Темы: Еврейские праздники, Традиция, Алаха, Рав Лейб Нахман Злотник, Обычаи
Моим дорогим учителям из «Торат Хаим» с великим почтением посвящается
В Талмуде («Рош а-Шана» 16б; «Сукка» 27б) приведены слова раби Ицхака о том, что каждый обязан посещать своего учителя в праздники[1]. Этот закон раби Ицхак вывел из сказанного мужем женщины из Шунама, которая собралась посетить пророка Элишу: «Почему ты идешь к нему сегодня, ведь не месяц сегодня и не Cуббота?» (Млахим II 4:23). В данной статье я попытаюсь затронуть основные аспекты этой заповеди.
Из комментариев Ибн Эзры, Рамбана, рабейну Бхае и других мудрецов на стих из Торы «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот 20:8), а так же из комментария Ральбага к вышеприведенному стиху Второй Книги Млахим представляется, что основная цель посещения учителя в том, чтобы набраться от него слов Торы[2]. Подобно этому пишет и автор книги «Сефер Хасидим» (п. 313), который объясняет, что, хоть данный закон выводится из рассказа о женщине из Шунама, а женщины, как известно, не обязаны изучать Тору, однако им тоже необходим наставник, чтобы обучать их практическим законам. Такой же точки зрения придерживается и автор книги «Хатам Софер»: «Основа заповеди паломничества во время праздников заключается в том, чтобы посетить своих наставников и учить у них слова Торы, как сказано: “Чтобы научиться Б-гобоязненности”. Поэтому все евреи обязаны прийти к своим учителям, а если наставник учителя еще жив, то он идет к нему вместе со своими воспитанниками» («Драшот Хатам Софер» стр. 264).
Раши в своем комментарии на Талмуд («Хагига» 3а) пишет, что смысл заповеди посещения учителя заключается в выражении почета и уважения к мудрецу Торы. По всей видимости, этого же мнения придерживался и Рамбам, ибо он пишет об этом в разделе, где изложены те законы, которые связаны с почитанием учителя («Яд а-Хазака», «Илхот талмуд Тора» 5.7).
Маараль из Праги («Хидушей Агадот», «Рош а-Шана», там же) пишет, что праздник — это самое благоприятное время чтобы соединить все то, что должно быть вместе. Ученик должен быть рядом со своим учителем. В праздник человек обязан приблизиться к Шхине (Б-жественному Присутствию), а мудрецы сказали: «Да будет трепет перед учителем подобен трепету, испытываемому перед Небесами» («Авот», 4:12)[3].
В респонсах «Нода бе-Йеуда» («Таньяна», «Орах Хаим» п. 94) сказано, что в те дни, когда в мире присутствует дополнительная святость (это дни, в которые Торой установлено дополнительное жертвоприношение «Мусаф») нужно посетить учителя, так как и он наделен в эти дни особой силой доброго влияния на своих учеников. Рав Йонатан Айбишюц («Яарот Дваш» 1.12) говорит, что, посещая учителя, человек «выигрывает» вдвойне, потому что при созерцании праведника он благословляется, и потому что на тех, на кого обращен взгляд праведника, изливается великое добро. А в книге «Сифтей Хахамим» (Рош а-Шана», там же) сказано, что посещение учителя в праздник является одним из способов исполнения обязанности радоваться в праздники — как для ученика, так и для учителя.
Автор респонс «Двар Йеошуа» (п. 8) пишет, что, посещая учителя в праздник человек исполняет заповедь почитать мудрецов, которая выводится из стиха Торы «… и почитай старца» (Ваикра 19:32), а так же принимает доброе влияние мудрости, исходящее от него. В этом он ссылается на книгу «Зоар» («Ваэтханан» 265). Рама из Пано (Респонсы, п. 6) говорит о том, что поскольку установление праздников передано в руки мудрецов (от их решения зависит дата наступления Новомесячья (Рош Ходеша) и, соответственно, день начала праздников), мы обязаны посетить мудреца в праздник, и тем самым продемонстрировать, что установление и святость праздника зависят от решения мудрецов[4].
Посещение учителя — заповедь из Торы или постановление мудрецов?
В книге «Мицпе Эйтан» («Сукка» 10б) высказана идея о том, что посещение учителя в праздник является заповедью мудрецов, а не Торы. В Талмуде (там же) рассказывается, что когда рав Хисда и Раба бар рав Уна отправились в другой город, чтобы посетить своего учителя, они были освобождены от исполнения заповеди «сукка», следуя правилу, что тот, кто уже занят исполнением одной заповеди, не должен прерываться на исполнение другой. И хотя посещение учителя в праздник является заповедью мудрецов, тот, кто приступил к ее исполнению, освобожден от исполнения других заповедей, даже если они являются заповедями из Торы[5].
Многие другие авторитеты тоже считают, что посещение учителя в праздник является постановлением мудрецов (см. «Пней Йеошуа», «Сукка», там же; «При Мегадим», вступление к «Алахот Йом Тов» 2.1; «Шевет а-Софер», «Орах Хаим» п. 17 и др.). Автор «Сефер Харедим» поместил этот закон в раздел «Заповеди пророков и мудрецов» (п. 6), из чего можно заключить что он считал посещение учителя либо заповедью пророков, либо установлением мудрецов. По мнению автора респонс «Йеуда Яале» (ч. 1 «Йорэ Деа», п. 310), Раши считал это заповедью из Торы. В книге «Даат Тора» (гл. 529) приводится что согласно комментарию Рамбана на Тору, обязанность посещать учителя была установлена мудрецами, однако из Талмуда, по мнению автора книги, следует, что это заповедь из Торы. Аналогичного мнения придерживаются автор респонс «Шоэль у-мешив» («Тлитаа» ч. 1 п. 464), автор книги «Хатам Софер» («Рош а-Шана», там же), и некоторые другие. Нацив из Волжина («Эмек Браха», «Сукка» 15б) пишет, что обязанность посетить учителя установлена мудрецами, но тот, кто ее исполняет, выполняет тем самым заповедь Торы.
Как выводится закон из Писания
Если в Писании речь шла о Шабате и Рош Ходеше, то как раби Ицхак мог вывести из этого закон, что человек обязан посещать своего учителя в праздник?
Пишет автор книги «Ханукат а-Тора» («Ликутей маамарей хазаль», п. 200): «Известный вопрос: в рассказе о женщине из Шунама не упоминается о празднике — так как же раби Ицхак вывел из него, что есть обязанность посещать учителя в праздник? Более того, там ведь говорилось о Субботе и месяце, а именно их раби Ицхак не упомянул[6]! Можно ответить на это так: пока раввин находится в окружении учеников, женщине не следует его посещать, чтобы не вызвать ненужного интереса со стороны учеников. Когда же она может исполнить заповедь посещения учителя? Когда в ешиве выходной, то есть в Шабат или в Рош Ходеш. Поэтому муж женщины из Шунама был удивлен, когда увидел, что она собирается к пророку, хотя сегодня не Суббота и не Новомесячье. Но это для женщин. А когда мужчины должны исполнять эту заповедь? Раби Ицхак понял что праздники — самое подходящее для этого дела время»[7].
По мнению Маарша («Сукка» 27б), раби Ицхак решил, что если даже в Новомесячье посещают учителя, то тем более обязаны это делать по праздникам. А автор комментария «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 301.7 и 554.12) пишет, что, посещая своего наставника ежедневно, человек исполняет важную заповедь, но это не вменяется ему в обязанность[8]. В рассказе о женщине из Шунама упоминается заповедь посетить учителя в Новомесячье и Субботу, но это не является обязанностью. А раби Ицхак говорил именно об обязанности посетить учителя, и для того, чтобы ее исполнить, достаточно посетить учителя в праздник[9].
Автор книги «Паним Яфот» (Дварим 17:17) трактует слово «месяц», как «новый год», основываясь на том, что в известном стихе Теилим (81:4), где идет речь о еврейском Новом Годе, упоминается слово «хадаш», которое использует муж женщины из Шунама. «Шабат» (Суббота), по мнению автора книги «Паним Яфот», это на самом деле Йом Кипур, который Тора (Ваикра 23:32) называет «Шабат Шабатон» (Суббота Суббот).
В книге «Альфаси Зута» («Рош а-Шана», там же) дается еще один ответ на заданный вопрос: та женщина, которая в Новомесячье освобождена от работы (как это приводится в Иерусалимском Талмуде и в «Пиркей де-раби Элиэзер» и принято в качестве закона в «Шулхан Арух», «Орах Хаим» п. 417), обязана посещать своего раввина в Новомесячье. Мужчина в Новомесячье занят вопросами пропитания и поэтому освобожден в этот день от заповеди посещения учителя. Но откуда взялась заповедь посещения учителя в праздник, и почему у мужчины нет обязанности посещать его в Субботу? Оказывается, «Шабат», упомянутый в стихе, и не Суббота вовсе, а «праздник» (см. «Адерет Элияу», «Ахарей Мот»; «Турей Эвен», «Рош а-Шана», там же; «Бен Йеояда», «Сукка», там же). Примерно то же пишет и автор комментария на Талмуд «Пней Йеошуа» («Рош а-Шана», там же): «По большому счету, посещать учителя мы должны были бы каждый день. Поэтому эта заповедь не является зависящей от временных рамок, и женщины обязаны в ней в той же мере, что и мужчины[10]. Но поскольку Тора запрещает вводить себя в состояние нищеты и обязывает заботиться о материальном достатке, в будние дни мы должны заниматься вопросами пропитания и на посещение раввина у нас остаются только праздники».
Совершено иное понимание рамок заповеди посещения учителя открывается нам из слов великих мудрецов Торы эпохи ришоним — рабейну Хананэля и Ритва («Рош а-Шана», там же). Они считают, что частота визитов к учителю зависит от того, насколько близко находится к нему ученик. Представляется, что эту точку зрения разделял и автор книги «Зоар» (ч.1 127а и ч.3 265б). Если ученик живет в одном городе со своим равом, он должен посещать его ежедневно. Если не в самом городе, но неподалеку от него — раз в неделю или раз в месяц, и именно о такой ситуации идет речь в истории с женщиной из Шунама. А раби Ицхак, когда говорил об обязанности посещать учителя в праздники, имел в виду случаи, когда ученик находится далеко от учителя[11]. Хафец Хаим («Биур Алаха» 301.4) привел слова рабейну Хананэля и Ритва, из чего можно заключить, что он считал, что таков окончательный закон. По мнению автора респонс «Шевет а-Леви» (ч. 7 п. 48) данное объяснение слов раби Ицхака является наилучшим.
Рав Йонатан Айбишюц («Яарот Дваш» 1.12) пишет, что посещение мудреца Торы подобно паломничеству в Храм[12]. Поэтому в те времена, когда осуществлялось храмовое служение, не было необходимости посещать рава во время праздников, так как в это время все прибывали в Иерусалим для единения с Творцом. «Если бы это не было столь сложной задачей, — пишет рав Айбишюц — было бы правильно, чтобы люди приходили в Храм и в Субботу, и в Новомесячье[13]. Но так как это требовало очень больших усилий, паломничество в Храм в Субботу и Новомесячье заменили визитами к мудрецам Торы в эти даты, что является подобием посещения Дома Всевышнего. Поэтому в рассказе о женщине из Шунама, которая жила во времена Храмового служения, не упомянуты праздники, а лишь Суббота и Новомесячье — дни, в которые она посещала пророка. Слова раби Ицхака об обязанности посещать учителя в праздник обращены к тем, кто живет после разрушения Храма и не имеет возможности совершать праздничные паломничества»[14].
