобы не сказали, что они помогали создавать мир. На самом деле: «Я, Б-г, делаю все, натягиваю небо один, сам собой стелю землю». Поэтому лишь Его следует восхвалять в мире.

Теперь возникает вопрос, зачем же тогда вообще были созданы ангелы? Ведь уже установлено, что они были созданы не для того, чтобы помогать Всевышнему управлять миром! В ответ на сказано: «Не будет у тебя других (ахерим) богов, кроме Меня». В Ялкут сказано: «Других — тех, кто задерживает благо, чтобы не пришло в мир». И кажется непонятным, почему мудрецы истолковали слово ахерим не согласно простому значению — «другие», а от слова ихур — «задержка». Мне кажется, что мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели дать ответ на вышеприведенный вопрос. И дают два ответа. Первый: Известно, что благо, исходящее напрямую от Всевышнего, бесконечно в своей святости, ясности и духовности. Человек не в состоянии воспринять этот свет божественного блага. Поэтому Всевышний пожелал давать нам благо через небесное воинство, которое как бы является посредником между нами и Ним. Благо передается по цепочке от Всевышнего к ангелам разных уровней, и каждый забирает какую-то его часть. Таким образом, благо теряет от первоначальной святости и становится более подходящим этому миру, и человек уже в состоянии его принять. Оно становится соответствующим его уровню. Получается, что Всевышний сотворил небесное воинство для важной цели, принести пользу.

Тем не менее, хотя ангелы и передают нам добро, не подобает оказывать им почет. Это можно проиллюстрировать следующей притчей.

Притча.

Один человек позвал гостей и посадил их за стол по старшинству. Когда приносили блюдо, хозяин первым выбирал себе лучший кусок и передавал сидящему рядом. Тот выбирал себе свою порцию так же и передавал дальше, и так далее. Последнему доставался самое худшее. Однажды случилось, что последний был слепым, и он не видел все это. Когда его сосед передал ему блюдо с последним куском, он стал его за это благодарить. Сказали ему: «Мы все едим то, что дал нам хозяин. Тот, кто дал тебе твою порцию, сначала выбрал себе лучший из оставшихся кусков, и только потом передал тебе. За что же ты его благодаришь? За то, что он взял себе лучшее? А если за то, что дал тебе — так ведь это не его. Поэтому тебе следует благодарить хозяина дома, ведь мы насытились благодаря его радушию».

Так же и здесь. Ангел, который назначен передать человеку благо, сначала сам получает удовольствие от его святости. Затем, он передает это благо дальше, по цепочке, и каждый ангел забирает себе лучшее от этого блага. И только потом оно попадает в низший мир, в том состоянии, в котором человек может его принять. Кого же следует благодарить за благо? Посредники сами пользуются этим благом, а нам отдают то, что осталось. Поэтому нам следует благодарить Того, кто это благо дал. И в этом смысл запрета: «Не будет у тебя других богов, кроме Меня», и запрета приносить жертвы каким-либо другим силам. Они созданы не для того, чтобы получать часть почестей, предназначенных Всевышнему. Ведь сказано: «Есть Я, никого более». А если ты скажешь: «Но ведь они передают от Всевышнего человеку благо» — не думай, что Всевышнему они нужны для этого. Ведь уже сказано: «Я, Б-г, создал». Вся причина их создания в том, чтобы задерживать излияние блага, пока оно не станет подходящим для человека. Поэтому и сказали мудрецы, что ахерим это от слова меахрим — задерживающие благо. Ведь для этого они и были созданы.

Хочется обратить внимание читателя на некоторые важные моменты. Хотя написано, что это притчи, на самом деле, иногда это сравнения и примеры. В наше время мы вкладываем в понятие притчи несколько другой смысл. Кроме того, какие-то притчи могут показаться немного наивными и прямолинейными. Чтобы это смущало меньше, стоит помнить, что, с одной стороны, все это рассказывалось людям около 200 лет назад, когда жизнь общества была совсем другой. С другой стороны, иногда эта наивность специальная, нарочитая, чтобы даже самые простые люди обратили на это внимание и задумались. И, конечно, за этой наивностью и простотой скрываются очень глубокие вещи… Подробно об этом написано в предисловии составителя.

Также не всегда видна четкая связь с недельной главой. Это происходит потому, что эти притчи очень часто комментируют не сколько саму недельную главу, а комментарии на нее из мидрашей, книг пророков, связанные с ней псалмы. А эти комментарии, в свою очередь, объясняют иногда не просто какой-то конкретный стих, а некоторую идею, содержащуюся в недельной главе или в Устной Торе (прим. ред.)


[1] Берешит 1:1

[2] Мидраш Берешит Раба 1:1

[3] Слово амун означает «на воспитании», и также оно образуется от слова уман — «ремесленник» — прим. ред.

[4] Мишлей 8:30

[5] Мишлей 8:22

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего