Темы: Шмита, Сотворение мира, 9 Ава, Еврейский календарь, Разрушение Храма, Рав Моше Аксельрод
В книге «Тикун Иссахар» упоминается малоизвестный обычай — ночью 9 Ава оглашать счёт лет, прошедших с разрушения Храма: «И таков наш обычай в Земле Кнаан — оглашать всеобщий счёт лет каждую ночь 9 Ава из-за горя».
И на самом деле, для жителей Святой Земли особенно важно помнить, сколько лет прошло с разрушения Храма, чтобы знать, когда наступит «Шмита» (седьмой год в календарном цикле, год прощения долгов, освобождения земли и рабов, а также запрета на коммерческое использование урожая).
Когда был разрушен Храм? Как связан траурный день 9 Ава со Шмитой? В трактате «Таанит» (29а) сказано, что оба Храма в Иерусалиме были разрушены 9 Ава, на исходе Шабата, на исходе Шмиты (т.е. в год сразу после Шмиты[1]). Это значит, что последовавший за разрушением Храма год был первым в семилетнем цикле. Следовательно, зная сколько лет прошло с разрушения Храма, можно определить, когда наступит ближайшая Шмита. Исход еврейского народа из Египта произошел в 2448 году от сотворения мира (см. расчет, который приводит Раши в комментарии на трактат «Авода зара» 9б). Написано в книге Мела-хим (6:1) что Храм был построен через 480 лет после выхода из Египта. Мудрецы говорят, что Первый Храм простоял 410 лет, потом он был разрушен и евреи отправились в Вавилонское изгнание, которое продолжалось 70 лет. Второй Храм простоял 420 лет. Выходит, что разрушение Второго Храма произошло в 3828 году (68 до н.э. по принятому летоисчислению). Следовательно, предшествующий ему 3827 год был годом Шмиты. Но если следовать этому счёту, то получится, что истекший 5773 год (2012-2013 н.э.) должен был быть годом Шмиты, однако мы, согласно общепринятому в еврейском мире календарю, будем соблюдать Шмиту только в 5775 (2014-2015) году!
На самом деле, если мы откроем первоисточники, то увидим, что расчет Шмиты — это целая тема. В трактате «Авода Зара» (9б) приведено высказывание рава Уны сына рава Йеошуа, что тот, кто не знает, какой сейчас год семилетнего цикла, «пусть добавит год». И Раши объясняет, что в этой сжатой фразе содержится целая формула для расчета Шмиты:
1) Нужно добавить один год к числу полных лет, прошедших от разрушения Храма (результат №1). Причина: Храм был разрушен в первый год нового семилетнего цикла, т.е. на следующий год после Шмиты, как было сказано выше.
2) Результат №1 следует разделить на число полных сотен (каждая сотня лет соответствует двум Йовелям[2], которые он включает (результат №2). Причина: чтобы максимально упростить дальнейший счет, нужно убрать из формулы расчета все завершенные юбилейные циклы.
3) Результат №2 нужно разделить на 7 (результат №3). Причина: убрать из расчета все завершенные семилетние циклы.
4) Мы должны определить, сколько полных сотен содержит результат №3 и умножить число этих сотен на два (результат №4). Причина: Раши пишет, что существует спор рав Йеуды и мудрецов («Недарим»…) о том, как считать Йо-вель. По мнению мудрецов Йовель наступает после каждой седьмой Шмиты, а по раву Йеуде седьмая Шмита — завершающий год юбилейного цикла, который одновременно является Йовелем. Гемара идёт по мнению рава Йеудыр и это означает, что на каждые 50 лет у нас добавляется один год (т.е. на 100 лет — 2 «лишних» года).
5) К результату №3 мы плюсуем результат №4. Таким образом определится порядковый номер текущего года в семилетнем цикле.
Как было сказано выше, при расчете мы добавляли год (п.1) из-за того, что Храм был разрушен на следующий год после Шмиты. Раши дает интересное объяснение: сам этот год не входит в счет лет разрушения Храма, т.к. Храм стоял большую часть этого года. Таким образом Раши солидаризируется с мнением, что Второй Храм простоял 420 лет.
Тосафот не принимают мнение Раши — они пишут, что Храм был разрушен на год позже. То-сафот даже изменяют версию гемары: «Тот, кто не знает какой сейчас год [после Шмиты] пусть убавит два года или добавит пять». Согласно их мнению, Талмуд советует считать не от разру-шенния Храма, а от начала царствования греческих царей, которые правили в Иудее начиная с 41 года после возведения Второго Храма. А поскольку евреи начали соблюдать Шмиту сразу же, как только у них появился Храм, то получается, что не 41-й, а 43-й (!) год от восстановления Храма был первым после Шмиты. И поэтому если отнять 2 года или добавить 5 получится первый год семилетнего цикла. Комментаторы приводят и другие мнения, которые вообще не вписываются в рамки спора Раши и Тосафот. Рабейну Хананель пишет, что здесь вообще имеется в виду разрушение Первого Храма, а не Второго, а рабейну Зрахия а-Леви утверждает в книге «А-Маор», что вообще гемара говорит о счете лет от Создания Мира.
Тур («Хошен Мишпат» гл.67) упоминает спор Раши и Тосафот относительно седьмого года. Он пишет следующее: «И относительно счёта Шмиты существует спор. Ри[3] считает что Шмита была в 88-ом году, а по Раши она была в 87-ом[4] и это основное мнение».