Приведем вкратце мнения некоторых вышеупомянутых авторитетов относительно того как часто мы обязаны посещать учителя: посетить его в Субботу и в Новомесячье. После разрушения Храма посещать учителя в праздник мы обязаны по закону (рав Й.Айбишюц «Симхат а-Регель», «Каф а-Хаим»).
1. Ученик, который живет в том же городе, что и его раввин, должен посещать его ежедневно. Если не в самом городе, но неподалеку от него — раз в неделю (в Субботу) или раз в месяц (в Новомесячье). Если расстояние между учеником и учителем составляет более километра, он должен посещать своего учителя хотя бы по праздникам (рабейну Хананэль, Ритва, «Биур Алаха»).
2. Посещать учителя обязаны по Субботам и в Новомесячье и, тем более, по праздникам (Маарша).
3. Посещение учителя каждый день и, тем более, по Субботам и в Новомесячье — это достойный поступок; а по праздникам — обязанность («Маген Авраам», «Мишна Брура»).
4. Когда есть Храм нет обязанности посещать учителя, однако было бы правильно.
5. Женщины должны посещать учителя в Субботу и Новомесячье, а мужчины — по праздникам («Ханукат а-Тора»).
6. Женщины должны посещать учителя в праздники и в Новомесячье, а мужчины — в праздники («Альфаси Зута», «Пней Йеошуа»).
7. Учителя нужно посещать в «три праздника» («шалош регалим»: Песах, Шавуот, Суккот), а также в Рош а-Шана и Йом Кипур («Паним Яфот»).
В дополнение к этому упомянем важную идею, высказанную в книге «Панеах Раза». Когда Тора рассказывает о заповеди паломничества в Иерусалимский Храм в «три праздника», она использует числительное «шалош» («три») в сокращенном виде, то есть без буквы «вав». По мнению автора книги, тем самым Тора намекает, что посетить рава мы обязаны шесть раз[15]в году: Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шмини Ацерет (или Симхат Тора)[16], который наступает сразу после Суккота но является отдельным праздником.
Рамбам («Илхот Талмуд Тора» 5.7) привел слова раби Ицхака: «Каждый должен посетить своего учителя в праздник». В нашем базовом кодексе «Шулхан Арух» тоже упоминается эта заповедь, причем трижды, однако не в виде отдельного закона, а в контексте законов Субботы и Девятого Ава («Орах Хаим» 301.4, 415.1 и 554.12). Автор комментария «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 554.12) делает вывод, что согласно «Шулхан Аруху» и в будние дни[17], как, например, Девятого Ава, и, тем более, в Субботу есть заповедь посещать учителя, чему есть явное доказательство из Талмуда («Хагига» 5а)[18], и потому нет нужды приводить слова раби Ицхака в качестве отдельного закона.
Автор респонс «Нода бе-Йеуда» («Таньяна», «Орах Хаим» п. 94) не разделяет точку зрения автора «Маген Авраам». Он считает, что составитель «Шулхан Аруха» не выделил заповедь посещения учителя как отдельный закон потому что считал, что эта обязанность временно отменилась после разрушения Храма. Дело в том, что есть запрет оказывать раву больший почет, нежели Всевышнему («Кидушин» 33б). Поскольку в наше время, когда нет Храма и, соответственно, евреи не обязаны подниматься на праздники в Иерусалим (образно говоря, на встречу с Творцом), заповедь посещать учителя в праздники тоже временно отменяется, чтобы почет, оказываемый раввину, не превосходил почет, который оказывают Всевышнему. Рамбам процитировал высказывание раби Ицхака поскольку он всегда приводит и такие законы, которые можно исполнить при наличии Храма, но в «Шулхан Арухе», где собраны исключительно те законы, которые имеют практическое значение в наши дни, отдельно не выделена заповедь посещения учителя.
