Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки таво, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И будет, когда придешь ты в землю… И возьмешь первые от каждых плодов. и придешь к коэну… и скажешь ему: “Говорю я сегодня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам”»[1].
Чтобы разъяснить это, вспомним то, что сказал Б-г Моше: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда»[2]. Следует разъяснить эти слова. Какое утешение мог получить Моше в том, что увидел землю Израиля? Наоборот, ему должно было быть еще горше!
Но знай, что еврейская традиция говорит, что как особенность земли Израиля в семи видах плодов, которые она дает, и которые насыщают тела, так особенность земли Израиля в том, что она насыщает души — наполняет их чистотой, праведностью и справедливостью. Воздух земли Израиля наполняет мудростью, святостью и дает искупление. Об этом и говорит Тора: «Ведь всю землю, которую ты видишь, отдам тебе»[3] — речь идет о видении ума, о духовном видении, как, например: «А сердце мое видело много мудрости и знания»[4]. То есть, основа хвалы земли Израиля не в том, что ты будешь есть и пить от ее плодов, но будешь видеть, в чем ее благо, и ощутишь все ее духовные особенности. И возможно, это то, что сказал Всевышний Яакову: «Землю, на которой ты лежишь, отдам Я тебе»[5]. Мудрецы учили из этого, что Всевышний сложил всю землю под ним. Получается, что если понимать это буквально, то все города и селения земли в эту ночь висели в воздухе? Но имеются в виду духовные качества земли Израиля. Их Всевышний сложил воедино и поместил там, где спал Яаков. И это то, что сказано Моше: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри…»[6].
Притча.
Когда люди хвалят большой магазин известного торговца, они не хвалят здание, в котором он находится, а дорогой товар, который там продают. Допустим, что один человек пожелал увидеть этот магазин, но торговец поклялся, что не впустит его внутрь. Когда торговец перестанет злиться на этого человека, и захочет выполнить его просьбу, то, чтобы не нарушить клятвы, сложит образцы своего самого дорогого товара в один ларец, принесет тому человеку, и покажет: «Вот магазин, который ты жаждал увидеть!»
Смысл этой притчи в том, что так было и с нашим учителем Моше. Он жаждал ощутить и увидеть духовные силы земли Израиля. Сказал ему Всевышний: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри.» — наполни душу свою духовными качествами земли Израиля, и больше тебе ничего не надо. Поэтому действительно в словах: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда» есть утешение Моше — больше этого ему и не требуется. Поскольку колено Леви является избранным из всех колен, ведь именно их Б-г выбрал для служения Ему, то им полагается наследовать больше всех. О них сказано: «Счастлив тот, кого Ты выбрал и приблизил. Будет обитать он во дворах Твоих, насыщаться будет лучшим дома Твоего, святым Твоего дворца»[7]. Поэтому первые плоды следует приносить коэну, из колена Леви. И это подобно тому, как арендатор обрабатывает землю помещика. Когда он видит первые плоды инжира или винограда, тут же принесет в красивом чистом сосуде хозяину. Таким же образом Писание обязало всех жителей земли испытывать благодарность и признать ее в присутствии коэна, ведь он главный в Храме. И то, что сказано: «Говорю я сегодня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам.» — это как признание арендатором хозяина земли: все принадлежит тебе, и теперь я приношу тебе от твоих плодов. И благодаря этому у нас тоже будут плоды.
[1] Дварим 26:1-3
[2] Дварим 34:4
[3] Берешит 13:15
[4] Коэлет 1:16
[5] Берешит 28:13
[6] Дварим 3:27
[7] Теилим 65:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»