Темы: Алаха, Рамбам, Рав Моше Аксельрод
Тора запретила иметь неправильные меры и веса (Дварим 25:14-16): «Да не будет у тебя в доме твоем меры двоякой, большой и малой. Весовой камень полный и верный пусть будет у тебя, мера полная и верная пусть будет у тебя, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе. Ибо отвратителен Г-споду, Б-гу твоему, всякий делающий такое, всякий творящий кривду».
Рамбам пишет («Илхот гнива» 7.3): «Каждый, кто держит у себя дома или в магазине меру недостающую или гирю недостающую, нарушает “да не будет у тебя”… И не бьют его за это [39-ю ударами кнута], поскольку это нарушение, в котором нет действия»[1].
Рав Меир Симха а-Коэн в своем комментарии «Ор Самеах» на Рамбама задается следующим вопросом. Если у человека в магазине или дома есть испорченная, неточная мера, то ясно, что он нарушает запрет пассивно, и за это не бьют кнутом, поскольку никогда не приговаривают к телесным наказаниям за пассивное нарушение. Но что будет если человек совершит активное действие, которое повлечет за собой пассивное нарушение — например, сознательно купит неточную меру, или сам испортит точную? Повлечет ли это за собой «превращение» пассивного действия (хранения неправильных мер и весов) в активное? Из слов Рамбама автор «Ор Самеах» видит, что нет никакой разницы между тем, кто просто хранит испорченную меру, и никогда ничего не предпринимал для того чтобы такую меру иметь, и тем, кто сознательно стремился заполучить себе такую меру: ни один, ни другой не подлежат наказанию, активное действие не меняет статус пассивного действия. Однако он находит противоречие в словах Рамбама: в «Илхот хамец у-маца» Рамбам пишет о запрете хранить хамец (квасное) в Песах, и там написано, что если человек покупает в Песах квасное или сам его создает, то его бьют кнутами, потому что это активное нарушение запрета. Но разве эти две ситуации — с мерами и с квасным — не подобны? В «Ор Самеах» выдвигается предположение о том, что в случае с испорченной мерой активное действие не влияет на алахический статус пассивного действия (хранения), поскольку это активное действие может быть исправлено при помощи компенсации: виновный может раскаяться и заплатить ущерб, как любой вор. А по закону вора не бьют, именно потому, что воровство — это запрет, который можно искупить, выплатив деньги.
Автор «Ор Самеах» отвергает данное предположение, поскольку у Рамбама прямым текстом написано, что причина, по которой не бьют хранителя испорченной меры, состоит в том, что это «запрет, в котором нет действия». Он снимает возникшее противоречие следующим образом. Вся суть запрета держать у себя неправильную меру в том, чтобы не начать ею пользоваться. Поэтому не важно, свою неправильную меру хранит человек, или чужую — он все равно нарушает. Следовательно, покупка испорченной меры не становится частью запрета держать испорченную меру (ведь право собственности здесь не играет никакой роли), а значит это действие не может изменить статус пассивного нарушения, сделав его активным. Но в случае с квасным в Песах все проблема в том, чтобы держать в своем владении хамец, который принадлежит тебе, а не другому человеку — чужой хамец можно держать у себя, и это вообще не является. Поэтому если я покупаю квасное в Песах, то тем самым «создаю» собственный хамец, и поэтому здесь происходит активное нарушение запрета[2]. Мнение автора «Ор Самеах» вызывает два вопроса: Вот ответ, которые можно попробовать дать на оба эти вопроса. Удержание чьих угодно неправильных мер и весов принципиально отличается от владения квасным в Песах. Суть запрета иметь неправильную меру вообще не связана правом собственности на нее — проблема в самом физическом нахождении этой меры у человека. Но квасное отличается: если в Песах совершить действие, в результате которого квасное станет твоим, то лишь в этом случае произойдет нарушение, а все то время, пока квасное не является твоей собственностью, ты ничего не нарушаешь, даже если оно лежит у тебя дома. Автор «Ор Самеах» сам отвечает на эти вопросы. Он пишет, что запрет испорченных мер не «соединяется» с действием, потому что запрет состоит лишь в том, что испорченная мера, пусть даже чужая, находится у тебя.
1) Почему внесение в собственное владение чужих испорченных мер и весов не присоединяется к запрету? Разве это действие так уж сильно отличается от приобретения квасного в Песах (и там, и там происходит активное действие)?
2) Почему порча изначально правильной меры не меняет статуса запрета на активно нарушаемый, как это происходит в случае с квасным?
Однако этого объяснения все равно недостаточно, потому что суть запрета квасного в том, что хамец находится у меня, а то что он именно принадлежит мне — техническое условие. Из слов раби Шнеура Залмана из Ляд в «Шухан Арух а-рав» следует, что если принадлежащий еврею хамец не находится у него во владении физически, то он не нарушает запрета, и, следовательно, суть запрета в том, что вещь физически находится у него. И кроме того, в «Макор Хаим» написано, что если нееврей (у которого нет обязанности соблюдать Песах) украл квасное, то в результате еврей, который является собственником этого квасного, перестает нарушать запрет. Таким образом, мы вернулись к заданному выше вопросу.