Высказанная автором «Нода бе-Йеуда» мысль, бесспорно, логична. Тем не менее, она не обрела большого числа сторонников в лице известных законоучителей. Многие из них (см. «Арух ле-Нер», «Сукка» 27б; «Шнот Хаим» п. 334; «Каба де-Кушьята» прим. к п. 81; «Сдэ Хемед», «Хет» от «Куф» и далее) в корне оспаривают такой подход. Они приводят ряд мест из Талмуда, где рассказывается о мудрецах Торы, которые жили уже после разрушения Храма, и, тем не менее, изо всех сил старались посещать своих учителей («Шабат» 152а; «Сукка» 10б и 27б; «Хагига» 3а)[19]. Конечно, автор «Нода бе-Йеуда» мог бы объяснить приведенные места Талмуда так, чтобы это не противоречило его подходу, сказав, что посещение учителя и в наши дни является важной заповедью, однако обязанности такой сейчас нет («Циц Элиэзер» ч. 18, п. 41).
В книге «Квод Хахамим» говорится, что заповедь посещения учителя можно исполнить не только в день праздника, но и в праздничный вечер. Ведь основной смысл заповеди — изучение Торы, а ночью Тору учить даже лучше, чем днем, о чем сказано в трактате «Хагига» (12б), и Рама приводит это в своих примечаниях на «Шулхан Арух» («Йорэ Деа» 246.23).
В какой день праздника можно исполнить заповедь посещения учителя, если рав и/или его ученик живут в диаспоре, но праздники проводят в Израиле?
В случае, когда либо рав, либо его ученик, либо они оба проживают в диаспоре, а праздники проводят в Израиле, лучше посетить рава в первый день праздника. Если такой возможности не представилось, то можно исполнить заповедь во второй праздничный день. А в случае, когда они оба — жители диаспоры, даже априори можно исполнить заповедь во второй день праздника («Бе-цель хохма» ч. 1 п. 63; «Беер Сарим», ч. 4 72.8).
Согласно ряду мнений, заповедь посещения учителя можно исполнить в течение всех дней праздника, включая полупраздничные дни (раби Авраам Мин а-Ар, «Сукка», там же; респонсы «Торат Хаим» ч. 3 п. 10 и «Арух ле-Нер», «Сукка», там же от имени Ритва). Другие авторитеты придерживаются мнения, что эту заповедь возможно исполнить непосредственно в праздник («Торат Хаим» и «Арух ле-Нер», там же от имени Раши). Представляется, что Маариль Дискин (респонсы, «Ахарон» 5.54) придерживался первого мнения, так как он допускает, что помимо дня праздника Шавуот (лишь один день в Земле Израиля и два дня в диаспоре) можно исполнить заповедь посещения учителя и в течение шести дней после праздника, поскольку во времена Храма на протяжении этих дней можно было восполнить праздничные жертвоприношения Шавуота.
В трактате «Сука» (там же) сказано, что поскольку заповедано радоваться в праздники вместе с женой и детьми, тот, у кого есть жена и дети, может исполнить заповедь посещения учителя в праздник лишь при условии, что он вернется домой в тот же день. Объясняя мнение Рамбама, который не упомянул об этом условии[20], некоторые, пишут, что Рамбам установил закон в соответствии с другим мнением, согласно которому заповедь посещения учителя в праздник человек обязан исполнить, даже если он не сможет вернуться домой в тот же день («Кесеф Мишнэ», «Илхот Талмуд Тора» 5.7). Другие считают, что данное объяснение не обосновано (см. «При Хадаш», там же; респонсы «Диврей Малкиэль», ч. 2 п. 75).
Ритва («Сукка», там же) пишет, что по закону человек обязан успеть вернуться в тот же день, в который он шел на встречу с учителем. В случае если это не возможно, он должен остаться дома и не посещать своего наставника. Аналогичным образом постановили и некоторые другие законоучителя (см. «Агаот Маймонийот», там же; «Шоэль у-Мешив», «Тлита» 1.464).
