Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Матот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И говорил Б-г Моше так: “Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, а потом приобщишься к своему народу”. И говорил Моше народу так: “Пусть выйдут из вас люди в войско, и пусть выступят они против Мидьяна, чтобы совершить мщение Б-га Мидьяну”»[1].
Написано в Мидраше[2]: Б-г сказал: «Отомсти за сынов Израиля», а Моше сказал: «…мщение Б-га Мидьяну». Каким образом? Сказал Всевышний Моше: «Из-за причиненного ими вреда, Я наказываю вас» (то есть, мидьянитяне стали причиной греха евреев, и последующего наказания Б-гом. Поэтому это месть евреев мидьянитянам — прим.). Ответил Моше: «Владыка мира! Если бы мы были необрезаны, или отреклись бы от Твоих заповедей, то они бы не ненавидели нас. Нас преследуют из-за Торы и заповедей, которые Ты нам дал. Значит это наказание полагается им из-за Тебя». Поэтому сказано: «мщение Б-га Мидьяну».
Следует разъяснить это.
Притча.
Один человек пришел в лавку, где продают дорогое вино, и попросил определенное количество вина. Продавец спустился в погреб, принес оттуда вино, которое просил покупатель и поставил на стол. Пока он беседовал с покупателем, в лавке крутился один пьяный, как пылинки на сильном ветру. Он добрался до стола, толкнул его, и бутыль с вином упала и разбилась, а содержимое вытекло. Продавец в гневе схватил палку и стал бить пьяного по всему телу, приговаривая: «Посмотри, негодяй, что ты наделал! Сколько ты уничтожил вина! Какой убыток ты нанес!» Пока он бил пьяного, покупатель стоял молча и смотрел на эту картину, пытаясь разобраться, бьет ли продавец пьяного из-за того, что он нанес ему денежный ущерб, и тогда с него, покупателя, он никакой платы не потребует, или же он думает, что покупатель заплатит ему за вино, и бьет пьяного в наказание за ущерб, нанесенный этому покупателю. Тут он обратил внимание, что в лавке находится маленький сын продавца. Он попросил его: «Пойди-ка, спроси отца, почему он так избивает этого пьяного?», — и ждал, что продавец ответит сыну. Если он скажет: «Сынок, что за вопрос ты задаешь?! Разве ты не видел, что он мне натворил?! Разве ты не понимаешь, какой убыток он нанес?!» Такой ответ будет означать, что продавец не собирается брать с покупателя денег за пролитое вино. Но если он скажет: «Сынок, разве ты не понимаешь, какой убыток нанесен покупателю?!», — то станет понятно, что продавец ожидает, что покупатель заплатит за пролитое вино, а пьяного бьет, чтобы успокоить его.
Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, знал, что мидьянитяне должны понести наказание, но не знал, за что будут наказаны: за то, что ввели в грех евреев (и те получили из-за них наказание), или за то, что привели к нарушению святой Торы (заповедей Творца мира), и их ждет отмщение Б-га. Пока он раздумывал над этим, Всевышний обратился к нему: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам». Из этого стало понятно, что еврейскому народу придется платить за все (за грех поклонения идолу Пеор), а месть ми — дьянитянам — чтобы успокоить евреев за тот ущерб, который те им причинили. Это и разъясняли мудрецы: «Убыток ваш. Они (мидьянитяне) вынудили Меня наказать вас». То есть, вы будете терпеть наказание за грех (это вам убыток). А тогда, почему ты, Моше, называешь это «мщением Б-га»? Теперь нам понятны слова Творца.
Поймем теперь, что сказал Моше: «Если бы мы были необрезаны, или отреклись бы от Твоих заповедей, то они бы не ненавидели нас. Нас преследуют из-за Торы и заповедей, которые Ты нам дал. Значит, это Твоя месть». Вернемся к нашей притче.
Притча.
Если выяснится, что продавец бил пьяного за ущерб, нанесенный покупателю, и собирается требовать с покупателя плату за вино, то покупатель не станет спешить ему платить. Они станут спорить. Покупатель скажет: «Дай мне вино, и я дам тебе деньги», а продавец возразит: «Я уже дал тебе вино!» Они обратятся в суд. Теперь рассмотрим, что должен установить суд в первую очередь. Несомненно, сначала следует выяснить, откуда взялся в лавке пьяный. Если это слуга покупателя, и он его привел, то платить за пролитое вино должен покупатель. А если этот пьяный связан с продавцом, и к покупателю не имеет никакого отношения, то покупатель тут ни при чем. Ведь вино продавца и пьяный тоже его. Так с кого он требует убыток?
Это разъясняет ответ Моше Всевышнему: «Ты хочешь, чтобы мы заплатили (были наказаны) за ущерб, который мидьянитяне нам нанесли, когда ввели нас в грех. Но этот “пьяный” (мидьянитяне) не имеет к нам никакого отношения — “Если бы мы были необрезаны, или отреклись бы от Твоих заповедей, то они бы не ненавидели нас”. Следовательно, мщение здесь за Тебя, не мы виноваты, что те нанесли нам ущерб. Значит Мидьян надо наказать, за ущерб, нанесенный Всевышнему, его Торе. И это то, что сказал Моше: “…мщение Б-га Мидьяну”.
“Затей ссору с мидьянитянами и убейте их. Ведь они затеяли ссору с вами в злоумышление их про Пеор…”[3].
Это отдельное повеление Б-га, в дополнение к “Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам”. Это повеление означает, что евреи должны были помнить в сердце то, что мидьнитяне ввели их в грех, и возбудили в них страсть к разврату, чего раньше у евреев не было, ведь все были святы, как сказано[4]: “Когда евреи стояли на горе Синай, из них ушла духовная нечистота”. Всевышний желал очистить сынов Израиля, а потому велел: “Затей ссору с мидьянитянами” — чтобы это было знаком, что еврейский народ чист сердцем, и сокрушается о нарушении, совершенном им, и том наказании, которое постигло их. И когда евреи возбудят в себе ненависть к мидьянитянам за то, что они им причинили, то это побудит их отомстить. А Всевышний читает в сердце каждого и знает, ненавидит ли он мидьянитян за то, что ввели его в грех, и потому желает им поражения. Но наш учитель Моше, да покоится с миром, хотел увидеть отмщение Мидьяну, чтобы тоже знать, что движет евреями (ведь их желание отомстить свидетельствует о большом раскаянии и гневе на тех, кто привел их к нарушению воли Творца — прим.). Поэтому мудрецы в Мидраше объясняли стих: “Не заберет глаз праведника”[5] — “Всевышний не препятствует праведнику увидеть то, что он хочет”. Из это учит нас, что Моше желал увидеть отмщение Мидьяну прежде, чем умрет, и о нем сказано: “Возрадуется праведник, ведь увидел отмщение”[6] — отмщение Мидьяну (радость праведника — увидеть до своей смерти наказание Б-гом негодяев — Мидьян и Билама — прим.).
[1] Бемидбар 31:1-3
[2] Мидраш Бемидбар Раба 22:2
[3] Бемидбар 25:16-18
[4] Йевамот 103
[5] Иов 36
[6] Теилим 58
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.