Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда был разрушен Храм, Шхина отправилась в изгнание в чужие земли

И укрепи это в сердце своем среди всех народов, к которым изгнал тебя Б-г»[1].

Для того, чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша[2]: «Яви мне облик свой» — это то, что сказано: «Явитесь и будете лицезреть избавление, посылаемое Б-гом»[3].

Эти слова мудрецов непонятны. Но знай, что они велели нам[4]: «Ответит тебе Б-г в день бедствия» — включите и страдание Б-га в свои, как сказано: «С ним (имо) Я в бедствии». Слово имо подразумевает «в его сердце». Человек должен в сердце своем переживать за то, что и Б-г страдает. Этот совет дает нам и пророк Ирмеяу: «Встань, взывай в ночи, в начале каждой стражи (стража — мудрецы делят ночь на несколько частей, и переход из одной в другую называется стража — прим.), изливай сердце свое как воду перед ликом Б-га»[5].

Притча.

Один богатый отец разгневался на сына и выгнал его из дома. Ему пришлось скитаться с места на место, в бедности и лишениях. Отец переживал из-за страданий сына, но сдерживал свое сострадание, чтобы сын получил по заслугам. Однажды один из друзей отца встретил его сына, и увидел, что тот очень плохо выглядит. Он обратился к нему: «Послушай-ка, что я тебе посоветую. Знай, что твой отец, хоть и находится дома, и ему всего хватает, тоже поник и осунулся от переживаний за тебя. Поэтому пойди возьми зеркало, повесь себе на грудь и явись к отцу с такими словами: “Смотри, дорогой отец, как ты выглядишь! Ушло былое величие твоего облика! Поэтому, дорогой отец, прими меня назад, если не ради меня, то ради себя!”»

Смысл этой притчи можно разъяснить словами пророка: «Ведь обезображен лик его, как ни у кого, и образ его не похож на человеческий»[6]. И сказано в книге Зоар[7]: Когда был разрушен Храм, Шхина отправилась в изгнание в чужие земли. Написано в книге Йешаяу[8]: «Ангелы… горько плакали» — они плакали об изгнании Шхины с места ее пребывания, из Храма. В изгнании она изменилась и лучи ее не светили прежним светом, как написано в книге Йешаяу[9]: «Погасло солнце при выходе своем». И сказано: «Ведь обезображен лик человека».

Поэтому вот совет: «Встань, взывай в ночи, в начале каждой стражи, изливай сердце свое как воду перед ликом Б-га». Ведь вода, она как зеркало, находящееся напротив лика Б-га. Всевышний как бы посмотрит в нее, и увидит, что как будто «обезображен лик Его» — где сияние Его святости? Где Его величие, и величие Его Шхины и Его Торы? Тогда можно просить: «Сделай для Тебя, а не для нас!» И это то, что сказано: «Яви мне образ Твой» — покажи меня зеркалом твоим, — «дай мне услышать голос Твой». И об этом сказали мудрецы: Это как то, что сказано: «Явитесь и будете лицезреть избавление, посылаемое Б-гом». И об этом сказано: «Не будешь ли знать, красивейшая из женщин…»[10] — даже не думай переживать о страданиях твоего тела. Думай только о Славе Моей. Тогда в отношении тебя будет действовать правило: «Тому, кто молится о другом человеке, а ему самому тоже нужна эта вещь, будет отвечено первому». И это то, что сказано: «И укрепи в сердце твоем» — ведь и Б-г твой тоже там.

«И вернешься до Б-га твоего, и будешь слушаться Его»[11].

И сказал пророк: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные»[12]. Сказано в начале Мидраша (Эйха): Если бы вы удостоились, читали бы в этот день в Торе: «Ведь в этот день искупится вам, очистить вас…»[13]. А теперь, поскольку вы не удостоились, вы читаете: «Нечистота ее на подоле ее»[14].

Разъяснение этому: Есть два высказывания, которые пробуждают нас к Дням Раскаяния (Дни месяца Элуль и от Рош а-Шана до Йом Кипура — прим.). Одно: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас)»[15] — о нем сказали мудрецы: «Это десять Дней Раскаяния». Второе высказывание: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт»[16]. Разница между ними в том, что Дни Раскаяния делятся на две части. Десять дней Раскаяния — в начале нового года, когда нам необходимо подготовить себе все необходимое на весь будущий год. Другой статус у дней месяца Элуль. Они — в конце года, и в эти дни мы дополняем и завершаем работу всего прошедшего года.

Притча. Помещик заказал мастерам большую работу. Когда они закончили ее, прежде, чем передать хозяину, они тщательно рассматривают свое изделие, и проверяют, не забыли ли чего. Ведь нельзя сдать хозяину незаконченную работу.

Так и мы должны в месяц Элуль, прежде, чем представим свои деяния на протяжении всего прошедшего года перед Творцом в Рош а-Шана, тщательно проверить и просмотреть их. Об этом и сказано: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт».


[1] Дварим 30:1

[2] Мидраш Шир а-Ширим 2

[3] Шмот 14:13

[4] Ялкут Теилим 20:2

[5] Эйха 2:19

[6] Йешаяу 52:14

[7] Недельная глава Ваешев 182:1

[8] Йешаяу 33:7

[9] Йешаяу 13:10

[10] Шир а-Ширим 1:8

[11] Дварим 30:2

[12] Йешаяу 32:9-10

[13] Ваикра 16:30

[14] Эйха 1:9

[15] Йешаяу 55:6

[16] Теилим 32:2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.