В книге «Ялкут Йосеф» («Кицур Шулхан Арух», «Орах Хаим» 519.14 и подобным образом написано в книге «Хазон Овадья», «Алахот Симхат Йом Тов» п. 9) в качестве практического закона установлено что не следует оставлять жену и детей, чтобы посетить своего наставника в праздник, так как есть обязанность радоваться в праздники вместе с женой и детьми, как сказано: «И будешь радоваться ты и жена твоя» (Дварим 14:26) и «И радуйся в праздники твои, ты и сын твой, и дочь твоя» (Дварим 16:14). В особенности это верно, если жена противится тому, чтобы муж ее покидал, ибо велико значение согласия в семье. Тем более, нельзя этого делать в первый год семейной жизни, как сказано: «И освобожден будет для жены весь первый год, и радовать будет женщину, которую взял в жены себе» (Дварим 24:5). В таком случае обязанность посетить своего наставника в праздник распространяется только на случай, когда наставник находится в одном городе с учеником, что позволяет посетить его и вернуться домой. И даже если жена согласна чтобы ее муж поехал к своему раввину на праздник, не следует этим пользоваться, поскольку на самом деле она не рада этому. И только если она искренне этого хочет и сама отправляет мужа посетить учителя, ему можно поехать, при условии, что он предоставит жене и детям возможность радоваться в праздник, купив для них одежду, украшения и другие, доставляющие им радость вещи.
После того, как были рассмотрены общие положения, связанные с заповедью посещения учителя, пришло время определить самое главное: о каком учителе идет речь? Понятно, что говорится о человеке, который обучает нас Торе, но этого недостаточно, чтобы мы должны были посетить его во время праздника во что бы то ни стало.
Говоря об обязанности посетить учителя, имеется в виду такой учитель, благодаря которому мы обрели большую часть знаний и мудрости, либо такой учитель, который передал нам основы техники обучения, благодаря которым мы в состоянии изучать что угодно, пользуясь книгами и другими источниками.
В свете сказанного понятно, что если у человека в процессе овладения навыками и знаниями менялись учителя, и от каждого он получил очень важную информацию, то определить, что конкретно по отношению к кому-то из них он обязан в заповеди посещения учителя затруднительно. При этом понятно, что посещая каждого из них, ученик совершает очень достойный поступок, являющийся элементом выражения почета мудрецам Торы.
От имени рава Я. И. Каневского передают, что, по его мнению, обязанность посещения учителя существовала лишь в те времена, когда Тора передавалась устно, и все знания человек получал от учителя. Но в наше время, когда в основном учатся при помощи книг, такой обязанности нет. Подобно этому пишет автор книги «Тшувот ве-Анагот» (ч. 2 п. 322).
В респосе «Атерет Паз» (ч. 1 т. 3 «Хошен Мишпат» п. 15) говорится, что каждому следует посетить своего учителя в праздник, а если учитель живет поблизости, то правильно было бы посещать его ежедневно или, хотя бы, раз в неделю или раз в месяц — все в соответствии с расстоянием и временем. При встрече с учителем было бы правильно постараться выучить у него какой-либо закон Торы. Главу поколения, даже те, кто у него никогда не учился, обязаны посещать, как собственного учителя. Женщины по букве закона освобождены от заповеди посещать наставника в праздники, но было бы правильно, чтобы и они старались посетить глав поколения. Эту заповедь следует исполнять в первый день праздника, а если такой возможности не представляется, то можно исполнить ее в полупраздничные дни («холь а-моэд»).
В завершение хочу процитировать респонсы «Зихрон Йосеф» («Орах Хаим» п. 10), автор которой обсуждает эту заповедь и объясняет слова мужа женщины из Шунама («…ведь не месяц сегодня и не Суббота»): В мидраше «Ялкут Шимони» рассказывается о том, что евреи, обращаясь к Творцу, спрашивают: «Когда Ты вернешь нам прежнюю славу, [как в те дни] когда мы приходили в Иерусалим три раза в год, чтобы предстать перед Тобой?» Ответил им Святой, благословен Он: «Раньше вы совершали паломничество только три раза в год, но когда придет полное Избавление, вы удостоитесь представать предо Мной каждое Новомесячье и каждую Субботу, как сказано в Книге Йешаяу (66:23): “И будет: в каждое Новомесячье и в каждую Субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной”, — сказал Г-сподь». Облака подхватят их, принесут в Иерусалим и в тот же день возвратят домой. И тогда, в самом деле, станет обязательным совершать паломничество в Храм каждое Новомесячье и каждую Субботу». Вознесем же молитву Творцу, что бы это исполнилось в скорости, в наши дни!