Если экстраполировать этот спор на наше время, то получится, что по Раши 5773 (2012-2013) год должен был быть Шмитой, а согласно Ри Шмита пришла с последним Рош а-Шана! При этом во всех еврейских календарях в качестве Шмиты указан следующий — 5775-й год. Это означает, что даже если проигнорировать слова Тура о том, что алаха установлена по мнению Раши, и предположить, что мы должны действовать по мнению Тосафот, все равно получается, что Шмита «съехала» еще на год вперед. Где тут ошибка?
Мы вынуждены предположить, что закон установлен по какому-то другому мнению. Рамбам делал собственный расчёт семилетнего цикла, и у него получилось, что 4936 год должен был быть годом Шмиты. При этом он утверждал, что его система подсчета в точности соответствует той, которая приведена в нашей гемаре («Ил-хот Шмита ве-Йовель», гл.10, алаха 5). Но если перенести результат, полученный Рамбамом на наше время, то получится, что ближайшая к нам Шмита соответствует 5776 году. Но Рамбам добавляет (там же, алаха 6), что согласно традиции, известной от вавилонских гаоним и жителей Эрец Исраель, Шмита была на год раньше — в 4935 году, и что это должно быть принято в качестве алахи, потому что передача и получение традиционных установлений важнее, чем наши расчеты. И это как раз соответствует нашей практике, ведь если считать от 4935 года, то следующий, 5775 год, будет годом Шмиты, как и написано в нашем календаре.
Однако не все так просто. Нам нужно найти объяснение, как совместить принятый у нас счёт со всем тем, что написано в гемаре относительно разрушения Храма. Ведь если считать назад от 5775 года, то получится, что Храм был разрушен в 3830 году, т.к. 3829-й был годом Шмиты, и это противоречит простейшему расчету, сделанному нами выше на основе слов гемары (3828-й или 68-й г. до н.э). Таким образом, у нас есть проблема двух «пропавших» лет.
Раби Йеошуа Фальк («Дриша» гл. 67) и раби Йонатан Айбишюц («Тумим») писали, что существует разница между летоисчислением, упомянутом в Талмуде, и тем, которого придерживаемся мы. Доказательство: в трактате «Авода Зара» исчисление существования мира ведется со дня сотворения Первого человека, который, согласно основному принятому мнению, был создан в Рош а-Шана. А мы, в отличие от Талмуда, ведём счёт со дня Сотворения Мира. Если Шестой день Творения, в который был создан Адам а-Ришон, выпал на Рош Аша-на, то это означает, что мир существовал уже второй год, поскольку до Рош а-Шана уже было пять дней Творения. В этом и состоит разница между тем, что написано в Гемаре, и тем, как мы ведём счёт. «Дриша» указывает на противоречие в словах Тура в двух разделах: в «Хошен Мишпат» Тур пишет, что по Раши Шмита в 87-ом году, а по мнению Ри в 88-ом, а в «Йорэ Деа» — иначе: по Раши Шмита в 88-ом году, а по Ри в 89-ом. Законоучителя, затруднившиеся с пониманием противоречия в словах Тура, решили принять в качестве основной версии ту, которую Тур изложил в «Хошен Мишпат», а «Дри-ша» объясняет, что никакого противоречия нет. Просто в «Йорэ Деа» Тур приводит нашу систему летоисчисления, а не талмудическую, с дополнительным годом. Таким образом, из-за разницы между нашим летоисчислением и талмудической системой расчета мы «выигрываем» дополнительный год. Остается найти ещё один год разницы между нашим летоисчислением и счетом, который приведен в Талмуде, и это поможет нам доказать, что Тур, устанавливая алаху по Раши, не противоречит мнению Рамбама (гаоним). Виленский гаон (67) приводит «Мидраш Раба» («Ноах»): раби Йеуда говорит, что год Потопа (а Потоп длился год) не входит в счет лет, а раби Не-хемия спорит с ним, говоря, что хоть Потоп и не входит в счет лет, он все же участвует в счёте периодов («ткуфот»), и мы считаем его в отношении новолуния. Этот спор является продолжением спора, который вели раби Йеошуа и раби Эла-зар. Вс-вышний обещал Ноаху и его сыновьям: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся» (Берейшит 8:22). И раби Элазар, и раби Йеошуа согласны, что слова стиха («Впредь… не прекратятся») подразумевают необходимость уточнения. При этом раби Элазар считал, что движение светил происходило в обычном порядке, но их воздействие не ощущалось на земле, а раби Йеошуа сказал, что данное Вс-вышним обетование на будущее «не прекратятся» означает, что во время Потопа они прекращались, т.е. вся система светил остановилась, прекратила движение. И можно объяснить, что счёт лет, приведенный мудрецами в Талмуде, не включает в себя год Потопа, а принятое у нас летоисчисление включает его, поскольку относительно месяцев и периодов, которые имеют определяющее значение в календаре, год Потопа считается годом, как объяснял рав Нехемия. Таким образом, разрушение Второго Храма можно датировать не 3828 годом, а 3829-м (по мнению раби Йеуды и раби Йеошуа) или даже 3830-м (по раби Нехемии и раби Элазару).
[1] Как «моци Шабат» (исход Субботы) — это время, наступающее после окончания Шабата, но не в конце Шабата.
[2] Пятидесятый год.
[3] Один из «баалей а-Тосафот».
[4] Имеются в виду 5088 и 5087 годы от Сотворения Мира соответственно, т.е. Тур пишет о своем времени — о том, что в его дни есть сомнение по поводу счета Шмиты)
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.