Видно, что сам автор «Ор Самеах» почувствовал, что здесь есть проблема. Он намекает, что есть два вида удерживания: пассивное нахождение предмета на территории нарушителя (неправильная мера) и активное удерживание предмета в качестве своей собственной вещи (хамец). Автор «Ор Самеах» изложил свое объяснение очень кратко. Он завершил его отсылкой к комментариям Тосафот («Авода Зара») и «Кесеф Мишнэ» по поводу «килаим», не процитировав их, и не объяснив, что он имеет в виду.
В Торе есть запрет смешения посевов («килаим»). И даже если человек специально не сажал виноград и пшеницу вместе, но видит, что они растут вместе, то он должен удалить один из видов с участка (даже если посевы не его), а иначе он считается «поддерживающим килаим» и тем самым нарушает запрет, а в трактате «Авода Зара» приводится мнение раби Акивы, что «поддерживающими килаим» полагается наказание в 39 ударов. Но Тосафот считают, что наказать можно лишь за активное действие — например, за строительство забора вокруг «килаим», поскольку иначе «поддержка килаим» является пассивной, и наказать за нее нельзя. А с точки зрения «Кесеф Мишнэ», даже установки забора вокруг «килаим» недостаточно, поскольку это действие хоть и защищает посевы, но не помогает им расти — согласно «Кесеф Мишнэ», суд может наказать лишь за прополку сорняков на этом участке, за окучивание, полив водой и подобное — другими словами, для наказуемости нарушения требуется совершить действия, которые непосредственно связаны с выращиванием «килаим» — с обеспечением и улучшением роста всходов. Спор Тосафот и «Кесеф Мишнэ» касается лишь глубины связи действия с сутью нарушаемого запрета, но оба эти мнения подтверждают идею автора «Ор Самеах» о том, что действие, способное изменить статус пассивного нарушения на активно нарушаемый запрет, наказуемый земным судом, должно быть связано с сутью этого запрета.
Тем не менее, можно спросить: разве существуют какие-то отличия между «килаим» и испорченными мерами в отношении нашей темы? Ведь для того, чтобы нарушить запрет Торы, не нужно владеть ни тем, ни другим. И более того, в случае «килаим», для того, чтобы «заслужить» 39 ударов, достаточно просто поддерживать всходы «килаим» — даже не нужно специально сажать вместе виноград и пшеницу; а в случае с мерами и весами, активное действие, приводящее к порче гири, создает запрещенный предмет, а значит оно тем более должно менять статус нарушения! Что хуже — удержание уже существующего запрещенного предмета или создание нового запрещенного предмета, который связан с нарушением запрета Торы? Почему активная порча гири не меняет не делает нарушение активным? Ведь для автора «Ор Самеах» это действие не влияет на статус нарушения! Чтобы ответить на вопрос и защитить позицию автора «Ор Самеах», необходимо доказать, что между «килаим» и испорченными мерами существует принципиальное алахическое различие. Мы отметили выше, что автор «Ор Самеах» намекнул на существование двух разных видов удержания: пассивное нахождение предмета на территории нарушителя и активное удерживание предмета в качестве своей собственной вещи. Не выкорчевывая «килаим», я его тем самым активно «удерживаю». А с неточной гирей не так: сам факт пассивного нахождения у меня неточной гири это уже запрет, даже если я ничего не делаю для того, чтобы эта гиря у меня появилась, и тем более не пользуюсь ей. Указание на легитимность такого разделения можно увидеть в трудах ришоним, в частности в комментарии Рамбана («Бава Батра» 2а): он пишет, что тот, кто «удерживает килаим», нарушает запрет лишь в том случае, когда он заинтересован в существовании «килаим». Если так, то испорченные меры и веса не похожи на «килаим», поскольку суть запрета неправильных мер и весов в том, что они просто находятся у человека, а в «килаим» запрет в том, что человек «удерживает» их: он их не выкорчевывает, что свидетельствует о его заинтересованности — запрет именно в том, что он «удерживает килаим», а не в том, «килаим» находятся у него.
Теперь становится понятно, почему в случае с испорченными гирями не происходит изменения статуса нарушения при активном действии по порче гирь, их приобретению и т.п. Причина в том, что активное действие может «присоединиться» к пассивному действию и изменить его статус: именно это происходит в ситуации с огораживанием или поливом «килаим», за которые положено телесное наказание. Но там, где активное действие присоединяется не к пассивному действию, а просто к факту, статус нарушения не может измениться: неточные гири могут просто находиться у человека, как факт, и это уже запрещено, хотя он может и не проявлять никакой заинтересованности в обладании ими. Соответственно, с помощью «килаим» мы можем понять то, что написал автор «Ор Самеах» о квасном, запрет которого состоит в том, что человек «удерживает» его у себя, а не в том, что хамец просто находится у него. Поэтому в отношении квасного, как и в отношении «килаим», активное действие меняет статус нарушения и делает его наказуемым.
Для лучше понять тонкую разницу, о которой мы здесь говорим, приведем следующий пример. В доме у человека есть посуда и пыль. Эта пыль у него просто находится (как испорченная гиря), а вот посуду он «удерживает» (как хамец или «килаим»).
[1] 39 «палок», а точнее ударов особым кнутом — стандартное телесное наказание за нарушение запрета Торы, к которому мог приговорить земной суд в эпоху Санэдрина.
[2] И понятно, что если человек не купил квасное, а произвел его сам, сделав в Песах тесто и дав ему закваситься, то это как минимум такое же нарушение запрета, ведь человек бувально «создал» хамец в своем владении.
Автор: р. Моше Аксельрод, преподаватель ешивы «Торат Хаим»
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»