[1] Речь в статье идет исключительно о таком посещении учителя в праздник, которое не может привести к нарушению каких-либо законов Шабата и праздника (таких, например, как выход за границу субботней территории — «тхума»).
[2] Вот что пишет Рамбан: «Смысл выходного дня в том, что этот день свят и в него следует отвлечься от повседневных бытовых проблем и дать покой и наслаждение душе единением с Творцом. Для этого идут к мудрецам и пророкам, чтобы услышать слово Б-жье. И об этом говорит Писание: “Почему ты идешь к нему сегодня, ведь ни месяц сегодня и не Суббота” из чего выводит мудрецы, что в “месяц” и в Субботу следует идти к учителю».
[3] В другой своей книге «Нативот Олам» Маараль пишет, что смысл заповеди посещения учителя очень глубок и человеку засчитывается будто бы он исполнил все это в отношении Творца.
[4] От имени рава Йосефа Шалома Элияшива передают, что для того, чтобы исполнить заповедь посетить учителя в праздник, по букве Закона достаточно предстать перед ним в праздник («Иарот», «Сукка», там же). Подобного мнения придерживался и другой видный законоучитель современности, рав Шломо Залман Ойербах, который считал, что пожеланием «Хорошего Вам праздника!» можно исполнить заповедь посещения учителя. Видный авторитет Торы, рав Л. Хасман исполнял эту заповедь, посидев несколько минут у своего учителя рава И. З. Мельцера и пожелав ему хорошего праздника («Шулхан Шломо», «Йом Тов» гл. 529 прим. 3). Маариль Дискин считал, что учитель может освободить своего ученика от обязанности посещать его в праздник, и тогда не будет считаться, что если ученик не посетит учителя, то он не исполнил свою обязанность (респонсы, «Кунтрес Ахарон» гл. 5 п. 54). Из всего этого следует, что эти великие законоучителя современности не считали, что суть заповеди посетить своего учителя в праздник состоит в изучении Торы.
[5] Многие авторитеты Торы тоже считают, что тот, кто приступил к исполнению заповеди мудрецов, освобожден от исполнения других заповедей, даже если они являются заповедями из Торы (см. «Петах а-Двир» гл. 234, п. 4; Маарша,«Сукка», там же; «Сдэ Хемед», «Клалим», «Бэт» 115; «Ковец а-Шиурим» ч. 2 п. 32; «При Мегадим», «Орах Хаим» гл. 72; «Эшель Авраам» п. 4 и др.).
[6] Однако тот факт, что раби Ицхак учил закон посещения учителя из посещения пророка, не вызывал удивления у комментаторов Талмуда. Это объясняется тем, что женщина из Шунама по всей вероятности спрашивала законы у Элиши, когда он жил в ее доме. Кроме того, правило гласит: «Мудрец имеет преимущество перед пророком» («Бава Батра», 12б). И еще: Элиша был главой поколения, а у главы поколения статус учителя, даже в отношении того, кто у него никогда не учился.
[7] В книге «Седер а-Мишна» («Илхот Талмуд Тора» 5.7) высказана та же идея, основанная на словах Талмуда («Моэд Катан» 18а): «Женщины в Дом Учения обычно не заходят».
[8] Автор книги «Мишна Брура» (554.23) согласен с этим мнением. Он пишет: «Хотя и нет обязанности посещать учителя каждый день, все же, поступая так, ученик выполняет заповедь, ибо он может услышать от учителя слова Торы».
