Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Следует разобраться, почему Пинхас удостоился того, чего не удостоились Моше и Ааро

«Пинхас сын Элазара, сына коэна Аарона, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, взревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в своей ревности. Поэтому скажи: Я заключаю с ним союз мира»[1].

Следует разобраться, почему Пинхас удостоился того, чего не удостоились Моше и Аарон. А ведь о Моше сказано: «… если бы Моше, избранный Его, не встал бы перед Ним в проломе, чтобы отвратить гнев Его, чтобы не истребил (народ)»[2]. Моше делал многократно то, что сделал Пинхас один раз — отвращал гнев Б-га от еврейского народа и этим спасал его: после греха с золотым тельцом, после греха разведчиков и т.д., тем не менее, ему не был обещан «союз мира». Мидраш[3] также говорит: Сказал Всевышний: «Ему по справедливости полагается эта награда». И это непонятно.

Притча.

У одного человека было много кредиторов. И каждый раз, когда они подавали на него в суд, с требованием вернуть им деньги, он нанимал адвокатов, которым своими доводами удавалось отправить их ни с чем. Однажды все кредиторы собрались и потребовали с этого человека немедленной выплаты долгов. Тогда один из его друзей вступил с ними в переговоры, и ему удалось договориться с каждым из кредиторов, что вернет ему часть суммы, и долг будет прощен. Он забрал у них все долговые письма, разорвал и сжег, а кредиторы отправились восвояси, получив суммы, о которых было договорено. Понятно, что этот друг сделал для должника больше, чем предыдущие. Ведь те только отодвигали выплату долга на более позднее время, но не отменяли его. Этот же друг отменил все долги, заплатив из своего кармана, и теперь тот человек был свободен от кредиторов.

Смысл этой притчи в том, что после греха с золотым тельцом, мера суда Б-га требовала немедленно взыскать с евреев долг (то есть истребить их), а Моше, да покоится с миром, удалось отодвинуть этот приговор, как сказано: «И передумал Б-г (делать) зло, которое хотел…»' — то есть, не стал взыскивать долг тут же, но сказано: «Но в день, когда вспомню, взыщу с них.»[4]. После греха разведчиков, выполнение приговора снова было отодвинуто, но при этом Всевышний сказал: «Как жив Я. не увидят эти люди (земли Израиля)»[5]. Но Пинхасу удалось вообще стереть долг — отменить приговор полностью. И разъясним это еще следующей притчей.

Притча. Один парень работал слугой богача за пропитание. Он верно служил ему долгое время. Однажды в Пурим, богач сидел за трапезой, и к нему пришел торговец, который попросил его продать ему кое-какой товар, находившийся в его лавке. Богач сказал ему, чтобы вернулся назавтра, ведь сегодня праздник. Слуга же поднялся со стола и сказал своему хозяину: «Я принесу ему товар. Дайте мне ключи от лавки». Богач спросил: «Но ведь ты пропустишь трапезу!» Слуга ответил: «Будь, что будет». Он побежал в лавку, принес товар, и получил за него хорошую прибыль. На следующий день богач спросил: «Ты верно служишь мне уже долгое время. Какую ты желаешь получать плату?» Парень удивился: «Но ведь Вы уже назначили мне оплату пропитанием». Богач объяснил: «Сначала я думал, что ты так любишь есть, что лучшей оплатой для тебя будет пища. Но вчера я убедился, что это не так, ведь ты был готов отказаться от обильной праздничной трапезы. Поэтому тебе полагается плата».

Смысл этой притчи в том, что человек не в состоянии отплатить Всевышнему даже за саму жизнь. Жизнь это великое благо, и человек должен все время тяжело трудиться за нее, выполняя волю Б-га. А все остальные блага этого мира и награду будущего мы получаем как милость Б-га, а не потому, что нам что-то полагается. Но Пинхас был готов отдать жизнь ради святого имени Б-га. И если бы Он не сделал для Пинхаса чудо, он бы погиб. Этим Пинхас доказал, что собственная жизнь ему не важна, а следовательно, ему полагается другая плата.

Приведем еще одно объяснение словам Мидраша: «Ему по справедливости полагается эта награда». Для этого сначала разъясним слова: «Поэтому скажи: Я заключаю с ним союз мира». Мудрецы разъясняли, что речь идет об обещании вечной жизни, как сказано в Мидраше[6], что он еще существует. И сказано: «Союз мой был с ним, жизнь и мир»[7]. Обычно мы понимаем слово «мир» как спасение от разных случающихся в этом мире происшествий, а про Пинхаса сказано, что тот мир, который дал ему Б-г, это то, что он существует вечно. Но мне кажется, что это следует понимать согласно со сказанным: «Малый и великий (находится) там, и раб свободен от своего господина»[8].


[1] Бемидбар 25:11-12

[2] Теилим 106:23

[3] Мидраш Бемидбар Раба 21:1

[4] Шмот 32:34

[5] Бемидбар 14:20-21

[6] Мидраш Бемидбар Раба 21:3

[7] Малахи 2:5

[8] Иов 3:9

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»