[9] Автор книги «Мей Шилоах» («Сукка», там же) замечает, что святость праздника составляют святость Субботы и Новомесячья.
[10] Автор комментария «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 301.7) тоже пишет, что в отношении обязанности исполнять эту заповедь женщины и мужчины равны, но не указывает по какой причине. Автор респонсов «Шевет а-Леви» (ч. 7 п. 48), по мнению которого обязанность посещать учителя является постановлением мудрецов, пишет, что мудрецы в своих постановлениях не делали различий между мужчинами и женщинами. Тем более это верно согласно мнению Раши, согласно которому на заповеди мудрецов, ограниченные временными рамками, в отличие от заповедей Торы, не распространяется правило о том, что женщины освобождены от этих заповедей. Однако заметим, что в книге«Моадим у-зманим» (ч. 5 п. 317) написано, что в наше время женщины не исполняют эту заповедь.
[11] О том, какое расстояние считается далеким, Ритва пишет в комментарии на трактат «Сукка» (там же): если ученик находится на расстоянии более километра от учителя, считается, что он далеко от него и не обязан посещать учителя чаще, чем по праздникам.
[12] Как это приводится в Иерусалимском Талмуде («Эрувин» 5.1 и «Санэдрин» 11.4). В книге «Зоар» («Трума» 163б) от имени раби Ицхака приводится, что встреча с мудрецом подобна «встрече» со Всевышним — лишь через мудреца Торы проявляется в сокрытом виде Лик Творца.
[13] Объясняя стих из книги пророка Йешаяу «И будет: каждое Новомесячье и каждую Субботу придет всякая плоть поклониться Мне» (66:23), мидраш «Ялкут Шимони» (ч. 2 п. 503) говорит: «Было бы правильно, чтобы все евреи совершали паломничество в Храм каждое Новомесячье и каждую Субботу. Но Всевышний освободил их от этой обязанности, чтобы не слишком их утруждать».
[14] Эти слова рава Йонатана Айбишюца цитирует автор свода законов «Каф а-Хаим» («Орах Хаим» 529.34) из книги«Симхат а-Регель», написанной равом Хаимом Йосефом Давидом Азулаем (а-Хида). Подобно этому пишет и Мальбим (Млахим, там же). А в книге «Зоар» («Бо» 38а и «Ваэтханан» 265б) рассказывается о том, что после разрушения Храма, народ, вместо паломничества в Иерусалим, приходил на встречу к раби Шимону бар Йохаю.
[15] Буква «вав» в Святом языке также имеет значение цифры 6.
[16] Логично предположить, что в странах диаспоры, несмотря на то что праздничные дни удваиваются, число обязательных посещений учителя не увеличивается, ведь это тот же самый праздник.
[17] Автор книги «Элияу Раба» задает вопрос: «Если заповедь посещать рава исполняют так же и в будние дни, почему же муж женщины из Шунама был так удивлен что она собирается к Элише, несмотря на то, что это не было ни Новомесячье, ни Суббота?». В книге «При Мегадим» дан ответ на этот вопрос: ежедневное посещение рава предполагает изучение Торы. Поскольку женщины освобождены от заповеди изучения Торы, им достаточно посетить рава в Новомесячье и в Субботу.
[18] В книге «Сдэ Хемед» («Хет», от «куф») приводится, что в Иерусалимском Талмуде («Эрувин», нач. гл. 5) сказано, что есть заповедь посещать учителя ежедневно.
[19] Кроме этого, многие авторитеты упоминают основанный на мидраше обычай, согласно которому принято совершать паломничество в Иерусалим и после разрушения Храма (см. Ран, «Таанит» 2а; «Кафтор ве-Перах» гл. 6; респонсы«Маарит» ч. 1 п. 134; респонсы «Ташбец» ч.3 п. 201; Маарац Хают «Гитин» 2 и 4, и др.).
[20] Заметим, что Риф и Рош тоже не привели это условие.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.